Анатолий Таволжанский: «Без женщин и любви в шансоне никак...»
— Анатолий, у Вас вышел новый альбом «На Донбассе ночь»… расскажите о нем…
— В начале 2000-х произошел серьёзный технический прорыв в области музыкального творчества – появилась возможность записывать и издавать свои песни с помощью компьютера. В 2001 я самостоятельно начал осваивать музыкальные возможности компьютерных программ, в 2004 смог организовать собственную DAW студию звукозаписи и в 2005 на этой базе записал свой первый цифровой альбом «а Ля Мажор».
Я не оговорился, это был действительно мой первый цифровой виртуальный альбом, полностью записанный самостоятельно. Как вы знаете, первые 3 моих альбома были записаны в годы перестройки – в конце 80-х – начале 90-х. Это были «концертные» аналоговые альбомы, которые записывались живьем в «подпольных условиях». Для такой записи требовалось собрать сразу достаточное количество музыкантов, аппаратуры, обслуживающий персонал, то есть это было «дорогое удовольствие». Правда, записи делались быстро, за два-три дня можно было записать готовый диск из 14-16 песен. Но какая это была нервотрепка! Допустим, сегодня записали несколько песен, что-то подрепетировали на завтра. На следующий день нужные музыканты не приходят, но зато всегда рядом есть другие, жаждущие принять участие, записываемся с ними – но это уже другая музыка! Короче, все сумбурно, непредсказуем, сплошная импровизация. Но, может быть, в этом и был весь смак настоящего шансона!
При работе в собственной студии все делаешь сам, планируешь и выполняешь, переделываешь и контролируешь процесс.
С 2010 по 2013 год у меня появились связи с местными поэтами, музыкантами, исполнителями. В этот же период я сотрудничал и с Робиком Черным и группой «Острог» по выпуску его альбома «Как карта ляжет» (вышел в 2012), там есть 5 моих песен. А жил я в то время в городе Алчевске Луганской области — кто не знает: это Донбасс. Возникла идея проекта «Братья Баяновы», студия у меня называлась «Bayan Records». Делали фонограммы, готовили какие-то концертные программы, снимали видеоклипы. Материала накопилось много, не на один альбом. Для начала я решил сделать альбом под названием «Вам повезет» и в 2013 году он был практически готов: я уже разместил обложку и трек лист в интернете. Но, как всегда, в этот момент «возникли трения в коллективе», выход альбома тормознулся и я его нигде не выкладывал. Какого же было мое удивление, когда вскоре в сети я увидел свой альбом! С несколько подправленным трек листом, с песнями, которые ранее я выкладывал с целью тестирования звучания на различных сайтах, и, конечно, со своей обложкой. Бороться с ветряными мельницами пиратов интернета бессмысленно, да и мне в то время было не до того, я уже сидел не чемоданах. Таким образом, с моей точки зрения, альбом «Вам повезет» не состоялся. По приезду в Россию не сразу удалось восстановить свою студию. В это время начались все те события, которые волнуют нас и по сей день. Робик Черный предложил сделать очередной «одесский альбом». Подумалось: много песен спето «за Одессу», да только сейчас там скачут гуцулы под трембиты, и радио «Одесса-мама» звучит на «мове». А где былые фестивали? Разве затеять новый под названием «Зажигай, Одесса!»?
Разбирая «донбасский материал», я понял, каким должен быть мой новый альбом, он просто не мог быть другим: в нем все было пропитано донецкой пылю, «черной пургой», пленом «разных мрий», разрывом отношений — «упссс!», ставкой «на зеро», и в конечном итоге смертью светлячка и Поэта.
Это концептуальный альбом, в нем Донбасс на грани, Донбасс, в который уже не вернуться. С другой стороны, этим альбомом мне хотелось поддержать друзей и знакомых, которые остались там, которые слушают мои песни «О Ворошиловграде», «О Луганске», «Крае донецком»…
— Обычно артисты стараются каждый год выпускать альбомы – Вы такой традиции не придерживаетесь, почему?
— Обычно так. Но есть музыканты, которые выпускают за год до десятка альбомов, а есть которые делают это и реже, чем один раз в год. Творчество — это ведь не плановое производство, не конвейер. Особенно если речь идет о простом человеческом творчестве, как потребности самовыражения. Есть шоу-бизнесе, для которого своевременный выход альбома самоцель, возможность «держаться на плаву» и средство получения материальной выгоды — «бабосники». «А есть и другие, на деньги им по фиг: музыканты, художники и прочие лохи», — как поет в известной песне Лепс. По моему убеждению, именно эти люди пытаются делать и делают настоящий ни от кого и не от чего не зависимый шансон. Их мало знают, мало слушают, в основном самые заядлые любители жанра. «Бобосники» питаются их идеями, претворяя их в нечто более материальное.
— Знаю, что Вы уже некоторое время назад переехали в Россию и живете здесь…
— Я родился на Донбассе, учился там, в течение большей части своей сознательной жизни работал на Крайнем Севере. Жена постоянно проживала в России, а с 2010 и вся моя семья. Тихой летней украинской ночью в августе 2013 года я выехал со станции Дебальцево Донецкой железнодорожная в Питер для воссоединения с семьей. Теперь трудно бывает переубедить некоторых знакомых, что это было спланировано семейным советом, заранее задумано, что так совпало. «Ну, молодец, повезло, вовремя ты уехал» — говорят они с завистью.
С другой стороны, то, что конфликт в Украине назревал, особенно в Донбассе, для меня не стало неожиданностью. Все это шло изнутри, подогревалось какими-то общественными организациями, пропагандировалось по радио. Детей учили в украинских школах, а думали они и разговаривали по-русски, кстати, как и их учителя. Всем хотелось жить лучше, но это «лучше» каждый понимал по-своему.
— Как вы считаете, политика и музыка совместимы?
— С политикой совместимо все, даже приготовление ужина на кухне. А Ленин как Бетховена уважал! Но не один певец-бунтарь не спас мир, хотя многие из них пытались это сделать. Что касается нашего жанра: в бурное перестроечное время одним из очень иронично-протестных исполнителей был …Владимир Асмолов! Но кто помнит те его «политические» песни? Политика – это жесткая черно-белая штука, без полутонов. А шансон изображает жизнь изнутри, как раз именно полутона жизни. Помните у Высоцкого: «А на нейтральной полосе цветы, необычайной красоты!». Музыке никуда не деться от политики, тем более шансону, как жанру социальному и гражданскому. Сейчас, когда русскоговорящее общество расколото, у русского шансона есть шанс его объединить. Где вы, братья по шансону из Украины? Почему молчите или поете все больше про «кохання та про любов»? Давайте сделаем совместный проект или концерт: «На нейтральной полосе». Пусть послушают люди с той и другой стороны. Ведь все мы одинаково любим песни Владимира Высоцкого, Вилли Токарева, Михаила Гулько, Анатолия Днепрова, Булата Окуджавы, Олега Митяева, Сергея Наговицына. Я думаю, такое мероприятие принесло бы большую пользу нашему обществу и политике в целом.
— Жанр меняется у нас на глазах… что Вам нравится в современном шансоне, что не принимаете?
— Жанр меняется, становится шире, разнообразнее, появляются поджанры – и это хорошо.
Вот у одного из знатоков шансон спросили: хорошо ли это, что делают компьютерные обработки песен в исполнении Высоцкого или Визбора, исправляя ошибки, осовременивая звучание? Он ответил: это не хорошо. А мне кажется, что это замечательно! Ведь сколько юных слушателей, молодежи можно привлечь к творчеству этих исполнителей – ведь древние формы звучания они не воспринимают, а послушав эти записи, может, станут новой аудиторией любителей авторской песни. А те, кто раньше слушал, так и пусть себе слушают оригинал, их ведь у них не отбирают. Вот такая косность меня огорчает. Мне нравятся, что есть молодые исполнители, которые экспериментируют со звуком, с ритмами, этим обогащается жанр. А вот то, что касается содержания, текстов, сюжетов – это просто убивает. Шансон, это всё-таки, некий рассказ, житейская история, байка из народной жизни или притча. Знаете, как рассказы О’Генри – короткие, яркие с неожиданной концовкой. Таких песен просто не стало. Все какие-то сюжетные перепевки «Мурки» да про застолье с друзьями. Ну и, конечно, вечная тема про женщину – одну единственную от начала до конца, которую любят, восхваляют, перед которой преклоняются, и так далее. Женщинам нравится, уже слушают, как должное в шансоне: от вашего столика про женские руки, от нашего про женские ноги. Класс, без этого никак. Но ведь это МЫЛО, самое натуральное бесконечное мыло. Переставляются строчки, идет жонглирование эпитетами, рифмами и метафорами. Так нельзя, не приемлю. После таких песен нужно группу «Ленинград» не менее получаса слушать, чтобы вернуться к действительности.
— Философский вопрос, что нельзя простить?
— Простить другим людям, по христианскому обычаю, можно все. Если не прощать, сам будешь мучиться и тяготиться этим не прощением, формируя психологически неблагоприятные комплексы у себя в голове и на душе. Не даром же у нас существует такой праздник Прощенное Воскресенье. Так что просто должно пройти какое-то время, получается не более года, и человек, должен простить другого человека.
А вот самого себя, пожалуй, простить очень трудно, а порой и невозможно. Это когда просыпаешься среди ночи от воспоминания своих ужасных поступков. Как от этого избавиться? Самого себя не простишь.
— Что дает силы и вдохновляет писать и петь?
— Вопрос интересен своей алогичностью! Вот если бы Вы сформулировали его так: что дает силы не писать и не петь, я, пожалуй, бы, задумался. Потому что не писать и не петь невозможно: идеи, мысли, мелодии, сюжеты ищут своего выхода. Иногда приходится принимать силы сдерживания. Для воплощения идей нужны технические средства. Прогресс человечества очевиден: ранее он подарил художникам кисти и краски, чтобы рисовать, потом писателям азбуку и печатные станки, чтоб печатать книги, и вот теперь, совсем недавно, музыкантам возможность самостоятельно создавать музыку у себя за рабочим столом, не прибегая ни к чьей посторонней помощи. Именно такой процесс создания шансона можно назвать настоящим, авторским. Конечно, если у тебя есть «бабосы» ты можешь купить текст, музыку, тебе запишут твой «редкий голос», все это сведут, нарисуют обложку и оформят. Да, потом, что бы тебя послушали, ты должен будешь заплатить за участие в каком-то фестивале или конкурсе, или за ротацию на радио канале. И это целая свора обслуживающего персонала, неплохо на этом наживающаяся, ищет желающих «показать себя» и заплатить. Очевидно, это стартовый уровень шоу-бизнеса и на этом уровне находится основная масса всех нынешних исполнителей шансона. Их «раскручивают». Раскрученных немного, но они уже ни за что не платят, платят им. Каждая их песня шлягер, хит должна звучать в каждом доме. У вас есть диск Шуфутинского или Лепса? Конечно! Вы слушаете их в машине? Хорошо, поищите ещё в интернете и закажите по радио (недорого). Спросите в магазине: что у вас есть из шансона? Вам тут же принесут Шуфутинского и Лепса, и ничего, что у вас есть, купите еще. А «другие поют, что-то пишут, никто их не знает, плевать им на всех!».
Б.Г. за 5 дней собрал почти 1 миллион рублей под какой-то очередной проект. «Другие» за год 1000 не наберут. Что касается меня: никому ничего не плачу, в конкурсах, фестивалях и прочих «разводах» не участвую и не планирую участвовать, все делаю сам.
В итоге: нахожусь в ситуации, когда платить за то, чтобы меня послушали уже не надо — слушают, аудитория хоть небольшая, но своя. Но и отдача такая же. Не хочется, чтобы мои песни умерли вместе со мной.
— Какие творческие планы? Что-то еще будете записывать?
— Как я уже сказал, альбом «Вам повезет» остался незаконченным. Вот над ним я в настоящее время и работаю. В него войдут как ранее записанные песни, так и несколько новых. В работе над этим диском самое непосредственное участие принимает поэт и самодеятельный композитор, мой друг Виктор Шулик, который сейчас проживает на Донбассе. Думаю, что альбом, под несколько измененным названием будет готов в этом 2016 году.
— Ваши пожелания слушателям нового альбома и читателям этого интервью.
— Только три первых моих альбома и альбом 2007 года the BEST, выпущенный Олегом Шведовым (за что ему большое искреннее спасибо!) являются физическими, то есть существуют в реальном виде в форме CD или, как первые 3, на кассетах. Все остальные альбомы — это чисто виртуальные продукты, которые ждут своего часа для реализации.
Песни из этих альбомов, выкладывались мною в интернете с различными изменениями, дополнениями, переделками и доработкой. Кто какие слушает, я не знаю. Просто довожу до сведения всех слушателей: если вы услышали где-то мою песню, это не значит, что это и есть окончательный вариант, может где-то будет другой, лучше или хуже вы сможете определить сами, если захотите сравнить. Хорошо это или плохо? Я считаю, что хорошо. Вот раньше было: записали «Песняры» песню, топором не вырубишь! Но на концертах-то каждый раз пели по-разному. При современных технических возможностях я в свои песни хоть каждый день могу вносить поправки, дополнения, вплоть до полного изменения текста и смысла. (Кстати, а не плохо было бы если бы кто-то что-то в этом плане посоветовал). Поэтому я советую слушателям чаще заходить на мой сайт: nashipesni7.wix.com/-tavolzhanskiy, где вложены самые последние редакции треков в самом лучшем качестве. Там можно задавать вопросы и пообщаться.
До свидания! Жду ваших писем!
— Спасибо за беседу!
— И вам спасибо и удачи!
Беседовал Михаил Дюков, Калининград-Санкт-Петербург, 3-5 февраля 2016 г.
Специально для сайта «Классика русского шансона»