Александр Розенбаум в Одессе
АЯРОВ
В 1978 году киевский бард Илья Винник привёз из Ленинграда кассету с записями Розенбаума, песни которого нам очень понравились, и мы решили пригласить молодого и перспективного барда в наш город. Тогда ещё у Розенбаума был псевдоним Аяров, и за пределами Ленинграда он был мало известен. Александр отлично вписался в наш коллектив, ведь своей компании у него тогда в Питере не было, а в Москве его вообще никто не знал.
Останавливался Розенбаум в Киеве у Игоря Шишкина на Горького и у Юры Гипотя на Оболони, на улице Приозерной, где возле дома было озеро, и мы по ночам ходили купаться.
Сказочное было время...
Александр Розенбаум. Фото Виктора Золотухина.
ЛЕСНАЯ ПЕСНЯ
Где только не пел тогда Александр Розенбаум! На квартирах, в институтах, в больницах. А однажды мы пригласили выступить Розенбаума на фестивальчик «День рождения в лесу», который организовали под Киевом.
Народ туда добирался, в основном, электричками. И вот, только мы компанией, вместе с Сашей Розенбаумом, его женой Леной и дочкой Анечкой, вышли из электрички, на платформе ко мне подходит человек в штатском, сотрудник КГБ и спрашивает:
– Вы Семен Рубчинский? Пройдемте!
А под платформой – милицейский «бобик», «москвич», мотоцикл с коляской и «комитетчик» мне заявляет:
– Нам позвонили из горкома партии и сообщили, что вы готовите слет сионистов, где Розенбаум будет исполнять антисоветские песни!
Я говорю:
– Высоцкого тоже травили, а потом оказалось, что он гордость нашего народа! Официального приказа об аресте у вас ведь нет? Нет! Значит, если арестуете Розенбаума, окажетесь в центре скандала, и завтра об этом напишут газеты. Вы же первый и пострадаете.
Сотрудник КГБ призадумался и спросил:
– Берете под свою ответственность, что на выступлении не будет антисоветчины?
Я пообещал, всё закончилось благополучно, и концерт состоялся.
А проблем с выступлениями Розенбаума тогда хватало.
БИЛЕТЫ–ОБОИ
На наших клубных концертах, зрители скидывались по рублю, а мы вместо билетов использовали кусочки обоев. То же было и на выступлениях Розенбаума.
А через некоторое время мне в КГБ предъявили целую коллекцию этих обоев, и пытались завести на меня дело.
А я им отвечал:
– Это не билеты, а обои!
На самом деле, конечно же, это были билеты, но я настаивал на своей версии:
– Это не билеты, а опознавательный знак «свой — чужой». Мол, было очень много людей, которые желали бы попасть на выступление Розенбаума, а мы хотели слушать только своей компанией.
Так ничего доказать они не смогли. А были случаи, когда другие организаторы концертов переняли мой опыт. Но у них хватило «ума» на таких «пропусках» поставить штамп «ВЛКСМ, уплачено». И естественно, у этих ребят были крупные неприятности.
КАК ШИЛИ СТАТЬЮ. ГАЗЕТНУЮ
В 1985 году в газете Киевского горкома комсомола «Молодая гвардия» вышла разгромная статья о Розенбауме, где и Рубчинского облили грязью с головы до ног.Вспоминает Семён Рубчинский:
– Эту статью инспирировало не столько КГБ, сколько горкомы партии и комсомола и написана она была ещё в 1983 году.
Дело в том, что Розенбаум участвовал в Киеве в таком количестве подпольных концертов, в каком ни до него, ни после никто не участвовал. Часто концерты сопровождались какими-то скандалами. Например, директора ДК «Днепр» из-за концерта Розенбаума уволили с работы, и он десять лет работал электриком. Ко всему прочему, Розенбауму власти приклеили ярлык «сиониста» после того, когда он написал песню «Бабий Яр»:
Слышно, как шуршат платья.
Это Бабий Яр судеб.
Это кровь моих братьев.
Два года эту грязную статью власти пытались пристроить в киевские газеты, но журналисты, проявив принципиальность, отказывались. И появился в печати этот пасквиль только в 1985 году. После этого у меня было два пути: либо покаяться и лечь на дно, либо наступать. Я выбрал – второе. Сам пошёл в профком, партком, написал заявление в прокуратуру, что я не чувствую за собой никакой вины, что распространяются слухи, порочащие меня, я требую собрать профком, партком и все руководство института. И пускай пригласят автора статьи и скажут, в чем моя вина, а я расскажу правду… Вот они и растерялись. А был уже 1986 год – наступила эпоха перемен...
ВДОХНОВЛЁННЫЙ КИЕВОМ
А тогда, в начале 80- х Розенбаум настолько влился в нашу компанию, что стал, в некотором роде, киевлянином. И, кстати, киевляне внесли огромную лепту в популяризацию творчества Александра, ведь в Киеве было записано множество концертов Розенбаума, которые потом разлетелись по всему Союзу.
Тут я не удержался и спросил Семёна Рубчинского:
– Семён Григорьевич, всем известно, что Розенбаум песню «Камикадзе» посвятил Вам. А своего знаменитого Семена он случайно не с вас списал?
– Нет. Цикл песен о Семене был написан Александром ещё до нашего знакомства. Хотя я очень любил этого героя и старался быть на него похожим. А вот когда Розенбаум работал над песней «Расцвели каштаны в Киеве весной», то я, можно сказать, был его консультантом, рассказывал о киевском фольклоре, о названиях и особенностях районов.
Фраза «Я родился на Шулявке, на блатной» – это о нас с Аликом Татаровым. Алик, как и я, – родом с Шулявки. Шулявка – это ведь район интереснейший, рабоче-босяцкая окраина Киева! В 1905 году даже существовала Шулявская республика, когда рабочие прогнали полицию и царскую администрацию и установили свои порядки.
На Шулявке, где я родился, Песчаный переулок, 1/5, прошло моё детство. А дом наш стоял прямо под железной дорогой, где сейчас ходит скоростной трамвай. Потом, когда старую Шулявку снесли и коренных киевлян разбросали по разным районам, наша семья оказалась на Нивках.
А с Аликом Татаровым Розенбаум очень сдружился, и мы часто собирались у гостеприимного Алика в его дарницкой квартире. Надо сказать, Алексей Татаров был интересным человеком. Многогранным. И художником талантливым, и поэтом, и бардом. После смерти Высоцкого Татаров написал несколько картин, на которых был изображён Владимир Семёнович, эти полотна очень понравились Юрию Любимову и были выставлены в Театре на Таганке. Когда же Татаров подружился с Розенбаумом, то Александр Яковлевич стал героем его новых прекрасных картин. А о Подоле Розенбауму, со всеми живописными подробностями, поведал Леонид Духовный, автор песни «А без Подола Киев невозможен».
У меня, при рассказе Семёна Рубчинского, сердце забилось: я ведь тоже родился на Шулявке, а наш дом находился в начале улицы Борщаговской, где потом построили магазин Военторг.
Ах, Шулявка, старая Шулявка! Вспоминаю эти домики, колорит киевской окраины, от которой остались одни воспоминания, да пара пожелтевших фотографий...
А для Розенбаума дни пребывания в Киеве оказались очень плодотворными в творческом плане. И домашняя обстановка у Игоря Шишкина этому способствовала. У Игоря была прекрасная библиотека, и часто Розенбаума можно было застать, углубившегося в чтение. Однажды ему попалась книга о каторжанах царской России, после прочтения которой, он написал песню «По большому колымскому тракту».
Вдохновенно Розенбауму тогда писалось. В Киеве он создал песни: «Крещатик», «Зойка», «Есаул», «Барахолка», «Кандальный», «Барин», «Бабий Яр», «Камикадзе» и др.
Вспоминает Игорь Шишкин:
– Ходит Розенбаум по комнате целый день и напевает фразу из новой песни: Написала Зойка мне письмо!
Повторяет, повторяет, а продолжение никак не удаётся. Типичные муки творчества! Тут моя жена Валентина, устав от его повторов, придумывает за секунду следующую строку:
– А в письме два слова: «Не скучай!»
Александру Яковлевичу строка понравилась, и он включил её в песню. А я говорю жене:
– Ну, даёшь! Теперь тебя можно считать соавтором Розенбаума!
Насыщенно проходили дни Александра Розенбаума в Киеве. Встречи, концерты, общение с поклонниками. К сожалению, до наших дней дошло очень мало магнитофонных плёнок тех времён, однако сохранился прекрасный квартирный концерт Александра Яковлевича, который записывал Игорь Шишкин у себя дома. Там запечатлена трогательная душевная атмосфера, царившая за столом, звон бокалов и дружеские беседы. Розенбаум в тот вечер был «в ударе», а ещё на этом застолье пела наша киевская автор-исполнительница Ирина Карпинос. А на дворе стояло лето! Жарища! Вот Игорь Шишкин и говорит Розенбауму:
– Александр, а не хочешь ли пожить в домиках на Десне? Природа красивейшая, рыбалка, отвлечёшься от городской суеты. И жена с дочкой прекрасно отдохнут!
– Отличная идея!
ЛЕТО В ЛЕТКАХ
А у Игоря Шишкина был друг – начальник Киевгорстроя, который, как и Шишкин любил шансон и авторскую песню. Вот этот друг и организовал для Розенбаума с дочкой и женой отдых в курортных домиках возле села Летки на живописном берегу реки Десны. Розенбаумам там так понравилось, что они даже пригласили туда отдохнуть родителей Александра Яковлевича!А отдых на природе проходил великолепно. Солнце, свежий воздух, красавица река Десна, песчаные пляжи. С утра на столе молоко ещё тёплое, сразу из-под коровы! Фрукты, зелень, овощи прямо с огородов! Щуки, окуньки только что плававшие в реке!
Красота украинской природы, аисты на гнёздах! Просто рай земной! Однако хоть на время бежать от цивилизации у Розенбаума не получилось. Почти каждый день приезжали гости из Киева:
– Александр Яковлевич, поедемте с нами туда-то, туда-то… Люди ждут ваших песен!
И Розенбаум брал гитару и ехал...
А Игорь Шишкин в те дни был связным между Розенбаумом и киевскими поклонниками его творчества. Как в детективе! И летала машина Шишкина, словно метеор, между Киевом и Летками.
А тут ещё интересное совпадение, в эти же дни в пансионате на другом берегу Десны работал Игорь Счастный, который когда-то познакомил Шишкина с Высоцким. Вот Шишкин с Розенбаумом и наведались в гости к Счастному. Игорь Счастный был просто в восторге от Розенбаума и говорит Шишкину:
– Как интересно получилось! Я тебя с Высоцким познакомил, а ты меня с Розенбаумом.
В пансионате, где работал Счастный, был отличный актовый зал, и прекрасные условия для качественной записи песен, чем Александр Яковлевич воспользовался и сделал там ряд записей. Лето подходило к концу, и путь Розенбаума лежал в родной Ленинград.
Климат здесь не тот!
А мне нужна твоя сырость!
При прощании Розенбаум сказал:
– Игорь, благодарен тебе за всё. Теперь твоя очередь приехать ко мне в гости. Приму душевно! И слово своё Розенбаум сдержал.
в пухе тополей,
я иду землёй Невской!
Когда Шишкин с семьёй в сентябре 1983 года приехал в Питер, Розенбаум предоставил в его распоряжение свою квартиру на Чёрной речке, недалеко от исторического места, где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. И стал Александр Яковлевич для Игоря Шишкина в эти дни экскурсоводом по Ленинграду.
Картинка с натуры: едет Шишкин по Питеру в своём автомобиле, а рядом, на переднем сидении, Розенбаум рассказывает о достопримечательностях города. А некоторые моменты ещё и иллюстрирует пением отрывков из своих песен.
И Семён Рубчинский с Юрой Гипотем и его женой гостили в Ленинграде у Розенбаума и прекрасно помнят обыкновенную однокомнатную квартирку, где жил Александр Яковлевич с женой и дочкой. Но тогда и такая квартира считалась роскошью!
Семён Рубчинский даже побывал на Дне рождения у отца Розенбаума, где произошёл курьёзный случай. Семён там впервые в жизни увидел красную рыбу и удивлённо спросил:
– Чем вы красите скумбрию?
Вот было хохота.
Время шло… Розенбаум становится одним из лидеров шоу-бизнеса наряду с Пугачёвой, Киркоровым, Басковым. И реже стали встречи, холоднее общение. Но это уже совсем другая история…
Однако, мы отвлеклись от дня рождения Фреда. На дворе 2004 год, и вслед за Игорем Шишкиным к Фреду приходят другие гости...
Фрагмент книги Георгия Майоренко «Магия шансона»