Игорь Кранов: «Я хочу, чтобы все получилось достойно…»
— Игорь, спасибо, что согласились на интервью… для начала – буквально пару слов о себе для читателей.
— Спасибо, Михаил, за приглашение на интервью. Всегда сложно говорить о себе. В двух словах могу сказать так – послушайте мои песни, в них – весь я.
— Как пришли в музыку? Когда написали первую песню?
— Знаете, я пришел к музыке еще в детстве. Когда мне было 7 лет, я нашел у отца пластинку с песнями Владимира Высоцкого и заслушался ею сразу. Эти песни запали мне в душу и произвели на меня неизгладимое впечатление. Примерно в то же время, так случилось, друзья родителей подарили мне на день рождения гитару. Совсем маленькую, с пластмассовыми ладами, такие сейчас, по-моему, даже не встречаются. Через несколько дней после получения такого подарка я самостоятельно пошел и записался в музыкальную школу, в класс гитары. За что впоследствии получил от родителей большой нагоняй – не за тягу к музыке, а за самовольный поход на неблизкое расстояние – семилетнему ребенку это, естественно, не разрешалось. Первую песню написал в 14 лет, помню, она начиналась словами «Я играю на гитаре и пою, снова мы сидим с тобой в подъезде…». У нас была дворовая компания, где на гитаре играл я и девушка, в которую я был безнадежно влюблен, так вот эта песня посвящалась ей. С той поры у меня осталось несколько тетрадей, исписанных дворовыми, блатными, народными песнями, которые мы тогда все знали наизусть и пели. Все эти песни, вместе с атмосферой дворовой романтики пролетарского района, где мы росли, я впитал в себя, можно сказать, как губка. Потом это сильно повлияло на моё дальнейшее творчество, наверное, в какой-то степени, положило ему основу.
— Когда я учился в последних классах школы, передо мной встал вопрос, куда идти учиться дальше. И я рассматривал только два варианта – музыкальное училище или медицинский ВУЗ. В итоге медицина перевесила. По моему убеждению, мужчина должен крепко стоять на ногах, а в музыке, сами понимаете, иметь стабильный и достойный заработок весьма проблематично. Тем не менее, несмотря на свой выбор, занятия музыкой я не оставил – продолжил занятия гитарой, вокалом с преподавателями.
Понимание того, что музыка является настоящим призванием пришло после одного события, которое случилось со мной в годы учебы в «меде». На втором курсе я написал лирическую песню, посвященную своему университету. Как поющего студента меня часто приглашали выступить на разные ВУЗовские праздники, выпускные, посвящения в студенты. И я стал везде исполнять эту песню. Прошло около года и, однажды, придя на учебу увидел, как три девушки сидят за пианино (в холле университета в те годы стояло пианино) и играют какую-то очень знакомую мелодию. Сначала я не понял, что они играют, а потом стало ясно, что они подбирают ту самую песню. Думаю, мои положительные эмоции описывать излишне. А по прошествии еще некоторого времени я выступал на конкурсе «Мисс Университет», где пел несколько вещей. И крайней была та самая песня.
Попробуйте представить себе моё удивление, когда во время её исполнения я увидел, что первые ряды поют вместе со мной, а на середине песни все зрители (а это около 600 человек) встали и пели вместе со мной стоя. Так получилось, эта песня, что называется, «ушла в народ» и стала жить своей жизнью, став, по сути, неформальным гимном университета. Вот тогда я понял, что если людей может так затрагивать моё творчество, то сомнений нет, песни – это моё настоящее и единственное призвание. Тогда-то и начался мой долгий и тернистый путь, как Вы говорите, на эстраду, а я бы сказал – к моему слушателю.
А та песня, кстати, живёт до сих пор и весьма популярна среди нынешних студентов, хотя с момента её написания прошло уже около 14 лет.
— Где берете темы песен? Как они рождаются…
— Знаете, всегда получается по-разному. Например, однажды ночью, я ехал по Садовому кольцу и поймал себя на том, что напеваю какую-то интересную мелодию. Понял, что раньше такой нигде не слышал. Было такое ощущение, что она как будто проникла в меня извне, ведь в тот момент я даже не пытался что-то сочинять и не думал об этом. В итоге, добравшись до дома, я стал срочно развивать эту тему, следом пришли первые слова, и в итоге получилась песня «Ночная прогулка». Чаще сначала спонтанно приходит музыка, ритм, а затем, как бы наощупь, я нахожу к ней слова. А иногда бывает наоборот, есть определенная тема или идея, которая не дает мне покоя, терзает меня, и, в итоге, находит выход в виде песни. Темы песен преподносит сама жизнь, чаще собственная. В песнях проявляется моё переживание и ощущение происходящего, настроение, чувство момента, моё видение событий к которым я не могу оставаться равнодушным.
— Я знаю, что у Вас несколько альбомов записано и Вы их раздаете на концертах… Но сейчас готовите большой студийный проект – немного об этом.
— Да, за годы творческой жизни было записано 4 альбома, которые раньше я раздавал на концертах, мероприятиях с моим участием. Однако все записи, которые вошли в эти альбомы были сделаны на домашних студиях, что называется, «на коленке», без особого внимания к качеству. Некоторые из этих записей — с довольно примитивными аранжировками, некоторые сделаны просто в акустическом варианте, под гитару.
Со временем ко мне пришло понимание, что если я хочу развиваться как артист, иметь больше возможностей для звучания моих песен, например, на радио, то записи моих песен должны быть сделаны на высоком профессиональном уровне. Так началась работа над большим студийным проектом – записью моего первого официального альбома. Записи мы с командой делаем на лучших студиях Москвы: «10 Records», студии Владимира Осинского. Помимо музыкантов из моего коллектива, приглашаем для записей самых талантливых и опытнейших музыкантов нашего города. Как вы понимаете, дело это весьма затратное, поэтому продвигается, к сожалению, намного медленнее, чем мне хотелось бы. Тем не менее, в этот альбом войдут лучшие песни из написанных мной на настоящий момент, и этот будущий альбом, надеюсь, сможет стать моей настоящей «визитной карточкой».
— Как бы Вы сами определили жанр и стиль своих песен?
— Михаил, это очень сложно определить. Барды говорят, что моё творчество – это не бардовская песня, а шансон. Некоторые ценители наоборот утверждают, что мои песни имеют к настоящему шансону весьма отдаленное отношение. А истина, наверное, как обычно, где-то посередине. Сам я определяю свой жанр как самобытную авторскую песню, которая входит в более общее понятие – русский шансон.
— Кстати, а что сами слушаете в свободное время? Любимые исполнители и группы?
— Люблю слушать совершенно разную музыку. Нравится классическая музыка: Моцарт, Шопен. Если говорить о зарубежной, то это опять же классика разных стилей — The Beatles, Louis Armstrong, Ella Fitzgerald… Из более современных – Sting, Stevie Wonder, Zaz… Если говорить о русской музыке – люблю слушать мэтров нашего жанра: Владимира Высоцкого, Сергея Трофимова, Михаила Круга, Александра Розенбаума, Олега Митяева, Юрия Визбора, Александра Новикова, Виктора Третьякова, из более молодых – Михаила Бублика, Елену Ваенгу, Зоя Ященко… Вообще, мне нравится любая музыка, если она талантливая и качественно сделана. За исключением, пожалуй, панк-рока и тяжёлого металла.
— Для меня русский шансон, в первую очередь – это музыка со смыслом. Это песни, которые «цепляют» за душу, потому что написаны они от души. Это песни, в которых высокий уровень поэзии не менее важен, чем оригинальность музыки. Это не только песни, которые создают настроение, но и песни, которые заставляют человека задуматься.
Помните, как говорил Пушкин о Москве: «Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось». Мне кажется эта фраза очень подходит к жанру русский шансон.
— Вы издаете альбомы не так часто, как бы хотелось поклонникам…. Это принципиальная позиция или нехватка материала?
— Нет, позиция здесь не при чем, и дефицита материала никогда не было, и, надеюсь, не будет. Дело в другом. Как я уже говорил, однажды я решил, что моя музыка должна звучать качественно, чтобы не только слушателям нравились записи, но и профессионалы, услышав их, сказали бы: «Да, это сделано очень достойно». Однажды подняв для себя эту планку, я теперь не могу, да и не хочу её опускать. К сожалению, повторюсь, «живые» записи в крутых студиях с участием профессиональных музыкантов – это очень дорого, поэтому все идет очень небыстро. Тем не менее, многие песни сделаны в простых записях, некоторые записаны просто под гитару – я не собираю их в альбом, они живут в интернете в виде отдельных треков.
— Что Вы хотите пожелать своим слушателям и читателям этого интервью?
— Можно я процитирую свою песню:
«Пусть с каждым новым днём
Станем мы чуть добрей,
И всё, чего мы ждём,
Близится всё быстрей!»
И вдобавок еще пожелаю, чтобы жизнь приносила больше радости, задуманное исполнялось, близкие всегда были рядом, а хорошие песни помогали жить!
— Игорь, спасибо Вам за интервью! Удачи и новых песен!
— И Вам спасибо.
Беседовал Михаил Дюков, специально для сайта «Классика русского шансона»