Константин Сазонов: «В этих песнях всегда есть какое-то драматическое начало, что цепляет…»
— Здравствуйте, дорогие друзья. В студии Михаил Дюков. Сегодня мне за звукорежиссерским пультом и как видеоинженер ассистирует Аркадий Фрумин, и у нас сегодня в гостях автор-исполнитель Константин Сазонов. Рассказывайте о себе.
— Ну, во-первых, хочу всех поприветствовать, выразить огромную благодарность за приглашение, всегда рад бывать в вашем городе. Тем более, в эти дни, я так понимаю, празднуется день города, что очень приятно. Зенит – чемпион! Сегодня был последний день чемпионата России. Если вкратце о себе: родился в Москве. Практически всё сознательное детство провёл в городе Печора республики Коми. Там учился в школе, последние классы я учился в Москве. После окончания поступил на экономический факультет московского авиационного института. В студенческое время начал писать первые песни.
— Сколько Вам лет было?
— Лет 18. Ну, а дальше, после окончания института, в 1991 году, когда развалился Союз, планировалась научная карьера. Я год отработал на кафедре московского авиационного института, на экономическом факультете. Ну а когда уже платить перестали практически, начал заниматься коммерческой деятельностью и с середины 90-х до настоящего времени у меня банковская карьера. Сейчас работаю в крупном государственном банке. Писать не перестаю. Постоянно приходят какие-то новые темы…
Ну и, наверное, хочется начать с песни. Она как раз в тему. Называется «Здравствуй».
— Друзья мои, напомню, Вы слушаете программу «Ночное Такси» на волнах интернет-радио «Шансон 24» и смотрите на YouTube канале «Ночное Такси». Напомню, что радиоверсия выходит на интернет радио «Шансон 24» по пятницам и субботам в вечернее время. В гостях у нас сегодня Константин Сазонов. Константин, не могу не спросить: Коми – колоритный край?
— Да, очень красивые места...
— Всё вокруг в лагерях?
— Абсолютно.
— Наложило отпечаток?
— Да Вы знаете, как-то нет...
— В школу с финкой не ходили?
— Ну, да. На самом деле, как там оказались — у меня родители работали на военном объекте, это станция дальнего обнаружения вероятной ракетной атаки противника. Радиолокационная станция, которая контролировала всё пространство над северным полюсом. Родители настраивали вычислительную технику. Соответственно, это была такая длительная командировка, 5 лет мы там прожили.
— Там холодно? Сколько зимой?
— Зимой самый наверное сильный мороз, который я помню, это было где-то 45 – 46 градусов. Но, учитывая сухой климат, в отличие от Москвы и Питера, при минус 30 достаточно комфортно себя ощущали. Но много было актированных дней, когда утром просыпаешься, а по радио говорят, что школьники с 1 по 8 класс города Печоры сегодня в школу не идут, потому что температура 32 градуса, что не мешало тут же выбегать на улицу и играть в хоккей, футбол. Но в школу не ходили!
— Тоже играли в хоккей, футбол?
— Да, конечно. Детство…
— Когда первую песню не написали, а записали, когда это началось? Процесс не просто написания песен, а уже осознанный к альбому?
— Первый альбом был записан в 2010-2011 годах. То есть достаточно много уже времени с тех пор прошло, было написано много песен и, скажем так, волею судьбы познакомился с замечательными музыкантами. Это, в первую очередь, Сергей Лелянов, звукорежиссер, у которого своя студия в Москве. 3 диска на сегодня записаны именно на этой студии.
— Как называются диски?
— Первый диск называется «Театр Абсурда», второй диск называется «Здравствуй», и в апреле вышел новый диск под названием «Пятидесятая минута».
— Была же презентация в одном из московских клубов?
— Да. Мы собрались в небольшом баре.
— То есть на YouTube можно найти и посмотреть?
— Да, на YouTube всё выложено, также у меня есть свой сайт, куда я тоже выкладываю все свои произведения. Вот, про одного человека я сказал, а второй, который мне делает все аранжировки, замечательный музыкант, гитарист – Андрей Комаров. Мы с ним сделали 3 диска. Все аранжировки мне делает он.
— Друзья мои, продолжается наш эфир. У нас в гостях автор-исполнитель из Москвы, Константин Сазонов. Константин, какие песни слушали дома? Какую музыку?
— В основном русскую. Это и Высоцкий, и вся советская рок музыка: «Машина времени», «Аквариум». Чуть позже «ДДТ», «Алиса» и так далее. То есть вырос на этой музыке.
— То есть, когда закончился Советский Союз, Вы уже были взрослым человеком, сложившимся в общем-то.
— Ну в общем да.
— Почему у нас так сильна ностальгия по Советскому Союзу, хотя в принципе ну не так мы хорошо жили, как хочется казаться нам сейчас? Или я не прав?
— Вы знаете, на самом деле, немного расскажу про песню «Мы выросли в семидесятых». Она была написана в подарок на день рождения одной моей хорошей знакомой. Поэтому, учитывая тот факт, что это подарок, хотелось больше позитива изложить в этом стихотворении. И долгое время это было просто стихотворение, но какое-то время спустя я взял гитару дома, вспомнил этот материал и как-то само собой получилось. Ритм подобрал, и аккорды легли, так и получилась песня. На самом деле, моё отношение к тем годам достаточно сложное, несмотря на то, что человеческая память избирательна и почему-то говорят, что плохое забывается, а помнится хорошее. Про себя я такого сказать не могу. Я прекрасно помню все проблемы, которые тогда были. Особенно повлияло то, что вырос я фактически не в Москве. Прекрасно помню, что в магазинах города Печора не было ничего, кроме гнилой картошки и морской капусты. Родители раз в три месяца ездили в Москву и привозили с собой огромные чемоданы, рюкзаки еды, сейчас это достаточно сложно представить, но это всё было.
— Морскую капусту Вы любите?
— Не очень…(смеётся) Поэтому я не могу сказать, что я позитивно отношусь к тем годам.
— У того же Александра Розенбаума и Владимира Асмолова очень много песен на тему ностальгии о советском периоде, хотя всё бывало в доме нашем.
— Ну, конечно.
— Вы сказали гитара. У Вас есть музыкальное образование?
— Нет, музыкального образования у меня нет.
— Самоучка?
— Да, практически.
— Во дворе научились играть?
— Наверное, не во дворе. Во-первых, у меня отец играл на гитаре, то есть гитара дома была. Какие-то начальные моменты он мне показал, но он играл на семиструнной гитаре. Учиться же аккордам я начал на шестиструнке. Аккорды мне показали, насколько я помню, в школе. Я закончил спортивную школу по волейболу, 8, 9, 10 класс в Москве. Летом мы выезжали на сборы, и кто-то умел играть из ребят, а на сборах делать особо нечего по вечерам — брали гитару, и там я выучил первые элементарные 3 аккорда, потом 5…
— А что пели тогда?
— Пели в основном Высоцкого, пели «Машину», «Воскресенье», это был основной репертуар…
— Друзья мои, Константин Сазонов у нас в гостях, автор-исполнитель из Москвы. И ещё одна песня. Вы расскажете её историю?
— Да, если можно пару слов.
— Конечно, «Шаманы» она называется.
— Дело в том, что в последнее время я много езжу с туристическими целями по России, по странам СНГ. На майских праздниках побывали в замечательном регионе, это Северный Кавказ, Дагестан — Чечня. Прекрасная поездка была, мы с друзьями съездили. Три дня в Дагестане, три дня в Чечне. Красота потрясающая, я много чего видел в этой жизни, но горы Дагестана и Чечни – это что-то нереальное! И, кстати, интересно — в Грозном сходили на матч, который оказался золотым для «Зенита». «Ахмат» — «Зенит», ничья 1-1, и в результате Зенит по результатам этого матча стал чемпионом.
А песня была написана после поездки на озеро Байкал. Я там был на острове Ольхон. Ходил, гулял по острову, и буквально по строчкам она писалась. Это посвящение всем моим друзьям. Называется «Шаманы».
— Друзья мои, мы сегодня представляем в программе «Ночное Такси» Константина Сазонова – автора и исполнителя из Москвы. Мы показываем новые и старые его песни. Альбом, вышедший в этом году «Пятидесятая минута»?
— Да.
— За 9 лет 3 альбома? Неторопливо, спокойно.
— Да, абсолютно спешить некуда.
— Уже начинаете писать новый альбом или пока обкатываете новую программу?
— Мысли есть, потому что материала за годы творчества накопилось довольно много. Пишутся новые песни, кстати, последний альбом «Пятидесятая минута» фактически весь из новых песен состоит, которые были написаны за последние 2-3 года. Есть ещё одна мысль. Возможно, издам книгу своих стихов, чтобы можно было не только слушать, но и читать. Также на моём канале на YouTube выложено несколько клипов, которые сделаны на мои песни – и профессиональные, и некий видеоряд, который я самостоятельно подбираю под ту или иную песню. Тоже достаточно интересное для меня направление, мне кажется, что восприятие песен намного лучше с каким-то визуальным рядом.
— А в каких-то фестивалях принимаете участие?
— Нет.
— Просто работаете? Для удовольствия, для публики? Выступаете в Москве периодически, издаёте диски?
— Да. В основном, делаю для друзей. Есть в Москве небольшой крафтовый бар, называется «Лиля Брик», он позиционируется, как музыкально-поэтическое кафе, посвящён Маяковскому. Мы там иногда собираемся с друзьями, играем какие-то тематические вещи. Начали с того, что провели вечер-посвящение 80-летию Высоцкого. Каждый подготовил свои какие-то выступления, исполняли в сопровождении Андрея Комарова на второй гитаре. Дальше был вечер, посвящённый творчеству Розенбаума. Недавно была презентация моего нового альбома.
— Поёте только своё или чужое тоже?
— Есть несколько песен, написанных на стихи других авторов. На первом альбоме – это песня «Облака» на стихи Галича. На последнем альбоме я записал песню на стихи питерского поэта Александра Башлачёва, где я написал свою музыку, своё видение. Песня называется «Поэтам».
— А не страшно на Галича замахиваться? Осудят ведь.
— Так на самом деле и было. На фейсбуке был подписан на группу «Барды», где иногда размещал свои произведения, и когда был юбилей Галича, я подумал, почему бы и нет, тем более, я сделал видеоряд на эту песню из фотографий Галича разного времени и наложил свою песню. Сразу же начались отзывы. Были и положительные, но некоторые действительно говорили: «Как это так? Покусился на святое! Да что это такое? Это блатата какая-то».
— Но песня «Облака» очень жёсткая!
Она жёсткая, и я удивился – это и есть блатная песня, человек, отсидевший в лагерях, сидит в ресторане и вспоминает то время… Никакого противоречия с моей точки зрения нет, но в результате меня выкинули из этой группы… Так что Вы правы.
— Друзья мои, Константин Сазонов, мы представляем ещё одну песню его. Рассказывайте. «Полярный волк».
— Песня написана недавно, но писал я ее, наверное, лет 20. В 1990-м году я был на студенческой практике в городе Салехард. Мы работали в авиационном отряде и проводили анкетирование пилотов вертолётов. Исследовали экономическую эффективность эксплуатации вертолётной техники в народном хозяйстве. На эту тему потом я диплом писал. И в какой-то момент лётчики пригласили нас на борт, у вертолёта был патрульный полёт. Тундра где-то горела. Они смотрят, нам делать особо нечего, говорят: «Давайте москвичи, посмотрите на нашу природу». Мы совершили этот облёт на вертолёте и, когда возвращались, пилоты решили нам показать местную экзотику и посадили вертолёт в заброшенном сталинском лагере. Это стройка 501 Салехард-Игарка. После войны Сталин был обеспокоен тем, что база северного военно-морского флота находилась и находится сейчас в городе Мурманске, что очень близко к границе, и было принято решение перевести базу в порт Игарка, а для того, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение, решили провести железную дорогу, поскольку она идёт от Москвы до Воркуты и дальше до посёлка Лабытнанги на другом берегу Оби относительно Салехарда. И поэтому решили дорогу вести с двух сторон – из Салехарда в сторону Игарки, и от Игарки соответственно в обратную сторону. В 53-м Сталин умер, дорогу не достроили, всех отпустили, потому что там только политические работали. И вот сейчас это остался такой естественный памятник тому времени. И мы ходили по этому лагерю, это было наверное одно из самых сильных ощущений, что были в моей жизни. Конечно, ужасно… И потом мы в Салехарде зашли в краеведческий музей, где целый зал был посвящён этой стройке железной дороги. А потом, когда выходили из здания музея, около входа стояло чучело полярного волка. Это совместилось, и в результате была задумана эта песня, которая писалась очень долго. И в результате она вошла в мой последний альбом и называется «Полярный волк».
— Друзья мои, представляю сегодня песни Константина Сазонова в программе «Ночное Такси», автор-исполнитель из Москвы. Непростая песня. Ваше мнение, почему в России так сильна любовь к этому жанру? Можно по-разному его называть: блатная песня, русский шансон, бардовская песня. Все понимают, о чём мы говорим. Почему так сильно, несмотря на то, что это выжигали калёным железом, это всё равно проросло и вернулось? И выплеснулось наружу?
— Во-первых, я думаю, в этих песнях всегда есть какое-то драматическое начало, что цепляет, естественно. Почему эта тема близка многим слушателям — это тоже понятно. Насколько я помню, у Рождественского есть такие строки: «Полстраны уже сидит, полстраны готовится». Поэтому многие прошли через места не столь отдалённые или их родственники, поэтому блатная романтика многим интересна. Немаловажен факт, что в советское время это было фактически под запретом. Запретный плод сладок. Достаточно несложные песни, 3-5 аккордов, что позволяло играть и петь эти песни непрофессиональным дворовым музыкантам. Мне кажется, что комплекс этих причин и объясняет популярность таких песен.
— Но тексты-то были сильные. Возвращаясь к тем же «Облакам». Песня вроде наивная, простенькая, но там за каждым образом, за каждой строчкой такие масштабы...
— Согласен, конечно, но это Галич… Общепризнанная величина, естественно. Если говорить про других исполнителей и авторов, тот же Высоцкий — это высочайший уровень поэзии.
— Сейчас Галич актуален? Уже 40 лет прошло.
— Вы знаете, когда я интересовался бардовской песней и рок музыкой советской, Галич не был особенно популярен ни у меня в семье, ни у друзей, ни у знакомых… В отличие от Высоцкого, потому что у нас было много записей и пластинок, которые выходили тогда на «Мелодии»… Про Галича я больше узнал уже в зрелом возрасте. Поэтому я не могу сказать, что он сильно популярен и тогда был, и сейчас.
— Он непопулярен, но есть определённая волна, которая держит его на плаву, и периодически концерты его памяти проходят хорошо, потому что песни-то сильные. Он один из основоположников бардовской песни.
— Конечно.
— Как Вы сами определите свой жанр, в котором Вы работаете? Что это? Потому что то, что мы слушаем, это уже симбиоз, тут есть и лирические песни, и более жёсткие песни, и почти дворовая «Мы выросли в 70-х». Как Вы сами определяете? Или Вы не задумываетесь, пишете и всё?
— Не то, что бы не задумывался, просто не хочу придумывать какие-то слова, чтобы это описать. Это авторская песня.
— О песне «Время» расскажете что-нибудь?
— Это одна из самых моих первых песен. Насколько я помню, она была написана, когда мне было 19 лет. Она такая более лирическая. Предлагаю послушать.
— Друзья мои, продолжается наш эфир. Мы представляем сегодня песни Константина Сазонова, автора-исполнителя из Москвы. Как вы сами считаете, кто из русских, советских поэтов на вас повлиял?
— Вы знаете, безусловно, Владимир Семёнович Высоцкий, и это невооружённым ухом слышно его влияние в моём творчестве. И следующий – Андрей Макаревич, это и «Машина времени», и сольное его исполнение, причём, как мне кажется, где-то между ними находится то, что я делаю, есть некая музыкальная составляющая, присущая творчеству Макаревича, а на темы песен оказало влияние творчество Высоцкого.
— Вы говорили про сборник стихов. Когда планируете? Какой он будет по объёму? Что туда войдёт? Что не войдёт?
— Хочется издать все свои тексты. Многие говорят, что было бы интереснее это читать, не слушая какое-то сопровождение. На сегодня написано порядка 60-ти песен, которые можно включить в сборник, но это пока на уровне идеи.
— Что мешает? Взяться и собраться?
— Да всё-таки работа очень много времени отнимает. И только что как раз вышел новый диск. Я его писал где-то месяца 4, достаточно долго, потому что только по выходным я имел возможность этим заниматься. Но в планах есть, надо заняться…
— Аранжировки Вы пишете непосредственно в студии или музыканты Вам всё прописывают, Вы приходите и уже принимаете работу или не принимаете и пишете вокал?
— Я записываю исполнение под гитару в студии. Отправляю это Андрею по электронной почте, он делает какие-то варианты, присылает мне. Дальше мы с ним обсуждаем, но в основном это в электронном пространстве всё происходит. Потом, когда уже он делает финальную версию аранжировки, я еду в студию и записываю вокал.
— Сколько на одну песню может уйти? В среднем?
— Я думаю, где-то недели две.
— Напряжённая работа, потихоньку всё собираете.
— Да, и достаточно оперативно.
— Я предлагаю послушать ещё одну песню в Вашем исполнении «Перемещаясь в суете пространства».
— Когда задают вопрос: «Какая у тебя песня самая любимая из того, что ты сделал?». Мне кажется, это естественный ответ. Самая любимая — это последняя. Если песня «Время» была одна из самых первых моих, то эту песню я написал зимой этого года. Я ездил в поездку в Европу, Амстердам – Брюссель – Брюгге — Париж. Перемещался между городами на поездах. Специально не брал машину, почему-то было интересно на поездах поездить, тем более что там очень хорошее железнодорожное сообщение между городами. И фактически эта песня была написана в поездах, на вокзалах…
— Друзья мои, продолжается наш эфир. Он так, медленно-медленно движется к завершению. В гостях у нас Константин Сазонов. Следующая песня, которую мы будем слушать, «Общага». На самом деле, это такое советское изобретение, которого, наверное, нет нигде.
— У нас называется общежитие, а за рубежом называются кампусы. Естественно, есть места, где живут студенты иногородние.
— Но не 6-10 человек в комнате. Какая музыка это навеяло?
— Это тоже одна из песен студенческого периода. Как я сказал, я закончил московский авиационный институт. В группе было достаточно много ребят и девчонок из разных мест нашей необъятной страны. Все они жили в общежитии на улице Царёва, 12. Для любого студента МАИ это являлось культовым местом. Мы часто там бывали, и в результате родилась эта песня. Как вы сказали, наша встреча близится к завершению, и я специально хотел показать какие-то более веселые песни, юмористические. Поскольку мне достаточно странно, что в последнее время у нас очень мало юмора и в авторской песне, и в бардовской, все заморачиваются серьёзными текстами, проблемами… По крайней мере, я мало слышу, может быть эти песни и есть…
— Друзья мои, завершается наш эфир, сегодня в гостях у нас автор-исполнитель из Москвы Константин Сазонов. Сейчас чуть-чуть о песне, а потом будем прощаться.
— Да, и в продолжение предыдущей темы, когда я сказал, что у нас в последнее время достаточно мало юмористических песен, а скажем песни о спорте отсутствуют в принципе. Или их крайне мало, по крайней мере, то, что я слышал, это только Владимир Семёнович был последним, кто эту тему развивал. Ну, а поскольку я всю жизнь в спорте, волейболом занимался, ну и футбол естественно…
— Любительским или КМС?
— По волейболу, когда закончил спортшколу, у нас давали первый юношеский разряд, насколько я помню. Потом я в институте играл в сборной… А футбол — это любовь по жизни и она до сих пор продолжается.
— Я понял: весь эфир «Зенит», «Зенит», «Зенит» (смеется)….
— Но за «Зенит» не болею! (смеётся). Симпатизирую очень команде и лично тренеру Сергею Богдановичу Семаку, поздравляю его с заслуженным чемпионством!
Так вот о песне, она не только юмористическая, но ещё и про спорт, называется «Случай на тренировке».
— Что Вы хотите пожелать своим слушателям, зрителям?
— Желаю всего самого хорошего, прекрасного здоровья. Заходите на сайт «Ночное Такси», заходите на канал YouTube, заходите на мой личный сайт, буду всех рад видеть. И особенно хочу попросить. Поскольку для любых творческих людей, которые что-то делают с точки зрения поэзии, музыки, выкладывают это в интернете, всегда важно получать какие-то отзывы. Потому что, если на концертах мы слышим аплодисменты, мы видим реакцию зала, то зачастую в интернете, когда выкладываешь какие-то вещи, всё это уходит как в пустоту. То есть если на том же YouTube есть количество просмотров, но количество ответов, отзывов, рекомендаций, рецензий крайне мало. Поэтому есть такая просьба к тем, кому понравится моё творчество – я был бы очень рад видеть какую-то ответную реакцию.
— Друзья мои, Константин Сазонов, автор-исполнитель из Москвы, а мы слушаем песню «Случай на тренировке». С вами был Михаил Дюков и Аркадий Фрумин.
Беседовал Михаил Дюков, 26 мая 2019, Санкт-Петербург