Денис Мафик: «Стихи – это не деталь с конвейера…»
МАФИК (МАЛЫГИН ДЕНИС) (р. 23.06.1971 г.) — автор-исполнитель в жанре русского шансона родился в городе Заречном Екатеринбургской области. Еще в школе научился играть на гитаре. После окончания восьми классов пошел учиться в техникум. С 1990 по 1992 год служил в Армии, где начал писать и собственные песни. После демобилизации вернулся в родной город, где за несколько лет в домашних студиях записал четыре альбома. В начале 2000-х годов напечатал диск из лучших песен в количестве пятисот экземпляров и разослал по студиям. Демо-альбом попал в компанию «Русский Шансон». В 2005 году певец дебютировал альбом «Чики-мони», чуть позже вышла DVD-версия диска. Далее последовали альбомы «Птицы» и версия альбома на DVD в форме клип-сериала, альбом «Шито-крыто» и другие. Много гастролирует по России.
— Денис, начнем с простого — расскажите немного о себе, откуда вы родом и откуда этот псевдоним «Мафик»?
— Родом я с Урала, из красивого городка Заречный в Свердловской области. Сочиняю с самого детства. Папа мой имел отношение к музыке, играл в духовом оркестре на
трубе, на гитаре в ансамбле. Вот и стали для меня любимыми игрушками инструменты, на которых я даже не стремился научиться правильно играть, поскольку был мал. Но время шло и, будучи уже отроком, я не с первой попытки, таки освоил гитару. А всё потому, что хотелось сочинять своё. У отца на магнитофоне всегда были записи Владимира Высоцкого, Аркадия Северного, Вилли Токарева и Александра Розенбаума.
Вот такая музыка и воспитывала мой поэтизм. Когда собственных песен накопилось достаточно, чтобы выпустить их в свет в виде магнитоальбома, я задумался над имиджем и псевдонимом. На ту пору я носил прозвище Малый, юношеских
амбиций у меня было хоть отбавляй и я добавил мафиозности в творческое имя.
Но в силу своего доброго склада характера и какой-то врождённой лиричности я
всегда наполовину выбивался из блатного имиджа в сочинительстве песен. То есть
как бы не соответствовал прозвищу всецело, но менять уже ничего не стал. Многие,
наверное, не поняли этого несоответствия, но к счастью и тех, кто вникал именно в суть моих стихов, оказалось не мало. Они до сих пор со мной и я очень дорожу их
неравнодушием к моему творчеству.
— Не секрет, что ваши стихи и песни не только о любви, но и о неволе… Этот песенный жанр, который принято называет «русский шансон» или «городской романс»… Откуда такая тематика?
— Это чисто есенинское хулиганство, которым преисполнены все исконно русские. И также как и великий русский поэт, все адекватные люди с возрастом мудреют и прощаются с этим хулиганством. Что же касается песен о неволе…это тоже наш русский менталитет. В каждом роду найдётся человек, побывавший в местах заключения. Что касается конкретно меня, то я срока не отбывал. Бог миловал. Но многие из моих друзей прошли эту суровую «школу». Вот из общения с друзьями я и складывал картинки об этой стороне нашей жизни. Позже стал часто выступать с концертами на зонах и повидал всё своими глазами. Очень важно понимать, что стараюсь я петь о неволе не от первого лица. Есть, конечно, несколько вещей,
таких как «Вина доказана» или «Красота», но если вслушаться — это иносказания, а точнее выражаясь аллегории.
— Много лет любители жанра и коллекционеры спорят, что могут ли исполнители, не побывавшие в «местах не столь отдаленных» петь о том, чего не видели… Ваше мнение…
— Нахожу большой глупостью или просто брюзжанием, споры на этот счёт, тем более много лет. Режиссёр снимает фильм про бандитов, но ведь мы не вопрошаем о его биографии. И харизматичный Михаил Пореченков из замечательного сериала «Ликвидация» вовсе ведь не коварный немецкий диверсант в обычной жизни? Думаю, что коллекционеры жанра просто ревнуют к памяти о светлом прошлом. Я и сам люблю то своё время и часто примеряю на себя картинки из прошлого. Например мне очень нравится брючный покрой типа клёш, звуки ионики и прочее, но я смотрю на жизнь современно. Если автор не обладает соответствующей долей фантазии — он скучен, согласитесь? Неравнодушный склад души автора так и так заставит его спроецировать самого себя в чужую проблему. Я не был на войне, но мой двоюродный братишка пропал без вести в Чечне, отдавая свой солдатский долг, так как же я мог не написать песню «Журавли» в память о нём и всех пацанах, кто не вернулся из горячих точек? Но я не был там…
— Современный шансон… он действительно блатной или это все же стилизации или в большинстве своем это песни не о тюрьме, зоне и бандитах? Вас причисляют иногда к жанру «танцевального шансона», как вы к этому относитесь?
— Современный шансон, конечно, отличается и слогом и подачей. Другое дело, что песни на «колючую» тему теряют свою актуальность, но тому есть причины. Послушайте модный на сегодняшний день уличный или пацанский рэп и вы поймёте, что в этом андеграунде много общего с теми «запрещёнками» из нашего прошлого. Но язык другой, нет лагерных антуражей. Зато есть дерзость, инакомыслие, бунтарство, то, что влюбляет в себя подростков! Жизнь шагнула вперёд и как-то вот так сейчас выглядит музыка улиц, значит, пришло время!
Да, я соглашусь, что делаю танцевальный шансон и меня это не смущает. Я всегда был такой. Люблю современное ритмичное звучание и всё тут! Заставлять людей танцевать, пусть даже под невесёлый текст – это клёво! Человек как бы выплёскивает горечь назло рутине, и всё благодаря тебе – супер!!!
— Кто для вас в жанре сегодня авторитет или, скажем так, на ком учились, кому, может быть, первоначально подражали…???
— Александр Яковлевич Розенбаум для меня всегда остаётся, как и прежде, мастером слова. Всегда находился под впечатлением его одесской манеры исполнения. Вилли Иванович Токарев своим оптимизмом и задором, вперемежку с серебряной сменой тембра голоса в соответствии с определённой темой, вселял в меня уверенность, что найдётся место в песнях и распевным окраскам вокала, которыми обладаю и я. Владимир Павлович Асмолов незримо учил своим творчеством складывать слова в красивый городской романс. Я помню и почитаю всех, кто стоял у истоков жанра, но стремлюсь подражать, ибо это уже лишнее.
Я очень уважаю всех, кто видит именно ту «изюминку», которая отличает моё творчество. Она не случайна, я думаю об этом, когда пишу песни и делаю упор на шлягерность. И это весьма не простая задача, посредством двух-трёх куплетов рассказать историю с запоминающимся припевом!
— Иногда вас сравнивают с Сергеем Наговицыным… такое сравнении обижает или приятно? Или у вас своя дорога, свой путь в жанре?
— Cергей Наговицын несомненно – икона жанра! Сравнение с ним – это, конечно, же комплимент. Хотя схожесть лично я усматриваю, может быть, лишь в голосовой подаче, в синтетическом «наждачном» хрипе, который я добавляю к своему голосу. Продолжать же тему его песен я не собирался вовсе, как раз из уважения, в том числе, к его творческой нише, которую он по праву занял. Да, у меня своя дорога. Но Сергей очень повлиял на меня своей манерой сочинительства. Эта неповторимая ёмкость, хлёсткость и непредсказуемость рифм, не могут быть не оценены любителями мужественных песен. Однажды я услышал в телефонном разговоре с его супругой Инной слова благодарности за память о Сергее и это самые главные слова для меня! А на днях мне посчастливилось познакомиться с Инной лично на одном сборном благотворительном концерте.
— Как вы считаете, почему так этот жанр популярен в России… ведь каторжанская, уличная песня и бытовой романс стали популярны не вчера… уж лет двести на Руси громко звучит блатная песня…
— Думаю, потому и популярен этот жанр, что всецело раскрывает русскую душу!
И триста лет пройдёт и ещё больше, но русская блатная песня не умрёт! Не должна она умереть, ведь проклятие русской души – оно бесконечно! Такая наша доля — любить свою, забытую Богом страну! Помните как у Владимира Асмолова: « …но подмигнув подбитым глазом, ты улыбнёшься нам и сразу обезаруживаешь нас!» Популярность предсказуема и заслужена. Я же лично усматриваю только честь находится в списке российских певцов этого жанра!
— Насколько сегодня качественна русская песня… не только в шансоне, и на эстраде, и попсе…..? Я имею ввиду качество стиха, вы же, наверняка, что-то слушаете, что-то оцениваете….
— Ну, насколько качественна сегодня песня решать не берусь. Более того не понимаю
когда это делают другие, которые тоже сочиняют и поют. Тут надо терпимее относиться к моменту, потому что лучше чем слушатель никто не «отфильтрует».
Хорошие тексты можно встретить и в попсе и в эстраде. Спасать русскую песню не надо. Уж что-что, а русская- то песня найдёт себе дорогу к сердцу. Сделайте сегодня песню на стихи Александра Вертинского или Александра Галича и она будет актуальна. Стих не может быть качественным или нет, это же не деталька с конвейера. Он может быть образным, интригующим или набором рифм. Многие, написавшие кучу наивных стихов однажды выдавали что-то стоящее, потому что хотели научиться и научились.
Думаю, не стоит говорить о проблемах русской песни, послушав вступление и выключив. Или услышав крепкое словцо, решить для себя навсегда, что этот автор мистер Моветон. Кризис песни лишь в том, что никто никого ладом не слушает! Именно потому, что много исполнителей, а в шансоне и вовсе 90 процентов авторов сами пишут и музыку и стихи! У России много серьёзных проблем и ни одна не заключается в качестве песен! Надумано это всё.
— Иногда говорят, что жанр шансон в кризисе… исполнители исписались, измельчали… вы с этим согласны? Жанр стал слишком припопсованным…
— В кризисе значит? А кто знает как он выглядит, когда не в кризисе? Вот если послушать коллекционеров, то с тех пор, как стали записываться не в акустике, упадок в жанре и состоялся. Давным-давно, в общем. Другое дело, что никто не из новых авторов не станет принимать на веру негодования тех, кто не обременён сочинительством сам. Вот сидит сейчас молодой певец, мучает гитару, пытаясь что-то написать и вдруг ему говорят: «старайся шибче, твоя песня должна кризис жанра попрать!!!» Он сделает умный вид конечно, но петь будет о той же любви, дружбе, предательстве и верности, обо всём, что его делает неравнодушным!
Припопсованым жанр от части делаю и я. А что такого? И это не мешает мне хулиганить немного текстами. Или вы имеете ввиду попс, звучащий на волнах радио-шансон? Так чего же его все слушают? Никто из окружающих не любит сегодняшние плей-листы радио, а кто тогда держит на плаву рейтинги? Да всё происходит как надо, не исписались ребятки, просто, может быть, назвались по-другому и в соседнем жанре работают?
— У вас вышел новый альбом «Босота», будет он чем-то принципиально отличаться от того, что вы записывали и издавали раньше? Что-то меняется в песнях Мафика?
— Меняется, конечно. Где-то слог, а где-то мелодизм, я ведь взрослею. Но стараюсь в философию особо не проваливаться. Часто слышу, что мало стало песен на «лагерную» тему… Но я продолжаю из альбома в альбом объяснять, что не ставлю таких задач. У меня городская дворовая хулиганка, иногда упоминающая о тюрьме, как о том, куда попадать не надо! И добрая половина – это песни о любви. Я же большой лирик. Я нарочно не замыкаю себя в рамки, как в текстах, так и в стилях. Ну, с попсом всё понятно, в него можно любую тему «завернуть», а вот рэп или рок взять? Они же по духу непокорному схожи даже между собой! А раз так — я коснусь их дружеским плечом!
Альбом «Босота» очень сборный, но тем и интересный! Там и «Кипиш» есть, и «Захватывает дух»! Принципиальных отличий от предыдущих альбомов не будет, ну, разве что в аранжировочном плане. Дима Шевелёв, музыкант из Тобольска, несомненно придал новых красок к моим песням.
— С кем из исполнителей и композиторов вы сегодня работаете… какие планы на будущее, может быть, какие-то совместные проекты?
— Я, как и прежде, работаю сам. Сам пишу и музыку и стихи. Поработать с другими исполнителями мы конечно собираемся, но в этом то и секрет, в смысле сюрприза. Совместки же сделали уже две. С Витей Калиной выдали «Не комильфо», песню, в которой как раз много ответов на Ваши вопросы. С Андреем Атинским (группа «А.Т.А.С.») у нас получилась очень жанровая вещь «Косяк»! Обе песни написал Ваш покорный слуга. И это, конечно, же не последние наши совместки!!!
— Ваши пожелания нашим читателям и слушателям ваших песен…
— Я очень люблю Вас, мои дорогие слушатели! За терпение и неравнодушие!
Пусть эта цепная реакция всегда заваливает восьмёрку (8) на бок! Бога Вам!!!
— Спасибо за беседу и удачи!
— И Вам удачи, Михаил
Беседовал Михаил Дюков (Москва – Калининград)
12 июня 2012