18+
Все новости

Музыкальные термины

Баллада

Баллада Длинна и сложна история жанра баллады. Самое это слово произошло от итальянского ballare -- плясать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В средние века баллады превратились в песни повествовательного склада. Их исполняли под аккомпанемент какого-нибудь инструмента. Рассказывалось в них о разных исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах, о разбойничьих набегах... А в XIX веке баллада родилась заново в профессиональном искусстве. Она стала литературно-поэтическим жанром. К ней обращались поэты разных стран -- Гете и Гюго, Гейне и Мицкевич, Пушкин и Лермонтов... Баллада -- это повествование. Но повествование не простое. Непременно должны в нем присутствовать элементы фантастики. За внешне спокойной формой всегда скрыт большой внутренний драматизм. Прочитайте «Воздушный корабль» и вы почувствуете это.

А потом баллада снова обрела музыку. Вслед за поэтами к ней стали обращаться композиторы. «Лесной царь» Шуберта, «Ночной смотр» Глинки, «Забытый» Мусоргского -- большие вокальные произведения, использующие тексты стихотворных баллад и сохраняющие их основные особенности. Композиторы стремились передать в музыке развитие сюжета баллады и нередко наделяли ее чертами изобразительности. Например, в аккомпанементе баллады Шуберта «Лесной царь» явственно слышен ритм стремительной скачки. А далее появились и инструментальные, не связанные со словом, баллады. Первым стал сочинять такие баллады польский композитор Фридерик Шопен. Современники считали, что две из его четырех фортепианных баллад навеяны стихотворными балладами Адама Мицкевича -- «Конрадом Валленродом» -- повествованием о героическом подвиге и гибели за отчизну, и «Свитезянкой» -- преданием о русалках, живущих на берегу озера Свитязи. Замечательную балладу для фортепиано написал и норвежский композитор Эдвард Григ. Он никогда не объяснял ее содержания, но самый склад музыки говорит о том, что его баллада -- рассказ о Норвегии, о ее прошлом, о временах легендарных походов викингов, о ее природе... Современные зарубежные и советские композиторы также часто пишут баллады для голоса, хора или различных инструментов. Многие из вас, наверное, слышали «Балладу Витязя» из симфонической кантаты Ю. А. Шапорина «На поле Куликовом», «Балладу о солдате» В. П. Соловьева-Седого, а некоторые, может быть, играли очень красивые, драматичные баллады Н. П. Ракова для фортепиано.
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить в нашей группе в Фейсбуке
Слава Вольный - Чередой за вагоном вагон
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
купить сигары
Александр Дюмин откроет 19-й концертный сезон в трактире Бутырка
Студия «Ночное такси» представляет концерт Игоря Васильева в Санкт-Петербурге! 27 мая, Sound-Cafe «LADЫ»
Студия «Ночное такси» представляет концерт Альбины Десницкой в Брянске! 21 октября, КЗ «Дружба»
Роман Юрченко - Положительный заряд
Инна Наговицына с программой Городские встречи
Лучшее за месяц
Видео шансон
11 лет без Николая Резанова… (ансамбль «Братья Жемчужные»)
За окошком свету мало – новое рождение песни…
«Одна на всех Победа…»
Михаил Бурляш встретил свою "Пампушечку"
Феликс Шиндер и группа «Деньги вперед»
«22-й фестиваль памяти Аркадия Северного» - на сцене и за кулисами
Шансон над Волгой-2017 (большой фоторепортаж)
Борис Жердин – от бурлеска до гротеска
Александр Фрумин (фото разных лет)
Парад талантов и профессий