Сергей Гвоздика: «Гвоздика – цветок мужской, символ Победы…»
— Сергей, сразу главный вопрос… Вы выпустили несколько альбомов в 1990-х и потом пропали на долгие годы, с чем это связано?!
— Дело в том, что я не занимался творчеством профессионально, то есть не зарабатывал на жизнь этим никогда… Писал сначала, просто, для друзей, с которыми делился своими песнями под гитару, а когда впервые получилось записать песню в аранжировке и прописать ее на студии, то конечно, это было интересно и звучало по другому. Но записывать песни на студии в то время, для меня было непозволительной роскошью, так как стоило немалых денег. Ведь одно дело написать песню и исполнить ее под гитару, а другое найти аранжировщика, студию для записи, я уже не говорю о записи и публикации альбома… Все это требовало серьезных расходов в то время…Поэтому, надо было зарабатывать, содержать семью, можно сказать, даже выживать в те непростое время… И только тогда, когда появлялась финансовая возможность, я мог позволить потратить ее на свое творчество…
— Почему Гвоздика? В жанре русского шансона обычно выбирают более «звучные» псевдонимы…
— Я не думал никогда над тем, чтобы выбирать себе псевдоним… Не мог тогда и предположить, что песни мои будут слушать люди по всему миру… Ведь тогда не было интернета… Все произошло само собой… Так случилось, что мои друзья по службе знали меня под таким позывным… Гвоздика – это мужской цветок, который не спроста служит символом мужества, символом Победы…Что может быть звучнее такого достойного слова, как «гвоздика»? Поэтому, я не вижу никаких оснований сомневаться в том, что этот позывной стал моим творческим псевдонимом…
— Расскажите о своем альбоме «Оттепель», Вы как-то упомянули, что он стоит особняком в Вашем творчестве.
— Да… Альбом «Оттепель» вышел в том, 2015 году, и включает в себя 20 песен. Это — лирический альбом. Песни, вошедшие в альбом, написаны в разные периоды жизни, при чем этот разброс очень значителен. Это периоды, когда я был еще курсантом, когда служил в Забайкалье, период, после увольнения из армии и до настоящего времени… Дело в том, что в 2014 году исполнилось 30 лет с того момента, как я написал первую песню. Она была записана тогда в общую тетрадь, которая потом стала моей реликвией, так как она была полностью заполнена моими первыми стихами и песнями. Тогда я сделал запись о дате начала этой тетради — 13 сентября 1983 года. Эту дату я считаю началом моей творческой деятельности… Сейчас уже в моем багаже порядка 400-500 песен, из них более 150 песен уже аранжировано. Так вот, альбом «Оттепель» — это особая подборка лирических песен разных жизненных периодов, как я уже сказал выше… Конечно, нельзя сказать, что нет больше лирических песен… Это не так… Но то, что теперь эта лирика носит иной характер, можно сказать с уверенностью, ведь и душа уже все воспринимает по другому…
— В свое время Вы организовали свою студию звукозаписи «Депо», кого успели записать и вообще судьба этого проекта какова?
— Да… Перед тем, как был опубликован первый мой альбом, появились технические возможности записывать песни на студии… Первые мои песни были записаны на студии «Рок академия», у Кирилла Есипова, многие из которых и были включены в первые альбомы… Именно тогда у меня появилась такая мечта, организовать свою студию…к тому времени появилась у меня и финансовая возможность для ее воплощения… В тот период я и познакомился с талантливым аранжировщиком — Виталием Виноградовым (ныне он же – DJ «ВИНИ»), с которым у нас долгие годы было прекрасное творческое сотрудничество. Также позже, уже на студии, аранжировки на мои песни делали — Роман Насиб, Сергей Фисун… Однажды я попал на старенькую студию, у метро Павелецкая, где прописывал голос и узнал, что хозяин ей толком не занимается… Помещение требовало ремонта, там уже было старое оборудование, которое требовало обновления… Пришлось старое оборудование выкупить у старого хозяина, доукомплектовать новым, сделать ремонт в помещении, так и начала свое существование студия «ДЕПО». Название такое мною было придумано потому, что студия была рядом с Павелецким вокзалом, где было локомотивное депо. Так, собрав вокруг себя талантливых, музыкальных ребят и аранжировщиков, студия начал свою работу… На студии «ДЕПО» записывались такие авторы и исполнители, как Виктор Королев, Александр Шапиро, Александр Звинцов и другие, да и сам я, по возможности, мог записывать свои песни… Там и были записаны песни для моих последующих альбомов… Но, мне приходилось работать по-прежнему, так как студия практически никакого дохода не давала… Но более ценно было то, что там всегда можно было встретиться с ребятами, пообщаться с друзьями, показать новые песни, поработать над ними и записаться… Это было хорошее время, хотя для многих и трудное...
— Вы были, относительно респектабельны – «Золотой граммофон», «Славянский базар» в Саратове, конкурс «Песня России» и вдруг… шансон…. Откуда у парня тюремная грусть, если так можно выразиться?
— Да, Вы правы…После того, как на песни пошли аранжировки, встал вопрос, каким образом их донести до слушателя, ведь каждый автор хочет поделиться своим творчеством с другими, и я не был исключением… Отсюда и встречи в прямом эфире со слушателями на радиостанциях Москвы и России, и первые задумки о публикации своих альбомов… То время, мне запомнилось творческим сотрудничеством со Славой Клименковым и Изнуром, при работе над моей песней «Афганский вальс», на студии «Союз Продакшн». Это было запоминающимся событием и я рад, что судьба свела меня с такими талантливыми ребятами… Наверное, отсюда и нарисовалось мое направление…
В то время, шансон был, пожалуй, единственным форматом, в который можно было войти с публикацией авторских песен, хотя и это было не просто… Я говорю сейчас о сольных альбомах, конечно, не о сборниках… Мне было тяжелее соблюсти шансонный формат, ведь тюремного опыта у меня не было, а для публикации в этом формате, в альбом надо было включать несколько «конкретных» песен за жизнь… Но, как говорят люди — «от сумы и от тюрьмы не зарекаются», поэтому и мне удалось выйти из этой ситуации и окунутся позже, на короткое время, в тюремный быт… Я попал с концертом в Бутырскую тюрьму с такими певцами, как Катя Огонек, Владимир Черняков и другие… Это также оставило неизгладимый след в моей душе до сего дня.
— Как бы Вы сами охарактеризовали и определили свое творчество, свой стиль?
— На ранней стадии моего творчества – это была – несомненно, бардовская песня… именно с нее начался мой творческий путь, еще в курсантские годы… тогда это были просто песни для друзей, под гитару, часто у костра, на каком-нибудь фестивале или конкурсе самодеятельной песни, которых тоже было достаточно в моей жизни. Это были прекрасные времена, которые мне подарили много друзей и познакомили меня с талантливыми авторами и исполнителями, у которых я тогда только учился писать и исполнять песни…
Потом, был период, который я назвал бы периодом – авторской песни. Это уже годы службы в Вооруженных силах… период после увольнения в запас… В это время было написано много песен, были мои творческие вечера в гарнизоне, в военных госпиталях, в воинских и трудовых коллективах… Это были концерты под гитару, конечно…
Третий период, я бы охарактеризовал, как период – традиционного русского шансона. Это время, когда появились аранжировки, когда пошла работа со студией, вышли первые мои альбомы… Этот период моего становления в шансоне…
Но вот сейчас, начиная где-то с года 2005 по настоящее время, я бы выделил, как четвертый период развития моего творчества, который охарактеризовал бы, как «ПРАВОСЛАВНЫЙ ШАНСОН». Такое сочетание мною было употреблено первым и впервые. По большей части, это связано с изменением моего мировоззрения, с духовными моими взглядами, с моим воцерковлением, с переоценкой жизненных ценностей, наверное…
На первый взгляд, может показаться, что это два противоречащих друг другу слова — православие и шансон… Но ведь, если есть песни о тяжкой доле отбывающих срок, о неволе, песни, которые навевает тюремная грусть, как было написано в одном из вопросов… То, если понимать жанр шансона, как песни о нашей жизни, песни спетые сердцем, от всей души, песни спетые о том, что нас тревожит, то почему не может быть песен о духовной жизни, почему не может быть песен, которые будут вольно-невольно заставлять человека задумываться о своей душе, о том, что он еще не знает, о смысле жизни, о добром и вечном, в конце концов, о Божьей Любви к людям, почему бы и нет… Конечно, это другая аудитория, другой слушатель, но даже слушателям классического, традиционного шансона эти темы совсем не чужды… Все мы живем и когда-то умрем и что нас ждет «там» многим не все равно… В православной вере же уже давно есть на все эти вопросы правильные ответы… Это сейчас, пожалуй, центральная тема в моих песнях… А вот на сколько это у меня получается, все равно будут судить слушатели, это их право.
— Что лично для Вас жанр русского шансона?
— Для меня жанр русского шансона – это, прежде всего, возможность поделиться с людьми наболевшим, тем, что уже когда-то пережито тобой, тем, что вызывает отклик в твоей душе, а значит и в душах твоих слушателей… И не просто поделиться, а выразить все в песне – в ее стихах, манере исполнения, в аранжировках… Это сама возможность писать, совершенствоваться в поэзии, в исполнении… Сказать, что это — возможность самовыражения, будет не совсем правильным, хотя тоже верно отчасти… У меня есть потребность, выразить события или явления, состояние души, через стихотворные строчки, описать события, к которым я не равнодушен, через стихи и музыку. Это работает уже на уровне подсознания, на автомате… Шансон, как жанр – это для меня еще и сохранение русских традиций, показывающее все богатство, разнообразие и многогранность русского языка, исполнительского мастерства, талантливости русского народа. И наконец, шансон – это путь в свет для моих песен…. Это, как причал, от которого мои песни отправились в самостоятельное плавание на просторы всемирной сети, где они прекрасно существуют до сих пор…
— Не собираетесь ли Вы издать сборник стихов или поработать с другими исполнителями именно, как автор?
— Идея о подготовке сборника стихов или песен меня посещала… И мне было бы интересно ее осуществить, но для этого нужно время, которого как всегда не хватает. Была идея сделать даже с нотами такой сборник… Дело в том, что время нужно, чтобы выбрать стихи, отредактировать их для сборника, найти того, кто будет публиковать и другие организационные вопросы решить… А если ноты еще подготовить, то еще больше вопросов… На это и не хватает времени…
Что касается сотрудничества, то, как пример, могу привести недавно написанную песню на музыку композитора из Санкт-Петербурга, Владимира Малахова… Песня называется «Еще вчера ты снилась мне…» Он мне прислал музыку и попросил ее послушать. Вот на эту музыку, за одну ночь я и написал песню, но это было впервые, чтобы на музыку написать… Я надеюсь, что людям понравиться эта лирическая песня.
— Что нельзя простить?
— Все люди разные… Я думаю, что по большому счету, простить можно все, если это касается отношений между людьми и тот, кто не прав, осознал, искренне раскаялся и попросил прощения… Мы не всегда можем знать истинные причины поступков других людей, потому можем сами не правильно их оценивать, поэтому тот, кто не может прощать, должен этому учиться… Если человек поступил плохо, то он будет за это отвечать перед Богом, а нам других судить не дано… Другое дело, что есть люди невежественные… Вот они не компетентны в каких либо вопросах, а будут доказывать и спорить с тобой… Все-то они знают, все-то они умеют, в любом вопросе – они знатоки… И начинают свои глупые суждения публично озвучивать… Вот этого терпеть не могу… Не могу терпеть, когда люди не могут за слова свои отвечать… Когда позицию свою не могут обозначить, свое отношение высказать… Когда обманывают, юлят и изворачиваются… Я бы вот так сказал… Наверное, это все же профессиональное, военное во мне говорит… Для меня всегда было важно умение держать свое слово, мыслить здраво, рассуждение иметь, поступать по справедливости, иметь понятие чести и достоинства… И стараться так жить, как бы это не было трудно в наше время… Очень, кстати, сюда подходят слова Н. В. Островского из книги «Как закалялась сталь», слова главного героя Павки Корчагина о том, что «…Жизнь надо прожить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» В моей жизни, наверное, именно эти слова стали определяющими… Ведь человек приходит в эту жизнь не просто так… Вот, если этого не будет, то этого простить себе нормальный человек, потом не сможет… Но сейчас другое поколение, другие понятия, у них свои жизненные кредо…
Я бы на этот вопрос ответил вот так…
— Чем Вы сегодня заняты в плане творчества?
— Слава Богу, что пока еще Господь дает время и возможности для творчества… Пишу песни, исполняю и записываю под гитару, чтобы можно было сделать интересные аранжировки, если все получается, то прописываю вокал на студии, делюсь с друзьями новыми песнями, вынашиваю идеи о публикациях новых альбомов… Несколько последних лет были плодотворными в творческом плане… Сейчас готовых песен уже на 3-4 новых альбома точно есть, но все руки не доходят до издания и публикации новенького… Есть, конечно, и финансовые затруднения, которые тормозят процесс, но я благодарю родных и друзей, которые часто помогают и поддерживают меня в моем творчестве… Это и мама, и супруга, коллеги и друзья мои — Олег, Андрей, Вадим, Лена, Дима с Татьяной, да и другие… Буду надеяться, что смогу еще порадовать своих слушателей новыми песнями… Дал бы Бог!!!
— Ваши пожелания своим слушателям и читателям этого интервью.
— Своим слушателям и читателям могу пожелать только набраться терпения, что касается моего творчества… А в жизни, хочу всем пожелать всего самого доброго и хорошего… Мира в душе и любви в сердце… Выкинуть из своего сердца зло, чтобы сделанное вами добро, вернулось к вам во сто крат большим добром… И пусть не только от моих песен, но и от вашего доброго сердца людям, находящимся с вами, мои друзья, рядом, стало бы теплее и радостнее… И пусть помогает нам в этом Господь!!!
Беседовал Михаил Дюков специально для сайта «Классика русского шансона»
15 января 2016 года, Москва — Калининград