Альбомы, перевернувшие мир русского шансона. 80-е

Информация о статье

Тип статьи:
Авторская
Альбомы, перевернувшие мир русского шансона. 80-е

Продолжает рассказывать про альбомы жанра шансона по-русски, которые были изданы в 1980-х годах и стали заметными явлениями в русской музыке….

1985 – В том году самый молодой в истории СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев (1931-2022) произнес слово «гласность» на апрельском пленуме партии. Да, это уже потом три белых коня «гласность, перестройка и ускорение» понесутся по просторам матушки-Москвы… Понятно, что что-то назревало давно, но… За годы Советской власти часть интеллигенции бесследно исчезло – кто-то в лагерях, кто-то добровольно (или не очень) уехал из страны, а ком-то просто забыли.

            До великой Отечественной войны на советской эстраде блистал лирический тенор Вадим Козин (1903-1994), до 1945 года он выпустил более пятидесяти пластинок, с собственными песнями и произведениями советских композиторов. Например, знаменитая цыганская песенка «Бирюзовые вы колечки» написана Вадимом Алексеевичем. Но после войны Козин пропал, исчез… посадили и сослали в Магадан. И для всей страны он умер на 40 лет. Да, когда именитые гости приезжали в Магадан, их обязательно водили к местной знаменитости – Вадиму Козину, но все это было кулуарно, тихо. Более того, песни из репертуара иногда звучали на эстраде…

            В 1985 году во всех магазинах «Грамзапись» на просторах СССР появилась пластинка «Вадим Козин. Старинные песни и романсы», правда, большинство песен исполнитель написал сам… Да это сейчас уже и не важно, теперь их знают и любят все. Общий тираж пластинок уже установить невозможно, но за три года диск переиздали тринадцать раз.

            А в 1993 году компания «Магаданморепродукт» издала двойную пластинку домашних записей великого певца, он успел их увидеть и подержать в руках. На следующий год Вадима Козина не стало…

Изображение

1986 – Алла Николаевна Баянова (1914-2011) родилась в Молдавии, затем жила в Румынии, пела с детства, объездила с концертами весь мир, в 1979 года впервые приехала в СССР с небольшими гастролями, хотя ее записи любителям русской и цыганской песни были хорошо известны.

            И вот в 1986 году, будучи еще румынской подданной, она записывает и издает свою первую виниловую пластинку в СССР «Мои песни» в сопровождении ансамбля «Мелодия» под управлением Бориса Фрумкина. В том же году выходит пластинка «Мои песни 2». Первый диск выдержал шесть изданий, вторая – девять.

            Почему Баянова записала свои песни в Москве, а не переиздала более ранние записи?! Румынское правительство очень не жаловало певицу, ее песни не звучали ни по радио, ни по телевидению… мало того – ей запретили вывозить записи в СССР, чтобы она не смогла их там напечатать. Это правда.

            В 1989 году Алла Николаевна Баянова получила советское гражданство, переехала в Москву, где все оставшиеся годы прожила на Старом Арбате. Все последующие годы она дала бессчетное количество концертов по всей стране, последний раз она вышла на сцену 18 мая 2009 в день своего 95-летия.

1986 – В СССР звукозапись «выползает из подполья», больше не наказывают за предпринимательскую деятельность, как позже споет Вика Цыганова:

Страна торгует, страна гуляет –

Откуда деньги, никто не знает…

            Но это будет чуть позже, а тогда – стали появляться первые кооперативные ларьки, которые торгуют «варенкой» — специально варенными джинсами отечественного производства.

            Появляются первые полуофициальные домашние студии, где все, у кого есть хотя бы немного денег, или в кого поверили первые (еще не российские) «бизнесмены» — начинают делать записи свои или чужих песен.

            И вот тогда никому не известный учитель русского языка Владимир Савельев, долго искавший и не обретший счастья с советскими композиторами, решает сам пойти в студию и записать свои песни. Через которое время появляется альбом «Девочки-венерочки» и его автор – Владимир Асмолов. В 1988 рождается альбом «Оловянная душа», в 1989 – «Ностальгия», пластинки, которые в самом настоящем смысле этих слов – перевернули мир русского шансона, блатной песни, городского романса. Называйте это, как угодно, но тогда эти песни звучали из каждого утюга, при полном отсутствии эфиров на ТВ и радио – Владимир Асмолов собирал зале и стадионы, давая по несколько концертов в день, и все это вживую, и все это без фанеры.

            Он стал одним из основоположников современной лирической, сатирической и юмористической песни в России.

Изображение

1988 – Первые пластинки Петра Лещенко (1898-1954) попали в СССР вместе с трофеями, которые привезли советские солдаты с Великой Отечественной войны в 1945 году. Некоторым из них даже посчастливилось увидеть живого Петра Константиновича на концертах в Бухаресте – он с удовольствием выступал перед военными и в своем ресторане, и в частях. За что и поплатился жизнь – позднее он был арестован и скончался в тюрьме в 1954 году.

            А 1956 фирма «Columbai» выпустила пластинку «Поет Петр Лещенко» с его главными хитами. Его карьера началась еще в начале 1930-х, когда он в Риге на студии «Bellacord» записал целую серию пластинок. Микрофон «любил» певца – его голос идеально ложился на пластинки, даже без всяких технических «примочек». Когда в 1996-1998 годах в Германии сделали реставрацию его записей с оригинальных матриц – песни в исполнении Петра Лещенко только выиграли, он зазвучал еще лучше и сочнее.

            В 1988 основываясь на собрании записей московских коллекционеров В. Сафошкина, В. Абрамова, А. Колошина фирма «Мелодия» выпускает виниловую пластинку «Поет Петр Лещенко». Она выдержала в тот год двадцать одно (!!!!) переиздание. Аннотацию к пластинке написал журналист Борис Метлицкий (1919-1995), позднее к одному из последующих изданий писал анонс коллекционер Борис Котлярчук – автор книги «Старые песни. История и судьба» (2011). Всего в этой серии было выпущено шесть пластинок, втора и третья переиздавались по 12 раз и более, последний диск вышел в 1991. А уже в 1994 все та же «Мелодия» выпускает первый CD артиста – «Все, что было» и зачинается цифровая эра Петра Лещенко.

            А потом будут книги о певце, сериал и прочее, прочее, прочее…

Изображение

1988 – В 1985 году режиссер Карен Шахназаров выпускает фильм «Зимний вечер в Гаграх», который рассказывает об исполнителе чечетки, известном в 1960-х годах… Как мне кажется, этот фильм стал предтечей «амнистии» многих советских и не советских фильмов, книг и артистов, канувших в Лету в период 1940-1960-х годов. Зазвучали песни в исполнении Вадима Козина, Изабеллы Юрьевой, Аллы Баяновой, Петра Лещенко и многих других. Среди «других имен» на слуху возникло имя Николая Никитского (1921-1995). Он был знаменит в 1950-60-х годах, пел песенки на иностранных языках и не только, благодаря четкости дикции и произношению его пластинки были рекомендованы для изучения иностранных языков. Он пел на шестнадцати.

            Он родился в Москве, его мама («из бывших, из дворян») в свое время брала уроки музыки у самого Сергея Рахманинова. Сам Николай Николаевич после войны окончил в 1951 году ГИТИС, получив диплом актера театра и кино, позднее песенки «Пчёлка и бабочка» и «Светлячок» («Рио-де-Жанейро») принесли ему всесоюзную славу. До с 1969 по 1974 года снимался понемногу в кино, а потом…. Исчез, по одной из версий – он решил Никитский решил эмигрировать, получил все разрешения и документы, но в последний момент передумал. Это ему закрыло путь на эстраду, к эфирам радиостанций и телевидения почти на пятнадцать лет.

            И только в 1988 вышла его новая пластинка «Помнишь, осенней порой», выдержавшая пять изданий, потом были «До встречи с вами» (1991), «Мадам, уже падают листья» (1992) – песни из репертуара Александра Вертинского и «Мои шлягеры» (1992). Но… прошли былые времена и пришла другая музыка и другие исполнители, но среднее и старшее поколения еще помнят песни в исполнении Николая Никитского. В 2000-х выходило несколько CD артиста.

Изображение

1989 – Александр Вертинский (1889-1957) родился в Киеве, скончался в Ленинграде. Похоронен в Москве.

Дебют артиста состоялся в столице 25 октября 1917 года (по новому стилю – 7 ноября)… да-да-да, ирония судьбы – в день, когда большевики совершили революцию. В 1920 Александр Николаевич эмигрирует в Турцию, и вернется он в Советскую Россию только в ноябре 1943 года. Ему будет разрешено давать концерты, делать записи песен…

            Еще одна насмешка богов – в 1945-м американская фирма «Columbia» выпускает пластинку Вертинского с песенкой «Дорогая длинная» и в том же году на Апрелевском заводе в Москве выходит первая советская пластика артиста с треком – «Чужие города». Говорят, что Сталин очень любил слушать песни в исполнении Александра Николаевича и имел чуть ли не всю коллекцию его дисков. Собственно, он-то и дал разрешение на возвращение певца на Родину.

            Пластинки Вертинского выходили в СССР и после его смерти, даже относительно регулярно (прошу меня извинить, но, как гласит древнеримская пословица: «Деньги не пахнут»), а продавались они хорошо. Диск с заглавной песней «Аленушка» (1969) переиздавался 24 раза – там концертные записи 1950-х и зарубежные записи 1930-х годов. А виниловые  пластинки «В нашей комнатке» (1973) и «Аравийская песня» (1982) – каждая выдержала по 14 изданий их в свободной продаже было невозможно.

            В 1989 году к 100-летию со дня рождения маэстро было выпущено красиво оформленное издание в двух версиях – две отдельные пластинки и двухдисковое издание по типу бокса. С этого времени Вертинского издавали много – была произведена уникальная реставрация звука, а с 1994 года началась эпоха артиста на CD.

            Удивительно, но до сих пор встречаются песенки, совершенно безобидные, которые неизвестны широкому слушателю… например вот эта «Поздняя встреча», написанная в 1928 году. Более ее никто никогда не исполнял, а так – песни маэстро поют и пели – Александр Ф. Скляр, Олег Погудин, Алла Баянова, Нина Шацкая, Татьяна Кабанова и многие-многие другие артисты…

Встретились случайно, где-то на концерте,
То, что было прежде, умерло давно.
Ласковые письма в голубом конверте —
Это все забыто, все погребено.

Оба постарели. Он в обычном фраке
И с каким-то горьким, невеселым ртом,
А в лице застыли огненные знаки…
А она — печальная, с золотым кольцом

Все прошло. Забыто. По дороге к смерти
Путь земной так беден, одинок и сер…
Встретились случайно, где-то на концерте,
Он ей поклонился и прошел в партер…

Изображение

1989 – Николай Тюханов (1953-2019) за свою большую на приключения жизнь испробовал все… Наверное, наиболее точно он это описал в своей песни «Билеты в оперу»:

Вот и прожил я жизнь, все как есть испытал,

Ну, а кое-что даже два раза,

Был в Одессе, в тайге, видел лесоповал,

Только в опере не был ни разу.

Я пускался в запой и ходил на барже,

Заловил в жизни кайф и заразу,

Воровал под забором, лежал в неглиже,

Только в опере не был ни разу.

            Может быть через чур откровенно и грубо?! Отнюдь… слов из песни не выкинешь, особенно – из своей, честно написанной и прожитой. Артист дебютировал в 1987 магнитофонным альбомом «Маяковочка», всего за жизнь записал пятнадцать концертов. Два авторских сборника изданы официально – «Лучшие песни» (1993, Zeko records + переиздание в 2000 студия «Ночное такси») и «Не грустный» (2008, «Ночное такси»).

            В 1989 году у шансонье выходит самый лучший, на мой субъективный взгляд, альбом – «Схороните меня на холме» (второе название – «Тюрьма»). Эти песни ушли в народ, для которого он пел всю жизнь, стали народными, но (увы) сам автор немного оказался забыт. Николай Тюханов оказался созвучен  времени и эпохе… его песни и сегодня поют Григорий Лепс, Михаил Шуфутинский, Татьяна Кабанова, Женя Томилин и другие.

Михаил Дюков специально для сайта «Классика русского шансона» blatata.com

Понравилась статья? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!