«Последняя малина» Александра Заборского
1979 год. ЛИРИЧЕСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ-ОТСТУПЛЕНИЕ.
Помню, в конце семидесятых годов прошлого столетия на широкий экран вышли культовые советские фильмы «Москва слезам не верит» и «Приключения Электроника». Четверть взрослого населения запела тогда «Александра, Александра, что там вьется перед нами? Это ясень семенами кружит вальс над мостовой». Ну а те, кто носил школьную форму, с удовольствием разучивали на музыкальных занятиях «В юном месяце апреле в старом парке тает снег, и веселые качели начинают свой разбег».
Впрочем, жителям нашего дворика на окраине города, окруженного серыми пятиэтажками, построенными пленными немцами в 1955 году, приходилось поневоле разучивать совсем другие песни из жизни.
Жил в нашем дворе дядя Саша, выпивоха по прозвищу «Бурлеск». До семи вечера, как в стихах у Блока, — «тише воды, ниже травы». Пока не вмажет пенной бражки. Готовил он ее по собственному рецепту. Из конфет «Подушечек», которые продавались в соседней булочной рубь за кило. Это были маленькие карамельки с яблочным повидлом внутри, обвалянные в сахаре и без обертки. Конфеты эти Дядьсаша никогда не покупал, потому как работал грузчиком в этой самой булочной. На кухне у дяди Саши на полу круглый год стояла пара-тройка стеклянных бутылей с надутой перчаткой, а из квартиры кисло-сладко пахло.
Под вечер, изрядно заложив за воротник, дядя Саша распахивал окно своей квартиры на втором этаже, выставлял на подоконник колонку и врубал на полную катушку свой бобинник. Во дворе начинали звучать странные песни со странным смыслом, которые почему-то не крутили в эфире советских радиопередач «Пионерская зорька», «Мелодии из почтовой сумки», «Концерт по заявкам» и «Встреча с песней».
Детская память, в отличие от взрослой, уникальна. Она впитывает любую информацию, как губка. Психологи называют это непроизвольным запоминанием. Вот и дозапоминался наш дворик в те времена блатного рЭпертуара из музыкальной шкатулки дяди Саши.
Прошло 37 лет. Но разбуди меня глубокой ночью, напОй первую строчку из тех песен, и я без запинки от корки до корки продолжу музыкальное повествование.
«С неба дождичек идёт, ветка к низу клонится. Парень девушку ..., хочет познакомиться».
«Тут закипело, по натуре, во нутрях, и я чуть-чуть меж рог ему не двинул. Но нас сознанию учили в лагерях, и я сдержался, даже шабера не вынул».
«А я люблю развратников и пьяниц, а за разбой душевного огня. А, может быть, чахоточный румянец а перейдет от них и на меня».
Импровизированные концерты на подоконнике, как правило, продолжались не более получаса. С работы возвращалась тетя Зина, жена дяди Саши. Огромная и злая бабища. Она работала заведующей той самой булочной, где продавались конфеты «Подушечка». Дав смачного леща народному диск-жокею, она тем самым объявляла антракт на сутки. Дядя Саша, уже лежа на полу, по традиции выкрикивал коронную фразу: «Бурлеск!», которую слышал весь маленький двор. Это означало высшую степень блаженства. Вечер, да и вся жизнь, удались на славу!
Через год дядю Сашу отправили избавляться от алкогольной зависимости в Лечебно-трудовой профилакторий. Постарался местный участковый. А наша семья переехала жить в другой район. Бурлескную лирику пришлось на время забыть…
2016 год. DEJA VU
В начале февраля 2016-го високосного года я бродил по знаменитой «Горбушке». Среди павильончиков, торгующих коллекционными дисками. Искал что-то для души. И тут мое сердце замерло от эффекта «дежа вю». Из музыкального центра зазвучал живой джаз-бэнд, а спустя секунд десять чуть хрипловатый голос произнес: «А закончим мы, как это бывало и раньше, старым советским фольклором. Таким старым, что нынешнее поколение бывших советских людей, уже его и не помнит». И понеслись во всю Ивановскую площадь матерные частушки. Как у дяди Саши на бобиннике в 79 году. Правда, аранжировки уже более современные, но такие же приблатненные. Их ни с чем не спутаешь. Продавец, увидев мою заинтересованность, включил еще одну песню с этого же диска. Сказал, что называется она «Песня фраера».
«Я хотел бы проказниц прелестных целовать в обнаженную грудь, а вокруг лязг запоров железных, коридоров пустынная жуть. Я хочу ароматов жасмина, чтоб был дождик весенний и гром, а матрас мой воняет, как псина, а параша пропахла дерьмом».
«Бери! Это же Заборский. Настоящий бурлеск», — обратился ко мне запанибрата шоп-мэн.
Волшебное слово «бурлеск» поставило жирную точку в моих сомнениях: покупать — не покупать диск. Купил))) Послушал дома все 17 песен. И не пожалел… Надеюсь, не пожалеете и вы, любители и ценители настоящей блатной песни.
БЕЗ ЛИРИКИ
Ну, что я могу сказать? В свет вышел новый диск мэтра блатной песни Александра Петровича Заборского. Поговаривают, что многие коллекционеры уже приобрели его на Горбушке. Несмотря на дороговизну, эти самые собиратели шансонных раритетов утверждают, что пластинка «стОит того».
Как стОят и первые альбомы новосибирского блатаря «Босяк-бродяга», «Блатные купола», «В рот мента», «Черный ворон», «Северная звезда» и «Скокарь».
Впрочем, альбом «Последняя малина» стоИт немного особняком от дисков Заборского, выпущенных в «лихие девяностые»: он необычен и очень отличается своим «произношением» от всех других. Во-первых, его издал молодой продюсер Мария Ушакова. Во-вторых, все песни здесь записаны на слова поэта Александра Заецъ. В-третьих, здесь очень много ненормативной (оправданной, или неоправданной?) лексики. Впрочем, обо всём по порядку.
Александр Петрович Заборский, без сомнений, один из самых популярных исполнителей подпольного уличного блатняка. В последнее время ему особенно нравится сотрудничать с таким же запрещённым поэтом Александром Заецъ. Как недавно он сказал в своем интервью в студии Виктора Смирнова: «Александр Заецъ разноплановый и самобытный поэт, со своим почерком и видением жизни. Он свое дело сделал, теперь моя очередь». Ну а как сделал свое дело Заборский, вам расскажет альбом «Последняя малина».
Все песни здесь, на первый, поверхностный взгляд — вызывающие, вульгарные, с какой-то аурой озорства и лихачества. Но это ещё не всё. Слова, рифмы и созвучия в них подобраны так, чтобы любой ценой избежать вычурности и пресловутости «высокого стиля». В каждой музыкальной истории встречаются эксцентричные сюжеты с алогичными и нелепыми персонажами, замаскированные под скоморошескую глупость предсказания будущего, присутствует критика, жаргон, гротеск, ирония, юмор, сатира и, самое главное, ностальгия по прошедшим, «ископаемым» временам. То есть то, что близко и понятно простым русским людям: тюрьма, неволя, мечта о справедливости, безрассудство, пьянство и безысходность. И все это исполняется с грубоватыми, душевными интонациями, с народным, сибирским говором, с озорными комментариями и оборотами речи Александра Заборского.
Николай Белов (автор-исполнитель жесткого блатного шансона, Санкт-Петербург): «Альбом «Последняя малина» слушается легко и весело. У исполнителя хорошая подача, поет душой, а не на автомате. Подборка песен сделана на пять с плюсом. Оформление диска тоже на высшем уровне. Именно такие песни должны слушать истинные почитатели жанровой песни, а не ту галимую попсу, которая сейчас старается называться шансоном. Про тексты скажу так: осмысленные слова, в которых одна правда, и ни грамма фальши. Впечатления от прослушивания альбома остались только самые позитивные».
Отличительная черта всей канвы альбома «Последняя малина» — искренность, музыкальность стиха рядом с беспощадной правдой «народных» образов, нередко и к месту — жаргон уголовного мира, слова на иностранном языке и табуированная лексика. Да, она присутствует, но в «красных» словцах почему-то слышится не оскорбление русского человека, а голос прошлого, голос страны, которой больше нет и не будет.
Что тут можно сказать? Мастер балаганных рифм и смыслов поэт Александр Заецъ, действительно, «сделал дело».
ЗАГАДОЧНЫЙ ПОЭТ
Кстати, а кто такой Александр Заец? К сожалению, информация об оригинальном поэте-песеннике с необычным взглядом на жизнь отсутствует напрочь! Автор принципиально мало печатается, не хочет выставлять себя напоказ, рассуждать о своей биографии, судьбе, датировать свои произведения. Он крайне редко (и только по электронной почте) дает интервью. В сети интернет я нашел всего ОДНУ чёрно-белую детскую фотографию Александра Заецъ (датированную 1956 годом), скриншоты двух поэтических сборников и всего ОДИН отзыв в гостевой книге на официальном сайте поэта: «Саня, если это ты, отзовись! Адрес и телефон остались те же. То, что это ты, я не сомневаюсь. Хочу тебе напомнить вечер на стадионе в апреле 1964 года, и как мы пели «Слышишь, колокольчики, слышишь, стук подков…» А пили мы тогда «Севастопольское коллекционное» шампанское, за 2 рубля 12 копеек бутылка. Правда, до того были две «бомбы» билого мицного за 0р. 77 копеек… Саня, ведь у тебя были ещё такие песни про шахтёров, куплеты про Крым, песня о том как вор разговаривает с чижиком, «тупа-лупа» (вообще была наша строевая в армии), я уже не говорю про Мурку. Где это всё, может, выйдут ещё диски? Мы были бы рады».
Как ни странно, но сообщение в гостевой книге осталось без ответа…
«Для меня Александр Заецъ — уважаемый человек. То, что он делает, мало кому доступно и понятно, у него своя философия и своя правда, — рассказывает продюсер альбома «Последняя малина» Мария Ушакова. — Он, как последний седой старик в обезлюдевшем посёлке, каждый день спускается с керосиновой лампой в заброшенную шахту и долбит, и долбит киркой пустую породу, надеясь, что когда-нибудь из неё блеснёт самородок, или посыплется жёлтый золотой песок. И ведь находит! Пусть по крупицам, но находит! И в отличие от того Зайца, который перебежал дорогу Пушкину и не пустил поэта на Сенатскую площадь, наш Заецъ никому дорогу не перебегает, а наоборот, способствует и благоприятствует творчеству, и даже дарит исполнителям свои обработки ставших уже народными старых, новых, известных и неизвестных, и давно забытых песен».
«Саша Заецъ мне нравится, — подытоживает Александр Заборский. — Если его как следует почитать, а он мне подарил свои две книги, — то становится ясно, что он глубоко копает. По крайней мере, в психологии. Хотя, иногда, и прикидывается пиджаком. А кто он такой — неважно. Это такой фантомас, которого никто не видел. Его песни в редакции 60-х годов, с теми словами и смыслами, и с той ещё интонацией, я и представил уважаемой публике в своем альбоме «Последняя малина». Посмотрим, что скажут люди.
ПРИВЕТ ИЗ МАТЕРНОГО ПРОШЛОГО!
Недавно один музыкальный критик назвал поэта Александра Заецъ «гробовщиком» советской поэзии. За использование ненормативной лексики в своем творчестве. Наверное, он имел в виду не советскую, и даже не русскую поэзию, а поэзию небесных сфер, поэзию коммунизма и лучезарного братства народов, которое строили семьдесят лет. И которую с матюками заколотили в гроб отцы нынешнего демократического строя. Но не Заецъ! Он-то как раз больше ностальгирует об ушедших годах, а не глумится над ними. Если, конечно, прислушаться к его гротескному языку.
Юрий Белоусов (автор-исполнитель, генеральный продюсер и основатель международных фестивалей «Хорошая песня» и «Фестиваль славянской культуры», «Заслуженный тренер России» по тайскому боксу, заместитель Главы администрации городского округа Рошаль Московской области): ««Последняя малина» — песни для любителей блатной песни. Альбом можно слушать в шутку с мужиками в бане. Своим детям я бы эти песни не дал слушать».
«Скажу не тая: в блатных песнях нужен секретный тайный смысл, нужны слова, которые могут полоснуть по уху, а то и по сердцу, нужны новые символы и формулы, — считает поэт Александр Заецъ. — Мат нужен, если он напоминает не серную кислоту, а освежающий майский дождь, или цветы (хотя, как писал Фрейд, это половые органы растений). Слово поэта в России должно быть пророческим, а не увешанным финтифлюшками и бубенчиками.
Запретить мат в блатной песне, это как запретить в медицине использование клизмы, снотворного, слабительного и обезболивающего. Это как запретить пить, курить, собираться за столом, петь песни.
Мат в блатной песне — это не пропаганда и не жёлтая пресса, это не пошлый юмор и страшилки в кино. Это часть русского бессознательного, которое удалить или ампутировать нельзя. Бессознательное, например, сны, образы, мифы и герои, — не для выставления напоказ, это правильно, но и не для публичного осуждения».
Ильдар Южный (легенда жанровой песни, мастер ретроспективы, основатель группы «Марьина роща», участник музыкального проекта «Большая перемена» на НТВ): ««Последняя малина» меня, честно говоря, не зацепила! Я не увидел Мастера исполнения. Хотя жанр куплетов и частушек очень прост. Не цепляет душу и не греет ухо. Хочу привести в пример настоящего Мастера и Легенду жанра — Виктора Ивановича Темнова. Учитесь, господа Артисты!!! С такой харизмой и материалом, как у него, даже мат оправдать можно!»
«Я всегда пел то, что мне нравится, — продолжает рассказ Александр Заборский. — И старался не обращать внимания ни на какие прокрутки и прокладки. И тогда, и сейчас мне по душе блатная песня, там много чисто русских слов, есть и слова других народностей, это живая, образная речь. Меткий и бескомпромиссный язык. Жёсткая поэзия, суровые, жизненные сюжеты, никакой абстракции. Все это присутствует в творчестве Александра Заецъ. В соединении с хорошей, обязательно живой, музыкой он даёт неисчерпаемые возможности для певца. Так я пел, так стараюсь петь и сейчас, то есть, со всей душой. Почему у других получается по-другому (лучше или намного лучше, но по-другому) — не знаю, наверное, мы поём о разных вещах».
Александр Мираж (автор-исполнитель, вице-президент клуба «Шансон Поволжья», генеральный продюсер ежегодного фестиваля «Шансон над Волгой»): «Обложка диска «Последняя малина» на сто процентов соответствует тому, что спето! Аранжировки, сведение и мастеринг сделаны качественно! Голос прописан хорошо, и грамотно посажен в аранжировку. Но вот слова с матерком… Возможно, кому-то этот альбом будет в кайф».
Григорий Заречный (автор-исполнитель в жанре «русский шансон», в творчестве преобладают песни, посвященные шоферам и их нелёгкой жизни): «Альбом «Последняя малина» — стильный. Но для такой выдержанной стильности — пошловат. С первых аккордов, услышав аранжировку, хочется сделать погромче. А услышав текст, хочется сделать звук потише. Матерные слова здесь неуместны. Это исключительно моё мнение, которое вполне может остаться единичным».
ПОДЫТОЖИВАЯ
Когда произносишь имя продюсера Марии Ушаковой, перед глазами возникает образ Государственного знака качества СССР. Помните такой пятиугольный логотип? Им маркировали серийную продукцию самого высокого качества. Так вот. Доживи он до наших времен, я бы с удовольствием поставил бы его на диск «Последняя малина». И даже не один Знак качества. Почему, спросите вы?
Во-первых, аранжировщиком всех песен на стихи Александр Заецъ выступил легендарный композитор и музыкант ансамбля «Братья Жемчужные» Виктор Смирнов. Тот самый, который в разные годы принимал участие в записях песен и альбомов Григория Лепса, Александра Розенбаума, Михаила Круга, Кати Огонек, Владимира Асмолова, Жана Татляна, Валерия Шунта. При всём желании, даже самый предвзятый человек, не скажет, что материал записан на коленке.
Во-вторых, над дизайном обложки потрудился создатель первой в стране комикс-студии «КОМ», известный карикатурист и график, много лет проработавший главным художником газеты «Вечерняя Москва» Алексей Йорш.
ЗАКУРГАННАЯ
«Люди, если кого-то от моих стихов на альбоме «Последняя малина» не «плющит» или «не колбасит», — не беда! Я ведь не для этого их писал, и не для того, чтобы кого-то развлечь или напугать, — говорит Александр Заецъ. — Я искренне хотел, как Георг Фридрих Гендель, попробовать сделать вас лучше. Или, как Георг Фридрих Гегель, попробовать хоть раз снять у вас не пару штанов, а пару враждующих между собой и непримиримых противоречий, таких, например, как «то, что вы думаете» и «то, что вы чувствуете». Хотя бы и с помощью гротеска. Не зря говорят: «У коршуна глаза не выклюнешь, а малину изо рта не выплюнешь».
Владимир Панков (поэт, композитор, продюсер, создатель проекта „Фони-Мони“, автор более двухсот песен в жанре „русский шансон“): «Использование в своей речи нецензурных выражений, как правило, обусловлено несколькими факторами — недостаточность словарного запаса (неумение более грамотно сформулировать свою мысль), гнев (когда есть желание высказаться в самой грубой форме) и протест против той культуры, в которой тебе некомфортно… Многие, даже именитые поэты, использовали и используют ненормативную лексику в своих произведениях с целью придать особый, необходимый колорит. Считаю, что подобные проявления в альбоме «Последняя малина» имеют место быть по двум причинам. Во-первых, всегда найдется тот, кому это близко. Во-вторых, как противовес настоящему искусству».
В предисловии к альбому «Последняя малина» продюсер Мария Ушакова написала: «Заранее хочу ответить моим (не Заборского) будущим критикам: я ни на что не претендую, Боже упаси, не заявляю ничего о себе или о своих, с таким трудом найденных, обработанных и исполненных песнях. Не зарабатываю на них денег. Я только вкладываю собственные средства в записи интересных мне альбомов и организовываю благотворительные концерты. И очень хочу, что бы эти песни понравились и еще кому-то, помогли человеку, которому тяжело сейчас, в данную минуту, которому одиноко и обидно. А не понравятся великим знатокам звук или манера, или грубоватое слово, или контекст, или сарказм, маразм и полное отсутствие оргазма — то и Бог с ними! Мне они нравятся, и никому я их не навязываю. Я очень многому научилась на продюсерской стезе, теперь я не только не обижаюсь, но и благодарю за критику, пусть и не столь доброжелательную, как мне бы хотелось».
Коллекционер, писатель, телеведущий Максим Кравчинский (проживающий сейчас в Канаде): «Песни поэта по имени Александр Заецъ мне впервые довелось услышать года три-четыре назад. Сперва в записи, а потом и живьем на концерте Александра Заборского. Мнения о его творчестве (как собственно о любом ярком явлении) весьма полярны. Но лично я был под впечатлением. Особенно после живого выступления Заборского. Он тогда показывал программу со старыми песнями, по мотивам которых Заецъ написал свои жанровые зарисовки. Вот тогда-то я впервые по-настоящему и задумался, а кто же скрывается за этой „черной маской“. Понять это оказалось задачей непростой, потому как альбомы на его стихи, которые в основном записывает Заборский, получаются очень разными и по стилистике, и по тематике, и, соответственно, по настроению. Однако во всем этом столь непохожем творческом пространстве есть кое-что общее, что лично меня очень радует. Это, прежде всего, ответственное отношение к русскому слову и неизменная самоирония, свойственная людям, много повидавшим и знающим жизнь. В этом плане у Заецъ есть чему поучиться многим нашим шансонье. Второй, не менее важный момент, это юмор. Иногда тонкий, иногда на грани фола, но творчество этого поэта буквально пропитано им, что, конечно же, подкупает. Признаюсь честно, узнать наверняка, кто скрывается за этим псевдонимом, мне пока не удалось. Догадки есть, но озвучивать и строить версии я не буду. Хочет человек сохранять интригу, так это его право. И мне это тоже по душе. Жанр шансона по-русски давно нуждается в хорошо продуманных легендах. Такие вещи придают ему столь необходимый романтический флер, заставляют работать воображение. Но что-то всё же подсказывает мне, что наступит день, когда этот поэт (а может и поэтесса) выйдет из тени».
Ну что тут сказать ещё про альбом «Последняя малина»? Такого Заборского никто и никогда не слышал. Такого поэта, как Заецъ, ещё никто не видел. Такого Йорша, рисующего обложку блатного диска, ещё никто не знал. Такого Смирнова, сотворившего звучание живого джаз-бэнда, представить сложно.
В общем, — полный бурлеск! Кисло-сладкий, как бражка у дяди Саши.
Алексей Адамов, журналист.