Владимир Шишкин: «Шансон – это очень разный жанр…»
ШИШКИН ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ (р. 06.10.1956 г.) – автор-исполнитель в жанре русского шансона родился в Омутнинском районе Кировской области. После восьмого класса год учился в усольском химико-технологическом техникуме по специальности электрооборудование промышленных производств и предприятий, затем перевелся в медицинское училище. Играл в группе при медицинском училище, на свадьбах, школьных вечерах и торжествах. После защиты диплома фельдшера-акушера переехал в город Миргород Полтавской области. В 1974 году Владимир Шишкин поступил в московский заочный народный университет искусств, сразу на два отделения: по классу гитары и аранжировки вокально-инструментальных ансамблей. Оба отделения окончил с успехом. В 1979 году Владимир Шишкин поступил в полтавский медицинский стоматологический институт, создал там ансамбль, с которым много выступал. В 1984 окончил мединститут по специальности «врач-стоматолог». В 1992 году переехал в Ханты-Мансийск, где продолжил работать стоматологом, а в 2010 году ушел на заслуженный отдых и уехал в Украину. В 1993 году Владимир Шишкин записал дебютную песню «Ласковое море» на полтавском радио как автор и исполнитель.
— Владимир, вот такая ситуация, вы приехали на концерт, ведущий спрашивает, как Вас представить публике?.. Так как Вас представить публике?
— Представить публике меня довольно просто: Владимир Шишкин – автор музыки и текстов, исполнитель, сибиряк, врач и, просто, романтик.
— Насколько я понимаю, Вы пришли в музыку в достаточно зрелом возрасте – что побудило, что подвигло?
— Музыка была со мной всегда. С жизненным опытом появился смысл в рифмованных текстах, неосознанная необходимость поделиться тем, что меня волнует, о чем думаю. Первые песни были написаны в таежном национальном поселке, в котором я работал главным врачом участковой больницы на пятнадцать коек. В перерывах между ночными дежурствами у изголовья детей, принятием родов, констатацией смертей, встречами ночных вертолетов санавиации, напоминающих кострами партизанские леса, были минуты одиночества с гитарой возле потрескивающего в печи огня. Именно в такие мгновения и ложились на бумагу тексты, появлялась музыка.
— Сколько на сегодняшний день у Вас альбомов?.. Я знаю, что все они достаточно разные и по тематике и по настроению…Чем или кем такие песни навеяны?
— По тематике мои альбомы самые разнообразные. В них есть темы об отце, о том, что меня волнует, что пришлось пережить самому или о том, что пережили мои собеседники, друзья, приятели. В своем большинстве все песни имеют под собой реальную основу, реальных людей. Далеко не все из них были законопослушными гражданами. На данный этап времени я записал пять альбомов.
Альбом. «На! Север!» написан в лихие девяностые и, естественно, под влиянием того времени.
«Замок из песка» — это кадры из жизни: увиденные или услышанные истории, переложенные на тексты. Каждая песня – чей-то прожитый миг, чья-то ситуация.
«Комсомольский проспект» — это ностальгия по времени, которое не вернется, воспоминания о людях, с которыми пройден определенный жизненный путь, память о родителях, которые рано ушли из жизни.
«Тени на стене » (первоначально альбом назывался «В городе зим») о простых и сложных отношениях между мужчиной и женщиной, о готовности простить любимому человеку всё и вернуться, либо поломать себя и остаться в одиночестве, предвидя безнадежность этих отношений.
Альбом «Приметам вопреки» о любви к людям со всеми их недостатками, с неустроенностью, с несбывшимися мечтами. В том, что жизнь сложилась так, а не иначе, их вины нет. Есть стечение обстоятельств, судьба. Таких людей мне жаль.
— Что нельзя простить в жизни, а на что можно закрыть глаза?
— Человеку, который искренне раскаивается, простить можно почти всё. Но никакие раскаяния не найдут прощения или оправдания убийство близкого человека.
— Как Вы сами определите свой жанр, свои песни, свои альбомы?
— Думаю, что пишу песни в формате шансон, но определяющее слово за специалистами.
— Извечный вопрос, что важнее: слово или музыка в песне?
— Не знаю, что первично, а что вторично, но мои тексты неразрывно связаны с музыкой. Иногда текст вызывал во мне чувства и определенное гармоническое настроение, в другом случае мелодия рождала слова и укладывала их в текстовые обороты. Так или иначе, но не помню случая, когда бы тексты писал без гитары. Что касается важности слова или музыки, считаю, что здесь должна быть гармония. Иногда, хочется из песни убрать слова и слушать только музыку или наоборот – красивые стихи «забиты» мелодией, понятной одному композитору.
— На кого-то ровняетесь, с кем-то себя сравниваете или вы абсолютно самодостаточны в творчестве?
— Никогда не задумывался на кого равняюсь в формате. Мне либо нравятся, либо не нравятся песни тех или иных исполнителей в жанре. Сказать о том, что есть артисты, творчество которых идеально, тоже не могу. Себя отношу в разряд, как это ни нагло звучит, самодостаточных в творчестве.
— На Ваш взгляд, почему в России так любим «русский шансон», городской романс, блатная песня… как это не назови, но сам жанр остается популярен и востребован..
— Полагаю, любовь к этому жанру у нас заложена на генетическом уровне, потому, что он не надуманный. Этот жанр идет от души, в нем нет мишуры. Разве что назывался он по-разному, в зависимости от времени: застольные песни, тюремная лирика, городской романс… Думаю, специалисты лучше меня в деталях установят эту связь. Вспомнил одну мою приятельницу – женщину очень интеллигентную, окончившую в свое время МГУ, более 5 лет обучавшуюся в Швейцарии, владеющую несколькими языками и в оригинале читающую классику. Она была просто без ума от песни Михаила Круга «Владимирский централ». Так что этот жанр был и будет популярен всегда, независимо от возраста слушателя, его образования и социального положения.
— Обычно говорят, что крайнее дитя, то есть альбом, самый любимый… Как оно у Вас?
— Речь идет об альбоме «Приметам вопреки», записанном в 2010 году. В нем, думаю, удалось, передать мое отношение к происходящему, и он мне дорог, безусловно. Дороги и остальные мои песни, которые были написаны не для метража, не по заказу. В этих песнях мое настроение, мои переживания, моя жизнь…
— Вы больше студийный исполнитель (как мне показалось), концертов не даете, в фестивалях не участвуете или все не так?
— Не то, что больше студийный исполнитель, а самый настоящий студийный исполнитель. Потому, что основное мое занятие – медицина. Возможно, концертная деятельность и стала бы основной моей работой, но не считаю свой творческий и исполнительский потенциал настолько востребованным, чтобы оставить всё и заниматься только творчеством в широком понимании этого слова.
— Какие творческие планы, какие идеи о будущем? Что-то уже готовите, что-то пишете?
— В творческом плане хочу обновить некоторые песни по звуку и по аранжировкам. Компания Ray Records готовит к выходу еще один мой альбом. Если будет вдохновение, значит, будут новые темы, новые тексты и новые альбомы.
— Ваши пожелания свои слушателям, читателям этого интервью.
— Все мы частица одного организма во Вселенной и, чтобы не разрушать себя, относитесь друг к другу бережно. От души желаю всем тепла и удачи!
— Спасибо Вам за интервью и удачи!
— И Вам удачи!
Беседовал Михаил Дюков специально для сайта «Классика русского шансона»
25 октября 2012 года