Пианино «на бретельках»
Информация о статье
Каждый музыкант, избравший себе тот или иной инструмент, рано или поздно достигает некого личного «потолка». Да, у мастерства нет пределов, но для того, чтобы бесконечно улучшать одно и то же умение, нужно быть перфекционистом до мозга костей. К чему я клоню? К тому, что истинные музыканты, как правило, мультиинструменталисты.
Когда ты овладеваешь каким-то инструментом в достаточной (лично для тебя) степени, рано или поздно возникает желание освоить другой. Так случилось и со мной. Освоив по необходимости синтезатор, к выбору следующего инструмента я подошел более осознанно – им стала гитара. Через пару лет игры на гитаре я понял, что мне она уже не так интересна – всего, чего я мог достичь в освоении гитары, я достиг.
Встав в очередной раз перед новым выбором, я после недолгих колебаний сделал его в пользу аккордеона.
Что за инструмент аккордеон
Аккордеон — клавишно-духовой музыкальный инструмент. Звук в аккордеоне возникает из-за свободного колебания металлических язычков под воздействием воздушной струи, образующейся при движении меховой камеры (мехов).
Слово «аккордеон» по-французски означает «ручная гармоника». Это ручная гармоника с двумя клавиатурами: клавиатура мелодии у неё фортепианного типа, а клавиатура аккомпанемента кнопочная, такая как у баяна. То есть, с правой (обычно) стороны у аккордеона клавиши как у фортепиано, а с левой – как у баяна.
Бывают аккордеоны и полностью с баянной (кнопочной) клавиатурой. Но я всё-таки сделал выбор в пользу «пианино на бретельках», как его называют в Америке.
Краткая история аккордеона
Аккордеон в более-менее знакомом нам формате появился в 1829 году. Название придумал венский мастер по изготовлению гармоник Кирилл Демиан, который «скрестил» фортепьяно и гармонику вместе с сыновьями Гвидо и Карлом. Их первый аккордеон имел всего 5 кнопок, каждая из которых играла 2 аккорда: один аккорд при сжатии меха и другой — при растяжении мехов.
Свой музыкальный «гибрид» мастер тут же запатентовал, как и исключительные права на производство аккордеонов.
Изначально аккордеон получил популярность там, где люди хотели гулять и веселиться. Это были народные праздники-гуляния, а также всевозможные варьете, кабаре, уличные ресторанчики, мюзик-холлы, пикники. Лишь много позже аккордеон стал сценическим инструментом и стал использоваться в поп-музыке, джазе, а затем и в классической музыке.
В Советском Союзе аккордеон был очень популярным инструментом в 30-е годы прошлого века. Например, в знаменитом джазе Леонида Утесова было несколько аккордеонистов. Однако в послевоенные годы аккордеон ушел из широкого использования, так же как и саксофон, например, потому что эти инструменты считались джазовыми, а джаз был запрещенной «музыкой капиталистов».
«Вельтмайстер» и другие
В нашем веке аккордеон практически вернул свою былую популярность, что очевидно, как минимум, по двум показателям.
Во-первых, в музыкальных школах повсеместно отмечается полная комплектация учениками по классу аккордеона.
Во-вторых, бизнес по производству аккордеонов не просто востребован, а растет и развивается. И если «простые» инструменты, предназначенные для учебы и любительской игры, стоят относительно недорого, то высококлассные концертные инструменты доходят до десятков тысяч евро за штуку.
Самые лучшие инструменты сегодня традиционно производят в Европе. В Германии самые известные и престижные производители аккордеонов это Hohner и Weltmeister, в Италии – Scandalli и Bugari. В России тоже есть фабрики аккордеонов, но о них я расскажу отдельно.
Самой старой и известной мировой фабрикой аккордеонов считается немецкий «Вельтмайстер». Эта фабрика основана в 1952 году — до этого производством аккордеонов занимались индивидуальные мастера.
Фабрика «Вельтмайстер» находится в небольшом городке под названием Клингенталь, почти на самой границе с Чехией, недалеко от знаменитого чешского курорта Карловы Вары. Возможно, именно это соседство сыграло определяющую роль в судьбе города.
Так получилось, что еще в середине 17 века в городке стали селиться талантливые мастера, которые делали скрипки. За ними в городок потянулись мастера по изготовлению медных духовых инструментов. Все эти мастера были …чешскими иммигрантами.
К 19 веку в тех краях вошла в моду губная гармошка. Музыкальные мастера отреагировали на спрос и взялись за губные гармошки. За считаные годы город стал главным производителем губных гармошек в Германии.
Как-то один из ведущих музыкальных мастеров привёз в Клингенталь простенький аккордеон, созданный детьми того мастера, который его запатентовал.
Местные умельцы аккуратно разобрали инструмент и сделали по его примеру свою реплику. С неё-то и началась знаменитая фабрика «Вельтмайстер». Вообще, большинство ныне процветающих фабрик музыкальных инструментов начинало свой бизнес с разборки и дубликации инструментов, ранее созданных другими мастерами.
Русский аккордеон
В России аккордеоны производят фабрики: «Юпитер» (Москва), «АККО» (Воронеж) и «Тульская гармонь» (Тула).
ООО «Юпитер» организована на базе Московской Экспериментальной Фабрики Музыкальных инструментов и производит, в основном, баяны, хотя и аккордионов в ассортименте фабрики достаточно. На инструментах «Юпитера» играют такие известные коллективы, как: «Кубанский Казачий Хор», «Ансамбль им. Александрова», «Ансамбль МВД». Интересно, что помимо услуг по ремонту и производству запчастей к своим инструментам, фабрика занимается изготовлением цельнопланочной голосовой части для баянов и аккордеонов итальянских фабрик Пиджини и Бугари.
Воронежская фабрика «АККО» известна тем, что является крупнейшим производителем цельнопланочных баянов и аккордеонов. А также тем, что проводит свой собственный ежегодный конкурс для баянистов и аккордеонистов имени Владимира Авралева, который стоял у истоков предприятия.
Фабрика «Тульская гармонь» производит не только аккордеоны и баяны, но и гармошки и даже пианино.
У тульской фабрики своя длинная история. В 1830 году немецкую однорядную гармонику привез в Тулу с Нижегородской ярмарки местный оружейный мастер по фамилии Сизов. Дома он разобрал её на части. А потом создал свою собственную гармошку, который оказалась ничуть не хуже. С легкой руки Сизова гармошка пошла в народ, и со временем в Туле появилась целая гармонная фабрика.
Она делала в основном гармони и баяны, аккордеонов производилось очень мало, в основном, под частный заказ. Интересно, что даже во время Великой Отечественной Войны тульская фабрика работала. С фронта приходили письма, в которых солдаты просили прислать гармошки и баяны. «С песней легче воевать!», писали они. Летом 1941 года на фронт было отправлено около 12 тысяч гармоней, а осенью того же года – целых 60 тысяч. Сегодня «Тульская гармонь» производит широкий ассортимент инструментов, в которых аккордеон занимает не последнее место.
Французский аккордеон
Поклонники аккордеона есть во всех странах, но больше всего их во Франции. Аккордеон полюбился французам сто лет назад, после первой мировой войны, когда стали популярными такие танцы как вальс, фокстрот и кадриль. Оказалось, что именно аккордеон – лучший аккомпанемент для уличных танцев.
Французская молодежь полюбила аккордеон, он зазвучал на каждой улице Парижа. И звучит до сих пор, особенно в центре города, где и сегодня полно уличных музыкантов – аккордеонистов.
Ришар Гальяно
Именно из Франции родом самый известный мировой джазовый аккордеонист Ришар Гальяно. Он уникален тем, что виртуозно играет на всех разновидностях аккордеона, включая и тот, который у нас называется баяном.
Отец Ришара тоже был аккордеонистом, и поэтому он с детства полюбил этот инструмент. Именно благодаря Ришару и его активной концертной деятельности в Европе возродился интерес к аккордеону, который несколько угас в конце прошлого века. Скажу больше – Ришар превратил аккордеон в солирующий инструмент при исполнении свинга. Вот скажите, вы можете себе представить красивый сочный джаз, основанный не на саксофоне, а на аккордеоне-баяне? А Гальяно это удалось. Он превратил старомодный аккордеон в современный джазовый инструмент.
Гальяно, по сути, основал новое направление в музыке — «новый мюзет». Во Франции его называют “священным монстром джаза”. И это прекрасный пример для наших баянистов – ведь для баяна/аккордеона достижимы не только русские-народные наигрыши и «мотани», но и любые уровни сложности музыкальных композиций.
Чем еще мне симпатичен Гальяно, так это тем, что он не скрывает секретов своего мастерства, в отличие от многих виртуозов от музыки, а даже создал свой собственный метод обучения игре на аккордеоне, за который получил в 2009 году премию SACEM (лучший образовательный проект). Я бы у него поучился!
Ришар Гальяно предпочитает играть на аккордеонах «Виктория», которые делает итальянская фабрика аккордеонов «Victoria». Такие аккордеоны у нас стоят от 500 тысяч рублей и выше.
Петр Дранга
В России тоже есть свой виртуоз игры на аккордеоне. Это Петр Дранга, отец которого также профессиональный аккордеонист – и даже целый профессор музыки. (Юрий Дранга — профессор и преподаватель академии им.Гнесиных, народный артист России и заслуженный артист РСФСР).
В 5 лет Петр уже умел играть на аккордеоне. В 6 лет Петр поступил в музыкальную школу, где довел свой уровень владения аккордеоном до профессионального. Кстати, на аккордеоне виртуозно играет его отец, и инструментом прекрасно владеет его мать. Впервые Петр Дранга победил в музыкальном конкурсе аккордеонистов, когда ему было 12 лет. Он рассказывал, что эта победа далась ему нелегко, приходилось сидеть за инструментом по 8 часов в день. С тех пор он собрал почти все возможные победы в музыкальных конкурсах.
Петр окончил музыкальное училище, Академию имени Гнесиных и стал очень знаменитым музыкантом. Освоил баян и бас-гитару. Сегодня он выступает с концертами по всему миру, хотя было время, когда ему приходилось буквально голодать (когда в 16 лет он ушел из дома, чтобы найти свой смысл жизни). Есть у него и своя школа музыки.
У Петра Дранги все концертные аккордеоны – тоже итальянские, как у Гальяно, только другой марки — Bugari Armando. Всего у музыканта шесть аккордеонов этой фирмы. На изготовление каждого уходил год, а стоимость одного аккордеона – 10 тысяч евро. Петр очень дорожит своими инструментами и никому не даёт на них играть, что не удивительно.
Интересно, что и Ришар Гальяно, и Петр Дранга – не просто виртуозные аккордеонисты, но еще и композиторы, которые сами создают музыку. И инструменты, которыми они владеют, помогают им выражать те мелодии, которые звучат у них внутри. Мне, как композитору-самоучке, такие отношения с инструментом особенно близки. Надеюсь, что и для меня аккордеон станет другом и творческим партнером по созданию новой прекрасной музыки.
Михаил Бурляш, музыкант