Скончался шансонье Александр Заборский. «Незажжённая звезда Александра Заборского»

Скончался шансонье Александр Заборский. «Незажжённая звезда Александра Заборского»

Печальная весть пришла из Новосибирска – 26 июля 2019 скончался шансонье Александр Заборский… Время и место похорон будет сообщено позднее.

            Эта статья с анализом творчества Александра Заборского была написана некоторое время назад… Это отстраненные размышление о его творчестве, жизни и месте в жанре, возможно, она субъективна, но это одна из немногих попыток разобраться в творчестве и жизни Александра Заборского. Пусть земля ему будет пухом…

 «Незажжённая звезда Александра Заборского»

            Недавно на одной встрече среди коллег-музыкантов меня спросили: «А Александр Заборский – легенда жанра в шансоне?»… После небольшой паузы я искренне и с сожалением сказал:

— Нет, не легенда, не звезда…

            Люди были удивлены ответом, но это и меня заставило задуматься, так ли это, может, ошибаюсь, может не то сказал? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, объективно определить, где сегодня место Александра Заборского в жанре, на какой полке?! Вообще «легенда» — это человек с героическим прошлым, человек заслуженный, уважаемый. Попробуем оттолкнуться вот этого понимания термина. Заборский уже два десятка лет поет и что….

Вы меня спросите, Александр Новиков, Михаил Шуфутинский, Вилли Токарев – легенды? Да, однозначно, спору нет. Почему, спросите вы, каждый из них внес огромный вклад в русскую песню. Кто-то написал легендарные альбомы, которые стали мерилом для многих, кто-то написал песни, на которых выросли поколения исполнителей, их имена знают миллионы. Песни Александра Новикова за те 30 лет, что он в жанре не спел разве что ленивый или безголосый, как и песни Вилли Ивановича. Альбомы Михаила Захаровича многими мастерами жанра и звукорежиссерами принимаются эталонами по звучанию и аранжировке.

            А кто реально знает Александра Заборского? Узкий круг коллекционеров. Тут без обид, давайте честно это скажем. Я знаю Александра Петровича много лет, несколько раз общались, у меня в коллекции приличное количество его записей, но теперь давайте попробуем объективно на все это посмотреть. Он занимается творчеством  20 (двадцать) лет, за это время НИ ОДНОГО настоящего афишного концерта, да, в последние годы было пару небольших выступлений в Москве и Санкт-Петербурге, но больше – ничего. С одной стороны – Заборский вышел на сцену новосибирских казино в 1995, когда эпоха больших залов для шансона заканчивалась. И никому неизвестного парня с гитарой и чужим репертуаром никто бы раскручивать не стал, хотя именно тогда ярко засверкали Круг, Наговицын, Дюмин, Кучин и другие, кто-то раньше, кто-то чуть позже, но началась эпоха новых имен.

            Сам ли Александр Заборский или продюсеры-коллекционеры всю жизнь примеряли на него пиджак Аркадия Северного, не знаю, но не случилось. Больше напоминает судьбу, ныне почти забытого, воронежского музыканта и певца Сашу Комара (Спиридонова). Всех их объединяет только репертуар, гитара да «русская болезнь» и… неизвестность у широкой публики.

            Заметил и подвиг на первые записи Заборского новосибирский коллекционер Андрей Даниленко, помог записать первый альбом «8 пуль», как принято считать – не очень удачный, но уж как получилось. Это, как я понимаю, и для Даниленко был первый опыт такой работы. Главная неудача альбома – слишком простой аккомпанемент недорогих клавиш, но уж как могли – так и записали. Надо отдать должное – Андрей Даниленко не только записал альбом, но еще растиражировал его, сегодня он большая редкость, но найти и послушать можно. Потом… Как я понимаю, по обрывкам разговоров и слухов, случилось примерно такая же история, как у Аркадия Северного – не совсем красивая, смена продюсера. (Это когда Северный поссорился с Виктором Набокой и «перебежал» в очередной раз к Сергею Маклакову – коллекционеры, наверняка, помнят эту историю). Александр Заборский разрывает общение с Даниленко и начинает работать с Константином Берлиным. Для нашего героя был один, но очень большой минус – Даниленко раз и навсегда похоронил его, как артиста и его записи, в своих архивах и больше никогда к ним не возвращался.

Небольшое отступление… Стоит отметить, что и Андрей Даниленко, и Константин Берлин – они коллекционеры, это прежде всего, Даниленко – интеллектуал, он не только собирает записи, но издавал программы на радио, а потом и просто для поклонников. Позже вернулся к звукозаписи, записал и издал небольшими тиражами нескольких новосибирских исполнителей, записал и издал альбомы, где сам читает классику. Берлин – он просто делец, покупает редкие пленки и складывает в холодильник, чтобы не осыпались. Ну, и сам их слушает. Они не продюсеры в полном понимании этого слова, то есть процесс – запись аудио и видео. А затем грамотное их издание и размещение на радио в магазинах – это не про них.

            Итак, после небольшого перерыва, гитарные записи Александра Заборского попадают в Москву к издателю и коллекционеру Сергею Чигрину, создателю легендарной серии «5-ти звездочный шансон» и человеку, который первым издал и Татьяну Кабанову, и Владимира Шандрикова и многих других. Гитарные записи были дополнены инструментами и сделан ремастеринг, и два альбома («Босяк-бродяга» и «Блатные купола») вышли в районе 2003 года. Тем более, что был сделан еще один важный шаг – для Заборского собрали новый материал и после многих лет перепевания чужого, у него появилась новая программа. Так что, пока Чигрин вкладывал средства и суетился – альбомы выходили, но потом он немного поостыл и все заморозилось.

            Сам по себе Александр Заборский не слишком-то амбициозный человек, может и стоило на этой волне поехать в Москву, начать ее покорять. Но к тому времени ему было 47… наверное, уже ничего особо и не хотелось – был быт, была «русская болезнь» и жизнь текла потихонечку. Собственно, издавать артиста под 50 уже и не каждый лейбл решится, хотя в шансон молодыми и не приходят. Самый разумный возраст – чуть за 30, уже и голова на плечах, и опыт и репертуар обкатанный. Была у меня такая история, приехал я в Санкт-Петербург и зашел в одну издательскую компанию показать новые записи эмигрантской певицы L (так ее назовем), она гремела в России в 90-х, но с большими концертами по России проехаться так и не решилась, вот и попросила меня попытаться издать. Продюсер покрутил диск в руках, послушал пару песен (очень даже хитовых), но узнав, что звезде за 50 – замахал руками и сказал, что это не перспективно.

Изображение
Александр Заборский на концерте в Москве

            Тут надо рассказать об одной беде – у Заборского хроническая проблема с репертуаром, всю классику он давно перепел… но когда-то кончилась и она, постоянного автора он так себе и не нашел, как не нашли и его продюсеры и коллеги. С другой стороны, она спел и записал около 1000 песен, но вот именно хитов, которые были визитной его карточкой – не припомню. Он пытался петь песни на стихи своего земляка Юрия Скорого, но как-то не сложилось, хотя уж кто-кто, а Юрий Скорый – мастер своего дела.

Дружба Заборского и Берлина продолжалась около пяти лет, за это время были записаны десятки концертов под гитару, но дальше этого дело не пошло. Берлин больше писал для собственного удовольствия в мечте, когда-нибудь найти хороших музыкантов и дописать «вокруг» сделанного аранжировки, основная часть этих концертов так и пылится в загашниках. И вторая проблема, записи были на потоке, часто с листа – так что о качестве материала и настоящем вкладывании души говорить не приходиться. Может это мое и субъективное мнение, но эти записи отчасти отвернули слушателя от Заборского. Слишком все однотипно и однообразно, качество переросло в количество – а это всегда не на пользу искусству. За 2004 год Берлин и Заборский записали почти 10 (!!!) концертов, ну, о каком качестве и душевности может идти речь?!

            Будем честными, Константин Берлин пытался откровенно заработать на этом, но не получилось, гитарные записи никому особо не интересны, никто издавать их не хотел. И постепенно как-то все сошло на нет, пять лет никаких записей. И вот в 2010 был записан роскошный большой альбом «Паучок» — с живыми музыкантами, с новым материалом и… НИЧЕГО. Бесплатно издавать его никто не хотел, продюсер тоже не собирался особо больше вкладываться, тем более, хоть альбом и был записан вживую, но по звуку до шедевра и стандартов издания не дотягивал. Поэтому и ни одна радиостанция к эфиру такую запись не возьмет, одно дело – если бы концерт был живой и в студии, другое – никто не будет брать фонограмму «со стороны».

Прежде чем рассказывать о новой странице в биографии шансонье расскажу одну забавную историю…. Года 3-4 назад приехал ко мне  в гости бойкий московский продюсер ZZ, по возрасту – лет тридцать. Он рассказал мне про маршальские планы записи старого и нового блата (блатной песни) с живыми музыкантами, в качестве солиста был назван…. Аркадий Северный. Дословно это прозвучало так:

— Слышал его записи – великий человечище, за душу берет, странно, что у него записи сами по качеству не очень сделаны… Ты бы мог меня с ним познакомить, хочу его записать.

— Да… я знаком с его дочерью, внуком … — я пытался сохранить серьезность и еле сдерживался от того, чтобы не загоготать во весь голос.

— Ну, так дашь номер телефона? – настаивал москвич.

— Ты понимаешь, он не пользуется мобильным… — тянул я разговор.

— Так скажи адрес, я в Москве к нему подъеду!

— Он в Питере… — начал было я.

— Не проблема, я могу и в Питер слетать за таким чудо-певцом.

                                               И тут я не выдержал…

— Понимаешь, он в Питере на кладбище городского крематория… он умер уже лет тридцать назад…

                                               Человек даже не изменился в лице, бровью не повел:

— М-да, жаль, будет искать другого…

                                               Самое грустное, что ZZна меня даже не обиделся.

            И теперь о новом витке творчества Александра Заборского, вот уже два года он поет песни человека, который называет себя – Александр Заецъ. Да, есть неплохие песни, но только вот на «уши» они не ложатся.

            Странный проект… вот уже вроде как и десяток альбомов записано и продается… и сам слушал и читал мнения коллекционеров, музыкантов, а хитов, как не было, так и нет. Лет тридцать назад Михаил Шуфутинский ввел в оборот такие альбомы-концерты, когда запись делается в студии, а потом для душевности и создания атмосферы «подкладываются» аплодисменты якобы зала, позднее такое применял на записи своих проектов Александр Фрумин. Это очень оживило записи ансамбля «Братьев Жемчужных», но делалось это с мерой и вкусом, а главное – дозированно.

            А на новых альбомах Александра Заборского все стало чересчур, как мне кажется… длинные пафосные преамбулы певца очень часто не к месту, артист должен петь, а не философствовать на сцене. Или я ошибаюсь? Длинные песни, более пяти минут, много текста, не всегда стройного и логичного, написанного радио самого текста, а не смысла. Песня должна простая и входить сразу в уши и в душу, как говорил Владимир Высоцкий. А я тут слушал «Бандитская цыганка» (6 минут) – ребята, честное слово, на второй минуте потерял логическую линию сюжета, если она там была.

            Или вот формулировка «Дворовые песни, как их пела шпана 60-х. Автор Александр Заецъ»… Как вам? То есть автор песни «Фонарики» не Глеб Горбовский, а Заецъ…. Ребята, как-то вы перегнули палку, автор еще жив-здоров и может вам ответить и даже на хорошем русском, в этом он мастер. А песню «Воркута-Ленинград» написал тоже Александр Заецъ, а не Григорий Шурман, это вообще ни в какие ворота не лезет

            «Александр Заецъ» — это коллективный продукт нескольких авторов, так говорят люди, окружающие этот проект. И сами они этого не скрывают, хотя периодически начинают возвращаться к версии, что есть некий маргинальный поэт, который прячет свою личину… Меня пару раз обещали познакомить лично с человеком Александр Заецъ, но потом все как-то отменялось. Я не поленился, просмотрел списки РАО, там ни этот автор, ни эти песни не значатся, опять же – какая-то пиратская история получается ….все бы хорошо, но когда компания начинает приписывать себе авторство известных песен, как-то дурно все это пахнет.

И потом… это странная любовь к слову «последний» — «Последняя малина», «Последний катакомбный концерт» (Песни с матерком). Все крайние альбомы Александра Заборского записаны по принципу – на знаменитые и известные мелодии ложатся новые тексты, которые провозглашаются первоначальными и истинными оригиналами. Как литературная шутка в стиле Кузьмы Пруткова неплохо, но уже становится как-то навязчиво и выглядит (уж простите меня) довольно примитивно.

            Ну, и о мате…. В шансоне был только один человек, который это делал с мастерством и мерой – Константин Николаевич Беляев, делал это вкусно и с юмором. Не то, чтобы я отказываю Александр Заборскому право в мате, но это не его, да и сделано нарочито, как я уже сказал – чересчур. Например, есть матерные концерты Аркадия Северного, но… и Студия «Ночное такси», по словам Александра Фрумина, никогда этого не издаст. Да и сами коллекционеры особо эти записи не любят.

            Да, ребята молодцы, пытаются продвигать Заборского, сделали ему пару выступлений, издают его диски. Но тут опять же – очень самодеятельно: сами издали, сами вывозят их на Горбушку, сами назначает высокие цены (все это только с их слов – ни грамма моей фантазии), пытаясь сделать из него дорого и элитного певца. Но рынок Горбушки – это еще не весь шоу-бизнес, не весь аудиорынок России. Кстати сказать, единственный сайт, который много лет поддерживает и поддерживал артиста с первых своих дней, это – «Классика русского шансона», то есть – пресса-то есть, но не помогло. Потому как пресса – это еще не все, должны быть репертуар, амбиции и хороший продюсер. Но все это – прописные истины.

            Вот и получается, есть певец Александр Заборский, хороший, дискография – 60 дисков и концертов за 20 лет, а вот звезды – нет… А жаль.

Михаил Дюков для Blatata.Com

Понравилась статья? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!