Вячеслав Стрелковский: «Тюрьма – это не путешествие в сказочную жизнь…»
— Вы как-то не так давно сказали, когда окунулись в мир шансона, точнее в ту его часть, которая всплыла на поверхность и стала шоу-бизнесом, вы в ней сильно разочаровались… прокомментируйте эти слова.
— «Шансон — это песни про жизнь». Лучше Михаила Танича, по-моему, не скажешь. Лучше и объемнее, если можно так выразиться. А жизнь — это и двор, в котором ты вырос, и юность, и зрелость… Это тот путь, по которому мы все шагаем, ошибаемся, раскаиваемся, прозреваем… Жизнь — это не только взлеты, но и падения, переживания, выводы… Порой, когда слушаю то, что принято называть сейчас «шансоном», кроме разочарования ничего не испытываю. Пустота, но только под пару аккордов. Нет, есть, конечно, и замечательные исполнители, и композиторы, и поэты! И очень хочется верить, что их не мало на постсоветском пространстве. Но все больше в наше время встречается тех, кто передает человеческие чувства без эмоций, говорит о том, о чем не имеет ни малейшего представления и не в состоянии, в силу объективных причин, перевоплотиться в ту среду или человека, о которых вещает со сцены.
Безусловно, мы все разные — разные вкусы, взгляды, интеллект… Возможно, все живое имеет право на жизнь, но именно — живое, а не полусгнившее, еще не родившись. Шансон — это и русские легенды, это и Окуджава, и Владимир Высоцкий, и Александр Новиков и очень многие другие, которые далеки от безразличия и огромного желания выглядеть хуже, чем они были, есть и будут.
Сам я сегодня с превеликим удовольствием слушаю, уже ставшими при жизни (и слава Богу!) классиками жанра — Александра Розенбаума, Любовь Успенскую, Ивана Кучина и других… Возраст, наверное, дает о себе знать – старею… Из более молодых дарований тоже встречаю людей талантливых и с огоньком, но называть имена не буду, дабы не искушать судьбу. Пусть у ребят все будет впереди. Именно они и должны вывести шансон на новый уровень, когда «доброжелатели» не станут заслуженно кривить рожи и тыкать пальцем на очередные «шарики катаю» или еще того хуже. Все познается в сравнении, а поэтому я искренне надеюсь на то, что застой и мракобесие в шансоне исчерпает само себя. Как бы мы узнали, что такое добро, если бы не было зла?
— Вячеслав, а ваши песни, они о жизни? Знаю, что у сборника стихов «Мысли вслух» очень не простая судьба, да и выпустили вы его, будучи зрелым человеком...
— «Мысли вслух» — это стихи, которые, без всякого кокетства, мне очень хочется назвать стихами (хотя оценку должен давать слушатель) о жизни, то есть о том пути, которым шел, и слава Богу, пока идет конкретный человек. Это, может быть, даже не стихи в общепринятом понимании, а рассуждения наедине с самим собой. Я не буду набрасывать на себя пух, стыдно уже выпячивать себя в окружающий мир, а скажу откровенно и прямо: я — не херувим и не хочу, чтобы кто-то думал, что таковым быть пытаюсь. 22 с половиной года в лагерях и тюрьмах — прямое тому подтверждение. У меня были все возможности наступать на грабли не единожды, набивать шишки, возводить на своем пути такие препятствия, которые было трудно преодолевать. Кто был в «Системе», тот знает, что такое изолятор, карцер, «БУР» и тюремный режим… Именно в камере я провел почти 17 лет, и Бог — свидетель (как и люди, которые меня знают по прошлым годам), что я не обманываю никого, пытаясь выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Для меня «Воры» — это не те, кто украл, а Личности, сумевшие не просто заставить себя уважать тех, кто охраняет и контролирует, но и тех, кто готов, как и они, поделиться с ближним последним куском хлеба, вывернуть наизнанку не только душу, но и кишки. Может, это чересчур откровенно, но – это Правда. Как говорил Сократ: Я знаю то, что ничего не знаю, но многие не знают даже этого." А поэтому мне очень хочется, чтобы люди не спешили осуждать и делать выводы о книге, которую не читали, а попытались понять, осмыслить и услышать, постарались отнестись к другим так, как им хотелось бы, чтобы отнеслись к ним самим. Я не хочу что-то или кого-то идеализировать, мы все — живые люди и ничего человеческое никому не чуждо, но просто прошу учесть, что в нашей стране нет такой семьи, в которой прямо или косвенно кто-то на собственной шкуре не испытал все «прелести» тюремного быта. Дай Бог, никому с этим не сталкиваться, чтобы потом, как я, не стращать людей своими откровениями.
— Вячеслав, а вы не боитесь, что после таких слов, вас могут обвинить в воспевании воровской и тюремной романтики, что после таких песен неокрепшие души пойдут воровать и убивать (вопрос без всякой иронии)?
— В-принципе, ничего удивительного, именно такой реакции я и ожидал. Возможно, со стороны мои слова и выглядят как надувательство, надувание тюремной романтики и воровской идеологии, но, поверь мне, я далек от мысли толкать молодежь на преступления, а тем более на попрание такой Божьей заповеди, как «Не убий». Хотя, Михаил, должен тебе признаться, — я много раз убеждался в том, что сколько бы мы не пытались кого-то убеждать в верности или ошибочности того или иного пути, человек пойдет своей дорогой, совершит свои ошибки или героические поступки, заработает только свои шишки. Есть, конечно, исключения, но так происходит чаще всего. Свой жизненный опыт невозможно дать в долг, напрокат или, как подарок. Да и не возьмут, как бы ты не старался уговаривать, потому что каждый человек имеет право на собственные заблуждения, да и на раскаяние тоже.
Что касается «высоких» слов в отношении Воров, то, Михаил, это мое личное мнение о конкретных людях, с которыми мне пришлось встретиться и познакомиться. И должен заметить, в большинстве случаев, это действительно доминантные личности. Я уже говорил, что не собираюсь никого и ничего идеализировать, жизнь очень многогранна и богата на сюрпризы, но мне на самом деле очень везло на людей. А может, я сам искал того, с кем мне было комфортно жить? Бог его знает...
— Существует такое мнение, что так называемый жесткий шансон, то есть песни о неволе должны писать люди, видевшие это реально, прошедшие это, а не те, кому просто хочется стилизировать свои эмоции, выдавая публике «стерильный» адреналин… Как вы лично к этому относитесь?
— По-моему, очень хорошо по этому поводу на своем юбилейном концерте сказал Александр Новиков. Дословно не помню, но смысл постараюсь передать: «Сейчас многие так слащаво поют о лагере, так романтично и красиво, что прямо тянет в неволю, в те „красоты“, куда нас зазывают, как на экскурсию». Но тюрьма — это не путешествие в сказку, — это жизнь, при чем не самая лучшая и красочная, со всеми, вытекающими отсюда, последствиями. Как бы кто-то не разливался соловьем, но очень часто «места не столь отдаленные» напоминают водосточную канаву, в которой собраны все человеческие пороки: хитрость, ненависть, зависть… Это как зола от костра, в которой довольно редко находишь, еще не потухшие, теплые угольки. Эти угольки и есть те люди, которые запоминаются на всю жизнь, кому хочется помогать, о ком можно писать стихи без лицемерия и надувательства.
Что касается людей, работающих в жанре «жесткого шансона», то не такой он и жесткий, а скорее, более приземленный, открывающий широкой публике глаза на те стороны жизни, которые от них скрывают, пытаясь завуалировать действительность. Для меня, если честно, совершенно не важно был человек в лагере или не был, кто он «по жизни», имеет право или не имеет… Существенно и значимо другое: насколько правдиво и актуально звучит то, о чем поют, как это передается и насколько человек может влезть в ту шкуру, которую должен хотя бы себе представлять. Сережки в ушах и в носу, волосы ниже талии или «ирокезы» на голове — не совсем лагерный типаж, а поэтому, увидев такого исполнителя, даже не услышав, как и о чем он будет петь, начинаешь невольно улыбаться и представлять его чуточку в ином лагерном качестве. Но это, повторяю, сугубо мое личное мнение.
Ты знаешь, Михаил, ведь далеко не все, даже из «сидельцев», поют о том, с чем сталкивались в своей жизни, а в большинстве случаев, не имеют малейшего представления о босяцкой жизни. Многие Воров и в глаза не видели, хотя утверждают, что карт-бланш для выхода на сцену им дали именно они. Это не реально, потому что не один Вор не даст ни кому такого поручения, это перечит Воровской морали. Как и не отправит в милицию с заявлением на обидчика.
— Сейчас вы готовите сборник стихов «Гражданин начальник», немного об этом и конечно же, как возник творческий тандем Стрелковский-Дегтярев-Сана? Что же сделано, что планируется?
— Появлением на белый свет триумвирата Стрелковский — Дегтярев — Сана мы все обязаны Виктору Чайка, с которым меня познакомил мой давнишний приятель. Как и все в этой жизни, сие знаменательное событие произошло благодаря Его Величеству Случаю. Хотя, как известно, череда случайностей — и есть закономерность. Сидели, пили пиво, знакомый сказал, что его сосед занимается шансоном, после чего позвонил Виктору, а потом вместе с ним приехал ко мне в гости домой, где я и прочел Чайке несколько своих стихов. Именно этот момент можно считать точкой отсчета в нашем совместном творчестве (Какое слово то громкое!). Потом, уже с Витей, мы встретились с Дегтяревым и Саной. Если Игорь уже пел шансонные песни с большой сцены, то Сана наотрез, по началу, не желала видеть себя в качестве шансонье. Только после более близкого знакомства с моим стихоплетством, Наташа (имя певицы и композитора) загорелась и начала петь, а не только писать музыку. Я очень рад, что в этом есть и моя маленькая заслуга. Правда, сочинять тексты для Саны, почти все, мне пришлось с ноля, учитывая характер и мировоззрение певицы.
Книга «Гражданин начальник» (название диска скопировано с названия книги) — это отражение в мир всех не свобод, как внешних так и внутренних, с которыми приходится сталкиваться в жизни живому человеку. Конечно, большинство стихов написаны в условиях изоляции, а поэтому весьма субъективны, и отражают личный взгляд автора на те или иные проблемы бытия. Но «Гражданин начальник» — это не обращение к власть имущему или какому-то «вертухаю», это не попытка льстиво приспособиться к условиям существования, а желание сказать громко: «Я — есть, и прошу об этом не забывать. И таких, как я, — тысячи». Но только голос не должен походить на писк мышонка под веником.
Планы на будущее огромные, но делиться ими сейчас страшновато. Авось, все пойдет и вкривь, и вкось? Слава Богу, материала наработано достаточно, да и пишется еще что-то. Посмотрим, как карта ляжет...
— Как вам кажется, в чем смысл жизни? В чем, может быть, судьба поэта, смысл его жизни?
— Ты знаешь, Михаил, вопрос не пафосный, а очень и очень сложный. И не только для меня, а и для большинства людей. В отличие от атеистов, которые придумывают каждый сам свой смысл жизни, человек верующий, не задумываясь, отвечает: «В Царствии небесном». Я же, как человек убежденный в существовании Высшего Порядка или Единого Начала, но очень сдержанно относящийся к служителям культа, хотя сам и православный христианин, много лет пытаюсь найти ответ на этот вопрос. Когда нет денег, то смысл в них; нет свободы, то смысл в ней; нет душевного равновесия, то — в определенной духовной субстанции, ведущей к покою. Но только одно не преходяще, по-моему, для всех живущих — это Любовь. Не удовлетворение плотских страстей и желаний, а забота о том, кого любишь и оберегаешь от всех жизненных неудобств, о которых я говорил выше. Именно в любви жизнь обретает смысл. Что же будет после смерти, одному Богу известно.
— Чтобы вы хотели пожелать своим читателям уже настоящим и потенциальным, слушателям песен, автором которых вы являетесь?
— Михаил, в окончании нашей беседы хотелось бы искренне пожелать всем и каждому: есть только для того, чтобы жить; но не жить для того, чтобы есть. Все, что мы видим вокруг своими глазами, когда-то будет разрушено людьми или временем, и только не материальные ценности, такие, как человеческая память, уважение и признание останутся после нас, если мы сумеем это заслужить своей жизнью. Поэтому, всем людям я желаю искренности, здоровья и любви!!!
— Спасибо вам за беседу и удачи!
— Я вижу, мы подошли к финалу нашего марафона. Вот и замечательно! Благодарю за то, что не пожалел на меня своего времени. Жму руку и говорю, — Спасибо за все!!!!!
Беседовал Михаил Дюков Минск-Калининград
15 сентября 2009 года