18+
Все новости

Музыкальные термины

Импровизация

Обычно композитор, сочиняя какое-нибудь произведение, предварительно обдумывает его, делает наброски, а потом уже записывает сочинение на нотной бумаге, тщательно отделывая каждую деталь. Но бывает и так: музыкант садится за рояль, берет несколько несвязных аккордов, а затем, словно размышляя, начинает играть. Звучат пассажи, возникают и исчезают мелодии, вновь сменяясь разливами пассажей... Спросите этого музыканта, что он играл, и он ответит: да так, ничего, просто импровизировал. Латинское слово improvisus означает - непредвиденный. Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное. Бывают импровизаторы не только музыканты, но и поэты. Об одном из поэтов-импровизаторов рассказывает Пушкин в оставшейся незаконченной повести «Египетские ночи». В старину искусство музыкальной импровизации было развито очень широко. Каждый музыкант, выступая в концерте, должен был импровизировать по заказу публики произведение в определенной форме - вариаций, фуги, сонаты, на тему, предложенную кем-нибудь из присутствовавших. Великолепным импровизатором был и Бетховен, и многие другие композиторы прошлого. О гениальном скрипаче и композиторе Никколо Паганини, например, рассказывали, что лучшие его произведения - не те, что записаны, изданы и известны всем, а те, что он импровизировал по настроению и никогда больше не повторял. В наше время искусство импровизации почти совсем забыто. Лишь крайне редко встречаются музыканты, способные сочинять «на глазах у публики». Произошло это прежде всего потому, что в музыке, как и во всех областях нашей жизни, господствует «узкая специализация»: композиторы теперь не являются одновременно концертирующими музыкантами-исполнителями, а профессиональные инструменталисты-концертанты, как правило, не обладают выдающимися композиторскими данными. Старые традиции импровизирования сохранились разве лишь у некоторых органистов. Так, в начале 60-х годов в нашу страну на гастроли приезжал Томанер-хор - хор лейпцигской церкви святого Фомы, в которой когда-то давно многие годы работал И. С. Бах. Руководитель хора Гюнтер Рамин импровизировал на клавесине прелюдию и фугу, темы для которых ему предложили советские музыканты, присутствовавшие на концерте.
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить в нашей группе в Фейсбуке
Опрос
На каких носителях вы чаще слушаете музыку?
Реклама
купить сигары
Афиша
Влад Зерницкий и Владимир Каплун - Без претензий
Владимир Ждамиров с программой "От души!"
Концерт Александра Новикова в Санкт-Петербурге! 21 апреля, БКЗ «Октябрьский»
Владимир Белозир в программе Я соберу друзей
Михаил Чутко, Ольга Роса, Михаил Поляков. Тверской шансон и соло на саксофоне
Михаилу Кругу – 55…
Парад талантов и профессий
Фото Аркадия Северного с разных концертов
Константин Крымский на съемках студии Ночное такси
Евгений Кемеровский и Мухтар Хордаев в Доме искусств
Алеша Авдеев: «Я не звезда, я – планета…»
Лучшее за месяц
Видео шансон
Группа «Деньги вперед» выпустила новый клип
Шансонье Игорь Кранов выпустил дебютный видеоклип
Группа Ленинград - Кольщик
«Тум-балалайка» шагает по планете…
Кеша Гомельский записал песню памяти Вячеслава Стрелковского