Валентина Пономарева - цыганка, поющая джаз

Валентина Пономарева - цыганка, поющая джаз

Валентина Пономарева

Она известна как исполнительница русских и цыганских романсов. Пестрые юбки, жгучие очи, нежный и страстный голос. На образ работает и происхождение. И мало кто знает, каким редким даром наделила ее природа.
В начале пятидесятых выпускница Хабаровского музыкального училища Валентина Пономарева раздумывала, на каком из трех предложений остановиться: местный драматический театр (она уже дебютировала там в «Живом трупе» Льва Толстого в роли цыганки Машеньки), филармония или музыкальная студия. Мукам ее положил конец маленький довоенный приемник, без труда принимавший Японию. А японский эфир был тогда болен джазом.

Первое неотправленное письмо Элле Фицджералд
Уважаемая Элла! Услышала Вас, и мне показалось, будто я умерла, а может быть, родилась заново. Трудно собраться с мыслями, одни восторги! Спасибо Вам за то, что Вы есть, за то, что поете, и за то, что помогли мне найти себя. Теперь я записываю на магнитофон все, что ловит мой старенький приемник, а потом учу с голоса. Друзья говорят, что у меня ничего не выйдет. Жаль, что я не негритянка. Бегаю петь на танцплощадку: у нас в городе только там играют джаз. Мечтаю подкопить денег и поехать в Таллинн. Там, я слышала, собираются джазовые музыканты. Может, мне удастся выступить. Теперь джаз — моя религия, мой храм. Помолитесь за меня, если можете. Я тоже хочу стать Эллой Фицджералд!
Хабаровск.

Джаз и по сей день у нас держится, в сущности, на энтузиазме немногих музыкантов. А в те времена «музыка толстых» могла развиваться только подпольно. И если молодым московским парням — Зубову, Бахолдину, Лукьянову, Гараняну — удавалось собраться вместе и выйти на сцену, это была большая удача. А уж когда в кафе на улице Горького зазвучал джаз и милиция не разогнала музыкантов, они решили, что дожили до чуда.
В 1967-м в Таллинне прошел первый международный джазовый фестиваль. Прошел, правда, «незаконно», очень шумно и имел далеко идущие последствия для его организаторов. Пономарева приехала на фестиваль, но не как участница, а как восторженная зрительница. К микрофону ее вытолкнул Герман Лукьянов. И «самозванка из Хабаровска» поразила всех. Высоким уровнем вокала, импровизацией, абсолютным контактом с музыкантами, которых видела впервые. Многие из присутствующих решили даже, что в ее жилах течет негритянская кровь — настолько она жила в этой музыке.

Второе неотправленное письмо Элле Фицджералд
Дорогая Элла! В жизни моей произошло так много всего… Но теперь мне трудно понять, для чего я? И нужно ли то, что я люблю и, как мне кажется, умею делать, хоть кому-нибудь? После Таллинна сначала была Тула, оркестр Анатолия Кролла (это очень известный у нас музыкант). Я многому у него научилась, но долго работать не смогла. В концертных программах меня с моими скэтами прятали среди эстрадных номеров, чтобы особенно не бросалась в глаза начальству. Из зала получала записки: «Бросай эту чертовщину и пой на русском языке». А на официальных концертах меня вообще не выпускали на сцену. Пригласили в Ленинград, в мюзик-холл. Руководитель сказал: «Я открою тебя миру». Но на первом же концерте, когда я вышла после русских красавиц и цыган, он понял, что зритель на меня не пойдет, сборов кассовых не будет. Я подалась в Москву. Обещали взять на работу в кафе, где играют джаз.

Валентина Пономарева и ее ансамбль. Справа - муж и сын певицы

На фото: Валентина Пономарева и ее ансамбль. Справа — муж и сын певицы.

Я не могу и не хочу петь песен о соловьях и ландышах — это не мое. Задыхаюсь в этом замкнутом круге из «нельзя», «нельзя»… Вдруг поняла: мне никогда не стать тем, кем хочу.

Москва
Вот так потерял тогда джаз талантливую певицу Валентину Пономареву. А ей пришлось, наконец, вспомнить, что она цыганка, и пойти в цыганский театр «Ромэн». Потом 12 лет в составе музыкального трио «Ромэн». С родными напевами, русскими романсами она объездила многие страны мира, стала популярной исполнительницей.

Третье неотправленное письмо Элле Фицджералд
Милая Элла! Живу ли я? Наверное, живу, если ем, двигаюсь, пою, путешествую по городам и странам. Много увидела, поняла. Живьем услышала американский джаз. И то, что услышала в одном клубе, потрясло — это был джаз и не джаз. Это была такая свобода в музыке, я не слышала привычных гармоний, постоянных темпов, последовательных аккордов. Я мечтала о такой свободе, когда еще пела традиционный джаз. Может, это именно то, к чему я подсознательно стремилась всю жизнь? Сейчас у меня, пожалуй, есть все — деньги, квартира, работа. Нет любимого дела. Кому мешало то, что я делала?! Москва.

Она все-таки бросила эстраду и вернулась в джаз. Мало кого это взволновало, мало кто, кроме ценителей, узнал об этом. Всеобщее внимание (и запретительное, и восторженное) обратилось к року. Легализованный джаз превратился в уважаемого пенсионера, правда, как и прежде, без своих помещений для репетиций и концертов, а Госконцерт и сейчас отмахивается от джазистов: их выступления коммерчески невыгодны, не приносят желаемых сборов. Поэтому в джаз приходят только те, кто искренне его любит и готов на жертвы. Как Валентина Пономарева.
Одна из первых джазовых вокалисток, она могла бы вернуться к тому, с чего начинала, но она занялась стилем трудным, обреченным на аудиторию камерную. Фри-джаз. Все попытки описать его выглядят жалкими. Можно лишь много говорить о чувствах, мыслях, которые рождает эта музыка. Она «вызывает образ путника. Сквозь глубокие извилистые теснины напряженно влечет творческая мысль его музыкальное сознание, остро вглядываясь и цепляясь, то впадая в усталое и мрачное созерцание, то в нервную порывистость.… Он не хочет знать мир, но больно порой о нем тоскует». Кажется, лучше о свободном джазе не скажешь (хотя строки эти написаны в 1918 году и не о джазе!).
Отношение к этой музыке и среди слушателей, и среди музыкантов разное. Одни вообще ее не принимают, другие принимают, но с большими оговорками: мол, здесь проще скрыть непрофессионализм и эффектный трюк выдать за новаторство. А между тем музыканты этого направления уверены в том, что джаз может стать для молодежи мостиком в классику, может помочь развить вкус к серьезной музыке. И, как я слышала, на Западе давно оценили это. В ФРГ, например, местные муниципалитеты взяли на себя финансирование джазового искусства, всячески поощряют его развитие.
У Валентины Пономаревой за рубежом вышло четыре пластинки, у нас — со скрипом первая. Ей присылали вызовы на международные фестивали, но она в них никогда не участвовала. И вот наконец летом прошлого года впервые советский джазовый авангард, как самостоятельное движение в советской культуре, выехал в Цюрих. С группами «Архангельск», «Три О», «Снежные дети» в фестивале принимала участие и Пономарева, прелестная цыганка, поющая джаз.
Из еженедельника «СОБЕСЕДНИК». «Спутник» май 1990
Марина РАЙКИНА
Фото из семейного альбома

Понравилась статья? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!