Увидим ли мы фильмы о кумирах Жанра шансон?
Есть у меня большой приятель, Витя Невежин. Режиссёр-документалист, один из немногих который снимал и продолжает снимать всё, что связанно с нашим Жанром. Много у него всяких регалий, и лауреат, и дипломант, и т.д. Фильмы его по ящику крутят. Встречаемся, к сожалению, из за дел (будь они прокляты!) не так часто, как хотелось бы, и вот в одни посиделки попросил я у него небольшое интервью! Корреспондент: Расскажите, пожалуйста, о себе. Невежин: Родом я из провинции. Есть в Саратовской области город Балашов, вот я оттуда. После армии подался в столицу и вот уже почти двадцать лет кантуюсь в Москве.
Корреспондент: Теперь стали москвичом?
Невежин: Живу в Москве, но этот город так и не стал родным. Я был и буду балашовским хулиганом. Преимущества Москвы очевидны, и работать по специальности можно только здесь. Может быть, я и идеализирую провинцию, но там ещё могут дружить без выгоды. В Москве немного не так. Если ты нужен — перед тобой стелятся, в противном случае от тебя отворачиваются. Корреспондент: Как докатились до режиссуры? Невежин: Это долгая и нудная история: я закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Правда, до ВКСиР были ещё ЛИКИ и ВГИК. Сейчас на моём счету четыре документальных фильма, которые я снял на своей студии.
Корреспондент: Вы один из немногих кто пытается работать в шансоне и не стесняется этого.
Невежин: Вы правильно сказали, что пытаетесь работать. Работать в шансоне очень сложно и, по-моему, бесперспективно до тех пор, пока толпа поклоняется кучке педерастов захвативших все на эстраде, телевидении и кино. Если раньше для успешной работы в различных областях культуры требовалась принадлежность либо к партийной, либо к другой мафии, то сейчас принадлежность к секте п… доров откроет перед тобой все двери.
Корреспондент: И всё же вернёмся к шансону. Как всё начиналось?
Невежин: До службы в армии я ненавидел этот жанр. Наверное, это было потому, что в провинции официальная музыка была, не очень востребована и из каждого окна звучал Владимир Высоцкий, Аркадий Северный, Владимир Шандриков, либо Костя Беляев. Высоцкий ещё как-то прикалывал, а остальные откровенно раздражали. После армии, я услышал Розенбаума — зацепило! Стал вслушиваться в пьяные песни Аркадия Дмитриевича, а далее как снежный ком: Токарев, Гулько, Успенская, Новиков и Шуфутинский.
Корреспондент: Мы опять ушли от темы. Расскажите о работе над клипом Александра Дюмина «Друзья»?
Невежин: Получилось всё случайно. У меня в ту пору был офис на Большой Коммунистической, и я часто наведывался в магазин «Союз», что на Верхней Радищевской. Там подружились с продавцом Мишей, который из-под полы приторговывал дисками. Дело в том, что компания «Master-sound» часть гонорара выдавала дисками и многие исполнители, включая Дюмина, давали Михаилу диски на реализацию. Впоследствии Мишель за это и пострадал. Его уволили. Мишка и познакомил Дюминым. С Дюмой зашли к Севостьянову. Юрий Николаевич попросил написать несколько вариантов, но ни один из них не подошел. В одном варианте правы пацаны в другом менты, а стрёмно и то, и другое. В результате Севостьянов махнул на нас рукой и выдал 900 баксов. Денег едва хватило на аренду аппаратуры и транспортные расходы, даже новые ботинки Дюмину не купили. Корреспондент: Ну «БОТИНКИ СУПЕРСТАР» это отдельная и очень весёлая тема, даст Бог потом расскажешь поподробней, нашим посетителям уверен будет очень интересно и главное посмеётся народ. Клип стоил 900 баксов? Невежин: Нет. Севостьянов выделил три смены монтажа на «Сфере», и потом мы попросили 200 долларов, чтобы заплатить оператору. Кстати оператором был Алишер Хаминходжаев, по моему мнению, самый талантливый и востребованный на сегодняшний день оператор. Фильмы, которые он снимал, получили не один десяток призов на различных международных фестивалях. Режиссер клипа мой брат Александр Курняев, а я был что-то типа линейного продюсера. Ещё я помогал Саше на монтаже. Клип снимался на голом энтузиазме, просто было интересно. Слава богу, от клипов мы отошли. Севостьянов, правда, просил нас переделать клип Александра Звинцова «Долгая зима», но мы не стали делать этого. Вообще было желание что-нибудь снять Звинцову, у него очень достойные песни, да и человек он порядочный.
Корреспондент: Насколько мне известно, вы снимали фильм о Константине Беляеве?
Невежин: Это тоже долгая и гнусная история. Насколько мне известно, многие режиссёры пытались снимать о Беляеве, но по разным причинам отказывались от своих замыслов. Перед нами с Сашей от попытки отказался Дмитрий Завильгельский. Дима снял обалденный фильм об Аркадии Северном. Но Аркадий Дмитриевич это одно! Там судьба, там жизнь, там Человек! Беляев другое дело. На Северном наживались «барыги», а Константин Николаевич сам из барыг. Причем Беляев сам это понимает, но боится признаться в этом даже себе. Естественно, ни в каком интервью правды он не расскажет, а без этого фильма не получится. Материала отснято очень много. Это и «старая горбушка», это и различные концерты (в ОГИ, в ДК «Меридиан», в Доме журналиста), это и день рождения Доси Шандеровича, это и запись домашнего концерта у Сергея Лепешкина. Много разных интервью, но всё упирается в деньги. Кино это производство, и монтаж упрётся минимум в пять тысяч долларов. Где их взять? Нормальным людям, дедушка, поющий матом неинтересен, а барыги денег не дадут – пожлобятся. Может быть, единственный способ доделать фильм — выход на Господдержку, но тогда придётся полностью менять концепцию. Придётся делать фильм о поколении «подпольных» певцов 60-70-х. Там много «красавцев» было, один Юра «Нос» Миронов чего стоит! У Димона Завильгельского много неиспользованных материалов по Северному, а если подснять Рудольфа Фукса и Жору Кацышевского, то может получиться нормальный продукт. Однако повторюсь, никому это не надо!
Корреспондент: Пару слов о фестивале «Калина Красная».
Невежин: Что сказать? Дело — очень нужное. Нужное для тех — кто за забором. Ведь у людей появляется надежда, что они хоть кому-нибудь нужны. Может быть, многие, завяжут с воровской историей, и будут писать, и исполнять свои песни. Конечно, это классно! Тут другое тревожит — что может заработать исполнитель в жанре шансон? Безденежье может опять подтолкнуть на большую дорогу. Наверное, единственный выход для победителей конкурса по выходе на волю петь в кабаке и иногда записывать диски… Не буду говорить за организаторов «Калины Красной», буду за фильм. Опять то же самое — всё упирается в деньги. Может получиться очень хороший фильм – судьбы людей на фоне фестиваля. Отснятого материала уже достаточно. Как известно участники конкурса записывали минусовки на «Союзе». Ребят ежедневно этапировали из «Матросской тишины». Запись продолжалась две недели. Всё это снято с двух камер. Снят концерт и репетиция. Года полтора до фестиваля я мотался по зонам. Прошлый год я подавал заявку на Господдержку проекта, но получил отказ. Отказали разные там фонды «Форда» и т.д. Я не жалуюсь, я упёртый и мне не впервой снимать на свои деньги – просто немного обидно. После фестиваля, на банкете, содействие в создании фильма обещал Николай Николаевич Губенко, но опять это были только слова. Главное в нашем скорбном деле – не скулить. Нужно пытаться видеть только хорошее, а хорошего было много. Я хотел снять фильм о фестивале, и я обязательно это сделаю. Тут уместно сказать большое спасибо Вячеславу Клименкову. Это благодаря ему удалось снять весь этот эксклюзивный материал. Вячеслав организовывал все мои поездки по зонам. Во время работы в студии сложились дружеские отношения со многими участниками конкурса. Многие сейчас звонят и пишут письма. Особо хочется выделить Владимира Волжского. Я с ним познакомился через тебя, ещё до фестиваля. Володя из своих сорока трёх, двадцать четыре года провёл в местах не столь отдалённых, но это не сломало его. Он пишет хорошие песни. Где-то в марте 2004 года Володя записал уже третий альбом. Причём все три альбома были записаны в условиях реальной зоны. Запись третьего альбом у меня записана на видео. Трижды я был у него на зоне, последний раз 28-го мая. По Волжскому тоже скопилось очень много материала и, наверное буду делать фильм. Почему «наверное»? Повторюсь, для фильма нужна история и она есть, но только вот Володя, особенно её не рассказывает. На зоне постоянно пасут, и он, чтобы не навредить себе вынужден говорить общеизвестные истины и прочие правильные слова. Для фильма нужно немного другое. Володю в октябре поджидает условно-досрочное освобождение, вот тогда посмотрим…
Корреспондент: Творческие планы?
Невежин: Прежде всего, нужно доделать три фильма, о которых я говорил… Очень хочется снять несколько фильмов о жанре, который никак нельзя называть «Русским шансоном». Нужно обратится к истокам жанра. Это и каторжанские песни, исполненные Императорским хором и вышедшие на пластинках до Великого октября. Это и традиции народной «сюжетной» песни, например: «Жили двенадцать разбойников», «Окрасился месяц багрянцем». Это и традиции цыганской песни, продолженные семьёй Димитриевичей в Париже. Это и эмигрантская песня в лице Петра Лещенко и Александра Вертинского. Далее, уже упомянутые мной, наша «подпольная» песня 60-70-х. Как тут обойти Высоцкого, Северного, Шандрикова? Ну, а закончил бы я проект большим фильмом о Михаиле Круге… Естественно я многих не упомянул, но ведь это пока материально не подкреплённые планы. Будем работать, и всё получится… Для единомышленников и возможных спонсоров оставляю адреса:
— Невежин Виктор, E-mail: nevejin@rambler.ru — Кинокомпания «Невежинъ и Братья», E-mail: brata-n@mail.ru
Беседовал Сергей Чигрин