Альбомы, перевернувшие мир русского шансона. 80-е
Информация о статье
Русская неподцензурная песня (теперь это – Chanson a la Russe) берет свои истоки примерно в ХVI-ом веке, может раньше, может позже – пусть с этим «глубокие» исследователи и заумные филологи разбираются. И пусть придумывают всякие небылицы о русском шансоне… предлагаю вам поразмышлять и поговорить на другую тему – как видоизменялся жанр городского (или – бытового) романса, блатной лирики, босяцкой песни, уличной песни. Выбирайте любое определение, какое вам больше нравится и вперед.
1980-е годы стали, если не временем начала расцвета шансона по-русски, к этому было много причин, но уж точно – временем, когда зарождалась новая музыка, появились новые веяния. Частично, как мне кажется, это было связано с развитием технического прогресса – появилось много хорошей техники и, как следствие, началось ее удешевление. А уж после того, как рухнул «железный» занавес – у каждого желающего появилась возможность приобрести любую технику – от дорогой и элитной до примитивных «самоиграек» на любой бюджет. Это одна сторона вопроса, 1980-е породили много открытий, было запущено много процессов, которые влияли не только на жизнь простых людей, но и на музыкальные вкусы и привязанности.
Также очень важно понимать, что перестройка и гласность стали теми рычагами, которые объявили «амнистию» русской песне во всех ее проявлениях. Об этом чуть ниже и более подробно…
Итак… 80-е годы ХХ-го века. Какие альбомы «прогремели»? Какие стали культовыми и на которых потом многие годы равнялись и равняются современные шансонье?!
1980 – До 1980 года Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980), по иронии судьбы, издавался чаще за границей – во Франции, США, Германии и Канаде. Основные точки притяжения русской эмиграции – так уж исторически сложилось, тем более его друг и замечательный продюсер Михаил Шемякин сделала большое количество записей барда всея Руси у себя в замке под Парижем… Это тоже способствовало тому, что записи распространялись там же. В СССР у Высоцкого выходили, в основном, миньоны. И только в 1978 вышел первый диск-гигант, который автор увидел при жизни – «Владимир Высоцкий. Песни и баллады» (19 изданий).
25 июля 1980 года артиста не стало… Горе, потрясение, но – последние годы на фирме грамзаписи «Мелодия» долго и кропотливо готовились очень разные проекты, связанные с творчеством Владимира Семеновича – записи с инструментальным ансамблем «Мелодия» (1973) под управлением Георгиям Гараняна, записи под гитару...
И только к концу 1980-го года в советских газетах замелькало такое сообщение: «На Всесоюзной фирме грампластинок »Мелодия« готовится к выпуску первый диск-гигант с записями песен Владимира Высоцкого. В продажу пластинка поступит в декабре».
Только умершего его «разрешили»…. 12 очень разных песен, которые уже знал весь СССР наизусть, знали и пели во всем мире, очень нейтральные, самые «безобидные» из его обширного наследия (Владимир Семенович говорил, что написал около 800 песен)… разрешили только эти – несколько песен о войне, лирические и юмористические. Виниловая пластинка выдержала 111 изданий, да-да, я не ошибаюсь – это только официальные данные. В СССР полноценно и массово песни Владимира Высоцкого стали издавать с 1986 года…
1982 — Вот уже прошло пару лет, как ушел из жизни ленинградский самородок Аркадий Северный (1939-1980)… Сергей Иванович Маклаков (1929-2019) и компания несколько приуныли – новых знаковых исполнителей нет, а техника и желание записывать – есть. Да и денежек очень хочется.
Доподлинно не помню, кто принес Маклакову записи его земляка Александра Розенбаума, но они ему очень даже понравились… ведь на самом деле Александр Яковлевич и до этого частенько выступал на квартирах и дачах, где любители потихоньку его записывали и распространяли между собой пленки с «одесским» циклом ныне Народного артиста России.
Сказано – сделано, пригласили барда, пригласили ансамбль «Братья Жемчужные» и за несколько дней был записан ныне легендарный альбом «Памяти Аркадия Северного» (8 официальных изданий). Через полтора года шансонье записал с этим же коллективом еще один концерт – «Новые песни. Ноябрь 1983» (9 изданий) и на том они разошлись на долгие 12 лет. В 1995 году их новой работой стал альбом «Розовый жемчуг» (6 изданий), но это другая история….
Чем важен альбом Александра Розенбаума и ансамбля «Братья Жемчужные» «Памяти Аркадия Северного» для жанра?! Во-первых он стал отсчетной точкой подобным проектам – десятки альбомов на сегодняшний день так или иначе посвящены королю одесской песни. Во-вторых позднее появились коллективы, которые захотели продолжить традиции такого саунда и таких песенных тем, например, ансамбль «Ля миноръ». И в третьих, как мне кажется, самое главное – еще не известно, каким бы творческим путем пошел Михаил Захарович Шуфутинский, если бы ему в руки не попала аудио-кассета с этими песнями…
1983 – Конечно, громко и славно дебютировал Вилли Иванович Токарев (1934-2019) в 1981 году альбомом «В шумном балагане» (7 изданий), но как мне кажется окончательную и неоспоримую известность ему принесла пластинка «Над Гудзоном» (7 изданий, 1983).
Я нисколько ни умоляю гениальность первого релиза, но второй по каким-то необъяснимым причинам дороже и ближе моему сердцу, хотя услышал я их примерно в одно и тоже время – в 1986. Долго они добирались дом моих ушел в Калининград. Кстати, интересный факт, почему-то на аудиокассете было написано именно «Анатолий Токарев», возможно, при перезаписи перепутали с именем Днепрова, он-то Анатолий, но песен последнего на кассете не было…
Несколько аргументов в пользу «Над Гудзоном» – и большее количество хитов, и больше мелодичности, больше лирики, даже и лагерной. Многие со мной согласятся, записать дебютный альбом – скажем так, это не просто и не легко, но возможно, но через год повторить успех – такое подвластно не всем. Опять же, спустя каких-то семь лет Вилли Токарев выпускает уже в СССР свою первую официальную пластинку (на Родине) – под тем же названием «Над Гудзоном». И если в оригинальной пластинке было десять треков, то в одноименно сборнике их уже – 12.
«В шумном балагане» достаточно «американский альбом» — там есть песни, которые были созвучны именно эмиграции (для нее пластинка в первую очередь и писалась), а не слушателю из СССР. А диск «Над Гудзоном» — вообще уже «американский» продукт… Ведь для тех, кто был через океан для артиста – «Гудзон» стал неким путеводителем по Брайтон-бич, как через десять лет альбом Тани Лебединской «Могучая кучка» — стал путеводителем по самой эмиграции третьей волны.
1984 – Весной 1984 года в помещении ДК УЗТМ (Свердловск) на 2-х канальном магнитофоне местный рокер с группой «Хипиш» подпольно записали альбом. Первоначально в нем было 18 песен, по ходу того, как кассеты с записью начали расходиться по стране – последние две в некоторых вариантах исчезли. Кассеты тогда были по 60 минут, а концерт длился 69. Наверное, это была одна из причин, вторая – они несколько «не ложились» в канву концерта. Кстати, в записи одной из песен принимал участие настоящий похоронный оркестр… да и сам трек назывался «Похороны Абрама».
Да, альбом назывался «Вези меня, извозчик…», автора и исполнителя звали Александр Новиков, уже через полгода альбом знал весь мир (пленку предусмотрительно переправили, если не ошибаюсь, в ФРГ), артист получил десять лет строго режима, отсидел пять.
В 1991 году шансонье полностью перепел и перезаписал свой альбом под формат виниловой пластинки и там осталось 9 песен, часть треков попало на диск «В захолустном ресторане» (1992).
Мощь альбома «Вези меня, извозчик…» — яркая, едкая и очень смешная сатира и на советскую власть и, отчасти, на блатной мир… почти никто так на писал и не пел до этого, да еще и в сопровождении профессионального ВИА (или рок-группы – тут уж как хотите). Плюс потрясающая лирика, которую быстренько запели и певцы-эмигранты со всего света.
Прошло сорок лет с моменты выхода «Извозчика», скажем честно, много было проектов, много было подражателей, но – или повторить такого успеха или затмить эту пластинку никто не смог… да, были лучше, хуже, но все канули в Лету.
1984 – Однозначно, что сольную карьеру Михаила Шуфутинского можно отсчитывать с марта 1983 года, когда он дебютировал альбомом «Побег»… очень говорящее само за себя название, но через год с небольшим, а именно 19 ноября 1984 у артиста выходит новая виниловая пластинка, которая (как мне кажется) решила всю его дальнейшую судьбу – «Атаман» (7 изданий).
Тут сошлось все – удачный репертуар (песни Александра Розенбаума), которого хотела и ждала эмиграция, роскошные аранжировки, на которые Михаил Захарович не поскупился и в которых понимал толк. Видимо, он интуитивно понимал, что надо хорошо вложиться, чтобы заработать и надолго укрепиться на эстрадном небосклоне… Опять же, стилистика живого концерта, которую потом за ним стали использовать другие певцы, но это было не ноу-хау артиста – этот ход использовал еще Борис Рубашкин в своих пластинках. Такие вот дела….
И, опять же, перед этим Шуфутинский делал аранжировки к альбомам Михаила Гулько, Майи Розовой, Любы Успенской и Анатолия Могилевского…. Как говорят, «набил руку», а одно и подзаработал, он явно понимал, что и как «выстрелит» и оно, действительно, выстрелило, как залп «Авроры».
Хотя все последующие годы Шуфутинский, так или иначе, работал с разными авторами, но к песням Розенбаума он возвращался всегда. Мало того – в 2023 году он вернулся к ним и сделал совершенно новые аранжировки в стиле Electro Swing. На тот момент певцу исполнилось 75 лет… а в этом возрасте многие мэтры предпочитают почивать на лаврах, а не работать с модным и новым звуком.
Продолжение следует…
Михаил Дюков специально для сайта blatata.com