Михаил Дюков: «Григорий Лепс пришел вовремя…»
В июне выходит новый номер журнала «РБК», где есть статья, посвященная Григорию Лепсу и его новым проектам. Автор статьи – Евгения Рябова, во время работы над статьей она взяла интервью у нашего постоянного автора Михаил Дюкова. Часть ответов использована в статье, а мы хотим вам предложить полную версию этой беседы.
— Когда стали крутить клип «Натали» по телеканалам, Лепс вообще чем-то выделился на фоне других артистов этого жанра, или на это был певец из разряда-увидел-забыл, не смотря на то, что песня оказалась хитом?
— Если по-честному и откровенно, то и клипов-то тогда было мало, а уж об эфирах на первом и остальных каналах и говорить особо не приходилось… Ведь и тогда была «сладко-попсовая» эстрада и сейчас, а Григорий Лепс берет вокалом… Да, он хрипит… но до него хрипел только Владимир Высоцкий, а потом – никого… Да, с легкой хрипотцой Михаил Шуфутинский (я говорю только о тех людях, кто фигуры знаковые в жанре шансона и о тех, кто имел эфиры на БОЛЬШОМ радио и ТВ). Не люблю это слово «энергетика» — но у Лепса она есть. Можно его не любить, можно любить, можно слушать или не слушать, но – Григорий Лепс существует.
Клип «Натали» не был сенсацией по части видео для 1995 года, типичное среднее (кстати, в чем-то очень созвучное все тому же Михаилу Шуфутинскому – клип «Ночной гость»), но по части запоминающейся мелодии, вокала и банальной актуальности – сто процентов попадания. Что надо слушателю – «розовые» влажные сантименты, то, что сейчас так эксплуатирует Стас Михайлов.
Когда песня становится шлягером (не хитом на один день), а именно шлягером? Когда она попадает на «язык» слушателю… То, что ее пели и перепевали тогда во всех ресторанах и на площадках – факт, хотя совсем уж простенькой мелодию не назовешь, ну, и плюс хорошая аранжировка.
— Как вы считаете, почему Григория Лепса не пускали, после песни «Натали» с дальнейшими альбомами на Русское Радио и телевидение?
— Лепс тогда пустился в эксперименты, что-то около эстрады, но уже в сторону рока и вообще непонятно чего… тогда казалось, что это эксперименты, никто не мог предположить, что просто на глазах создается стиль (или жанр) в русской эстраде «Григорий Лепс». С оглядкой и использованием зарубежной эстрады, не забывайте, что Лепс пришел из ресторана, а там всегда «снимали фирму», то есть пели зарубежные хиты. Только разница в том, что одни тупо копировали или присваивали эти мелодии, а другие выжимали из них уроки для себя в виде вокала и аранжировок.
Почему не пускали? Знаете, осторожные редактора когда-то придумали очень удобное им слово «формат», чтобы все непонятное для них (узколобость и недальновидность) можно было отмести с умным видом. Да, типа, мне это нравится, Гриша, это классная музыка, но это – не формат. Как на самом деле, знаете? Открою великую тайну редакторов всех российских радиостанций, наверное, и всего мира (наверное – побьют теперь, шучу)… формат очень прост – песня должна быть не больше четырех минут, а что там внутри – такая ерунда. Если слушатель за эту песню проголосовал рублем на концертах и при покупке лицензионного диска (а у Лепса, редкое исключение сегодня, это дорогие издания с буклетами и DVD – а это уже относительный показатель попытки делать качественную музыку не только по звуку, но и по оформлению). Это, кстати, очень важный показатель отношения к слушателю.
Кто выиграл от того, что Лепса не было в эфире? Только он сам – появился некий ореол, если не запрещенного певца, то не понятого и не оцененного некими цензорами, у него в тот момент, кажется, и начались первые концерты. А вы сами знаете, как у нас любят униженных и оскорбленных – это и сыграло ему на руку…. Шутка, надеюсь, Григорий с юмором прочтет эти строки. Но, как бы неожиданно и не цинично это не звучало, но выиграл именно он… Хотя, с другой стороны, догадываюсь, как морально и физически это тяжело и унизительно, что тебя не пускают в эфир, зато умные издатели (ну, и пираты тоже, куда без них) потом на переиздании этих дисков изрядно заработали.
— А вы не считаете, что его искренний образ искусно сконструирован, например его очень часто сравнивают в Джо Кокером? Объясните почему.
— Нет, Лепс есть такой, какой есть… может быть, образ «плохого парня» и искусственно создан… но опять же… кого любят на Руси? Если с кем-то и сравнивать Григорий Лепса, то с Владимиром Высоцким (представляю, какая сейчас будет буря эмоций), да-да… вольно или не вольно, но Лепс сегодня примеряет именно этот «заячий» тулуп… Вольно или невольно он это делает, не знаю, может быть, даже сам не осознает этого. С другой стороны – это настолько предсказуемый и типичный путь русского певца с непростой судьбой (а дорога Григория Лепса лепестками роз не усеяна, где-то он и сам это создает, да и путь наверх в Москве человека из провинции – легкий и веселый только в дешевых сериалах).
Опять же, возвращаясь к образу Джо Кокера – а чем он вам не английский Владимир Высоцкий… Такой же рубаха-парень из народа, хриплый, небритый, дружный с алкоголем (что особо уважаемо простым слушателем)… ну, и в минуты «горестных» раздумий, врущий ее (в смысле рубаху) на своей груди. Кстати, Джо Кокер, как и Григорий Лепс, начинал в кабаках – и нет ничего в том постыдного, половина нашей эстрады там начинала и работала, только почему-то стыдливо об этом умалчивают.
— А то, что Владимир Путин слушает Лепса, дарит ему иконы — это вообще как-то влияет на популярность певца?
— Ну, значит у Владимира Владимировича хороший вкус, в том смысле, если он слушает Лепса. Шутка.
А что слушает нормальный мужик после сорока? Ну, не «Фабрику звезд», правда ведь? Слушает рок, джаз, фолк, блюзы… шансон… А все вместе это – и есть Григорий Лепс. Ведь шансон (именно простая русская песня, не блатная, не лагерная) – это то, что осталось после советской эстрады. С одной стороны, многие столпы эстрады остались не у дел, как мне кажется, потому что не хотят элементарно вкладывать в себя, работать и расти. Очень просто и удобно существовать на репертуаре 30-40-летней давности, под Новый год «полоть» грядку корпоративов и жить тихо дальше, спекулируя техникой или открывая студии звукозаписи и зарабатывая на новых «звездах» и однодневных «звездочках». При этом, не забывая поносить, на чем свет последних и сетовать, что они же, это новые имена, их затмили.
А Григорий Лепс просто пашет – много и тяжело, чем вызывает у меня неподдельное уважение… На его концерты никто никого силком не затаскивает, залы полны, хотя и билеты там не дешевые. Если бы Владимир Путин спонсировал концерты Лепса – это, может быть, и влияло на популярность певца, а так – это просто нормальные мужские дружеские отношения и не более.
— У концертных прокатчиков сейчас лидеры: Стас Михайлов, Елена Ваенга и Григорий Лепс. Они являются друг другу конкурентами, не размывают ли они рынок?
— Нет… ликер, шампанское и виски – тоже алкоголь, но у каждого свой потребитель, если говорить сухо об этом, как о товаре. У Михайлова – чисто женская аудитория, у Ваенги и Григория Лепса – смешанная, это если говорить о чисто половом признаке, уж извините. И репертуар, и аудитория у них – очень разные, как раз внутри они друг другу не конкуренты. А вот во внешней среде – да, многим придется подвинуться и зарабатывать себе на хлеб не только вокалом, но и еще чем-нибудь.
Ведь если спроецировать Михайлова, Ваенгу и Лепса на прежнюю эстраду, то все это уже было: у Михайлова – Юрий Антонов, Сергей Захаров (это так, если быстро и навскидку), Ваенга – Алла Пугачева, Надежда Бабкина, Григорий Лепс – все тот же Высоцкий, Розенбаум…. Природа не терпит пустоты.
Хотя в Лепсе явно есть что-то от Фрэнка Синатры – романтический налет чего-то криминального… полуслухи о помощи авторитетов, дружба с нужными людьми. Только, прощу прощения, кроме тупых бабок – нужен еще и талант, без него – НИКУДА! Глупости это все, ну, записал бы Лепс один альбом, второй, третий бы никто не стал ни издавать, ни продвигать. Ведь зритель на концерте и при покупке дисков все равно голосует только рублем – своим, честно заработанным.
— Сейчас Григорий Лепс на волне успеха, зачем ему создавать свой продюсерский центр?
— Наверное, есть сакральное желание у каждого исполнителя заняться параллельным делом, но в той области, в которой он, как ему кажется, специалист. Продюсерами в разное время были и Пугачева, и Киркоров, свои театры песни есть у Александра Розенбаума, Александра Новикова и других… Может быть, где-то играет обида на прежних своих продюсеров. Ведь не секрет, что последний «откусывает» от бюджета артиста себе в карман не менее сорока процентов общего бюджета, это если он работает с умом. А если жадность берет вверх, то и все шестьдесят. Обратите внимание, еще не один артист не ушел от продюсера без скандала хотя бы с одной стороны: то артисты поливают «крестных» отцов, то продюсеры достают грязное белье звезд. И при этом, каждый искренен и уверен, что второй его обокрал.
Поэтому артистам иногда кажется, что для обеспечения безбедной старости им надо заняться продюсированием других – и при деле, котором они что-то понимают, ну, и почти по дядюшке Фрейду – отомстить продюсеру-обидчику, отыгравшись на молодом артисте.
Лепс-продюсер? Нууу…. Наверное, да, есть талант и мастерство, но темперамент… Сравните темперамент Игоря Крутого, Виктора Дробыша, Игоря Матвиенко и темперамент Григория Лепса… и ответ очевиден: лед и пламя. Как мне кажется, Григорию Лепсу, при всем моем к нему уважении, не хватит одного – хладнокровности, у него есть качество бронепоезда – он может все тащить на себе… но вот терпеливо выжидать и лавировать, кажется, не его стезя. Но он (или те, кто стоит рядом с ним) смотрит в будущее – это мудро.
— Почему вы включаете уже не в первую книгу по истории шансона Григория Лепса, ведь многие критики в упор говорят о том, что Григорий Лепс стал звездой отечественной эстрады и перешел просто на «попсу, с незамысловатыми песнями»?
— Пусть они перепоют эти «незамысловатые мелодии», собрав при этом полный зал, а я пойду и посмотрю на это, и даже билет при этом куплю…
Во-первых, Григорий Лепс – это явление на эстраде, если о нем говорят и пишут… сейчас на эстраде работает несколько тысяч человек, да-да, как вокалисты – авторы, исполнители… О многих говорят и пишут? Нет.
Во-вторых, если я не напишу, Лепс ничего не потеряет от этого, а вот я буду выглядеть, как некомпетентный узколобый автор, который не знает элементарных веще. А этого бы не хотелось.
А в-третьих… он мне интересен и симпатичен, у меня всегда вызывали и вызывают уважения те, кто идет вверх и вперед, не жалуясь на непонимание, отсутствие помощи от государства и прочее.
И опять же, если уже появились клоны Григория Лепса, а появились они не вчера, то есть люди, кто имитирует и манеру и вокал Лепса, значит – это востребовано коммерчески. Имена называть не буду, кто слушает эту музыку – и так их знает, а делать лишнюю рекламу им не будем. Ведь были когда-то подражатели и клоны и у Владимира Высоцкого, ну, и куда они делись? Кто помнит их имена?
— В чем секрет успеха этого певца на отечественной эстраде?
— Не сделаю, наверное, открытия – он пришел вовремя… а если честно – не знаю… Говорить о слагаемых успеха: вокал, харизма, трудолюбие и репертуар – довольно глупо и банально. Он нравится публике, пусть не всей, но многочисленной настолько, что без труда собирает забыл по всей стране, да, и собственно, по миру. А публика нынче избалованна, и никто ее насильно не заставит кого-либо слушать, если ей самой это не нравится.
Беседовала Евгения Рябова, апрель-май 2011 года