Музыкальный дом «Зодчих»
Давыдов настраивал виолончель, а я с удивлением наблюдал за его манипуляциями, которые никак не вязались с огромными акустическими колонками, стоявшими на сцене Московского автодорожного института.
«И все-таки, вы — ВИЛ или нет?» — спросил я руководителя вокально-инструментального ансамбля «Зодчие». И тут же пожалел о сказанном, потому что рядом начал подстраивать свою гитару Юрий Савич, а чуть позже зазвучали пробные аккорды синтезатора. Сомнения вовсе рассеялись, когда усиленный микрофоном застучал бас-барабан.
Но все это не означает, — начал свой рассказ Юрий Давыдов, — что нам не приходится обходиться без мощной усилительной техники. Нам не раз приходилось выступать перед нашими сверстниками, работающими на нефтяных месторождениях Тюменской области, а на буровой, например, для электронной музыки не самые подходящие условия. И тогда мы берем в руки обычные акустические гитары, виолончель, аккордеон, садимся в вагончике, приспособленном под красный уголок, вместе с нашими слушателями и поем, и разговариваем на самые разные гемы. И надо сказать, общих гем у нас очень много. Помимо возраста, объединяющего нас, помимо того, что мы — земляки, тюменцы, есть еще одна, самая важная деталь. Все мы называем себя салмановцами, но имени знаменитого нефтяника, Героя Социалистического Труда Салманова, которому посвящена одна из наших песен, написанная тюменскими авторами А. Проскуряковым и В. Нечволдой.
— Значит, все начиналось на сибирской земле?
— Нет. Все начиналось вот в этом зале. В Московском автодорожном институте. Уже на первом курсе мы создали ансамбль «Гусляры» и за короткое время подготовили первую программу, с которой и стали лауреатами Всесоюзного конкурса самодеятельного творчества. Чуть позже появилась композиция «Зодчие». Я читал поэму Дмитрия Кедрина и почувствовал, что не читаю, а распеваю стихотворные строки. Пришел в институт, показал ребятам наброски, работа увлекла. Она оказалась очень близкой нам по строю мыслей -ведь в поэме рассказывается о тех безвестных мастерах, которые построили в Москве знаменитый храм Василия Блаженного, а наш коллектив уже в ту пору включил в свой репертуар русские песни, народные мотивы. С этой композицией мы не раз выезжали за рубеж, и до сих пор она остается в программе коллектива как своеобразная визитная карточка.
— Но время учебы в институте рано или поздно подходит к концу. Как часто именно по этой причине распадаются интересные коллективы!..
— В общем-то и нам грозила такая же участь. Мы понимали это и клятв в неразрывности наших уз не давали. Но как-то очень естественно произошло так, что одному из нас предложили поехать на работу в Тюмень. А вслед за ним такое же распределение попросил еще один. Словом, на работу прибыли вместе. А вскоре «Зодчие», так стал называться коллектив, уже репетировали в одном из домов культуры. Собирались вечерами, играли для себя. Сколько бы так продолжалось, сказать сейчас трудно. Но, на наше счастье, к нам на репетицию заглянул художественный руководитель филармонии. Нас пригласили в управление культуры и предложили стать профессионалами. Мы согласились и лишь потом поняли, что от записи в трудовой книжке «артист ансамбля» до настоящего профессионализма — не один год трудной работы.
— Можете ли вы назвать стиль, в котором играет ансамбль? Есть у нас, скажем, рок-группы, есть коллективы, работающие в иных стилях...
— Мы исполняем самые разнообразные по стилю и даже жанру произведения. Я уже говорил о композиции «Зодчие», которая дала название нашему коллективу,- это основанный на русском фольклоре рок. Русские народные песни, разумеется, тоже стилизованы, но уже в иной манере, хотя в одной из них и звучит самая настоящая балалайка. Есть произведения, исполняемые в биг-бите. Но есть и. вальсы, и блюзы, и даже марш. А недавно мы включили в репертуар пародию, в которой показываем технологию превращения какой-то популярной мелодии в поток однотипных песен. Только что мы показали тюменским зрителям нашу новую работу — композицию «Мы верим в тебя», написанную композитором Вячеславом Гроховским и посвященную 40-летию Победы. В мае состоится ее московская премьера.
— И традиционнейший вопрос...
— Я не открою большого секрета, если скажу, что «Зодчие» хотят построить свой «дом»: программа, к работе над которой мы вскоре приступим, так и будет называться — «Дом, который построишь ты». О чем эта программа? Прежде всего о том, что сегодняшний день должен стать гарантией дня завтрашнего. О мире, без которого все теряет смысл, о тех, кто обязан отстоять этот мир, и, значит, о каждом из нас. Новую программу посвящаем XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве.
Беседовал Виктор Глазов.