Ариэль нашел вечный источник

Ариэль нашел вечный источник

В 1973 году на одной — из звуковых страниц журнала «Кругозор» появилась любопытная запись: парафраз на тему русской народной песни «Отдавали молоду» исполнял самодеятельный ансамбль из Челябинска. Обработка эта, пронизанная духом эксперимента, позволяла надеяться на то, что молодые музыканты не остановятся в своих творческих поисках, и русская песня зазвучит в фолк-роке, не потеряв при этом своей первозданной красоты… От этой гибкой пластинки нас отделяют 8 лет. Ансамбль «Ариэль» (а именно о нем идет речь) из студенческого ВИА превратился в один из самых интересных музыкальных коллективов страны. В его активе три диска-гиганта, два из которых построены яа фольклорном материале; звания лауреатов (многочисленных фестивалей и конкурсов, успешные выступления в ГДР, ПНР, ЧССР и ФРГ. Каким же было начало?

...1970 год. Челябинск. Слияние нескольких любительских групп дало жизнь новому ансамблю, обосновавшемуся на сцене Дворца культуры железнодорожников. Руководителем его стал выпускник музыкального училища Валерий Ярушин. Играли на танцах, тщательно копировали. «Битлз», сочиняли сами и… учились. Правда, не только исполнению рок-боевиков, а еще и в институте культуры, на отделении хорового дирижирования. Репутация «челябинских битлов» достаточно прочно закрепилась за группой, но вдруг…

ВИА АРИЭЛЬ классический состав

В. ЯРУШИН: «Когда я сказал ребятам, что сделал аранжировки народных песен «Ой, мороз, мороз» и «Ничто в полюшке не колышется», меня буквально подняли на смех. Казалось противоестественным —запеть с эстрады песню, которая ассоциировалась разве что только с шумным застольем. Мне даже выразили сожаление, что я не догадался аранжировать «Шумел камыш»… Однако обработки сделали, а успех на фестивале «Серебряные струны-71» и поддержка публики заставили ребят в корне пересмотреть свое отношение к моим экспериментам». Оговоримся сразу — обращение В. Ярушина к народной песне не было случайным. Уже окончив музыкальное училище по классу баяна, он переиграл на десятках деревенских свадеб (родственники Валерия живут в Курганской области). А играть на крестьянской свадьбе — это не изучать народную музыку по нотам. Здесь нужна мгновенным описаниям реакция при аккомпанировании (ведь истинно народное пение всегда импровизационное), настоящее проникновение в песенный «дух». Однако, народная песня и рок — совместимо ли это? Кроме одобряющих слов, в адрес «Ариэля» раздавались и другие. «Надругательством над русской песней» — так называл кое-кто эксперименты В. Ярушина. И формула: «нет пророка в своем отечестве» не раз выводила группу на грань прекращения существования — ансамбль ведь оставался любительским...

На свой страх и риск, без инструментов отправляется «Ариэль» на рок-фестиваль «Янтарь Лиепаи-72», и… Газета «Коммунист» (Лиепая, 18 августа 1972 года): «С уверенностью можно сказать, что выступление ансамбля «Ариэль» останется крупнейшей сенсацией фестиваля...» Маленький латышский городок ходит ходуном, бурно обсуждая выступление музыкантов из «далекой Сибири». Рижское отделение «Мелодии» записывает «Отдавали молоду», «Лебедушку» и цикл песен, подаренных самим Р. Паулсом, а в это время органиста ансамбля С. Шарикова и барабанщика Б. Каплуна отчисляют из института за пропуски… Лишь через неделю, когда вести о фестивале докатились до Челябинска, все встало на свои места. Студентов в институте восстановили и через некоторое время «Ариэль» перешел на профессиональную сцену. 

Началась работа по большому счету. 1974 год — первая премия на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. 1975 — всесоюзный успех песни «Старая пластинка» и выход первого диска-гиганта, выглядевшего, правда, несколько эклектично — серьезные работы («Отдавали молоду», «Орган в ночи») соседствовали с достаточно слабыми номерами. Но время идет, закончен институт, и новые идеи не дают В. Ярушину покоя. Предложение «Мелодии» записать фольклорный диск было весьма своевременным. Эта пластинка («Русские картинки») вышла в 1977 году и буквально ошеломила меломанов каскадом неожиданностей. Создалось ощущение, что «Ариэль» родился заново — сложные метры, полифония, лиричность и мелодизм, «мужицкий» (но многоголосый) вокал, виртуозные аранжировки, сочетающие элементы симфо-рока и «баянного мышления» Ярушина, безупречный вкус и добрый юмор— все это позволило диску в течение 2 (!) лет занимать 2-е и 3-е места в классификации грамзаписей журнала «КХС», а такие номера «Русских картинок», как «Скоморошина» и «По блюду, блюду серебряному» можно смело занести в «золотой фонд» отечественного фолк-рока. «Ариэль», наконец, нашел себя. Возросшие исполнительские возможности и созревший композиционный стиль В. Ярушина вылились в создание одноактной рок-оперы «Сказание о Емельяне Пугачеве» (либретто и постановка В. Яшкина по мотивам поэмы С. Есенина «Пугачев»). Опера, несмотря на сложность музыкального языка и определенную условность сценического решения, горячо (Принималась зрителями и почти два года была основой концертных программ ансамбля, в которых хватало места и для нового блока русских песен («Блоха», «Нахлебался пресного молока», «Долина -долинушка», «Уж ты, Порушка-Параня») и для блестящих музыкальных шуток.

В одной из них, называвшейся «Музыкальный магазин», поднадоевшая всем «Вологда» «мерещилась» музыкантам и в джазовых импровизациях, и в рок-н-ролле, и даже при исполнении финала Первого концерта Чайковского для фортепиано с оркестром...

В. ЯРУШИН: «Хотя мы старались показать «Пугачева» везде, где работали, это становилось все труднее и труднее. Ведь для оперы нужны объемные декорации — колокольня, большие экраны, — а иногда на концертные площадки приходилось добираться даже маленьким вертолетом. Поэтому постепенно пришла мысль сделать серьезное произведение, но более мобильное, что-ли. Прочитав поэму А. Вознесенского «Мастера», я понял — вот то, что давно ищу и то, что близко всем нам именно сегодня...» С этой новой работой «Ариэля» (рок-оратория «Мастера», музыка В. Ярушина, либретто В. Яшкина по произведениям А. Вознесенского) пермские зрители познакомились в конце декабря, когда ансамбль после семилетнего перерыва гостил у нас. Это произведение стало поистине выражением творческого кредо группы, отношения музыкантов к искусству, месту художника в мире, его причастности к судьбам страны. Наполнив звуковую палитру новыми выразительными средствами (синтезаторы, электропиано, различные электронные эффекты), ансамбль, в отличие от многих отечественных рок-групп, сумел избежать губительного увлечения «звукоизвлекательством», применяя новые краски с безупречным чувством музыкальности. Сила эмоционального воздействия оратории в органичном сплаве мысли и музыки — по-русски лихой, бесшабашной и поднимающейся до вершин трагизма, проникнутой грустью и горькой иронией, гротескной и вместе с тем глубоко гуманистичной. «Ариэль» в оратории показал виртуозное владение тончайшими музыкальными нюансами — от интимной камерности до мощного симфонического звучания. «Мастера», да простится мне тавтология, исполняются настоящими мастерами.
Газета «Ленинец», Пермь, 19 января 1982

Понравилась статья? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!