17-й ежегодный фестиваль памяти Аркадия Северного
12 апреля 2012 года в Санкт-Петербурге прошел семнадцатый фестиваль Аркадия Северного, он шел более семи часов, на сцену вышло сорок артистов, было спето без малого сто песен (для любителей голой статистики – 90). Сказать честно, все действо хочется определить термином «чудо свершилось», потому, как собрать, организовать и дать сцену сорока артистам с очень разным репертуаром, с очень разными песнями, да еще и чтобы зритель пришел и прошла профессиональная съемка – нужно иметь и мужество и опыт. На самом деле и опыт, и желание работать и у студии «Ночное такси», и у Александра Фрумина и его сотрудников есть. Ведь не даром это уже семнадцатый фестиваль и уже есть желающие артисты и проекты на будущий, восемнадцатый.
Кстати, прямо к 12 апреля, в день нового фестиваля вышло роскошное трехдисковое издание прошлого, семнадцатого фестиваля Северного, который шел шесть часов и принимало в нем участие 38 артистов. Почему, например, мне интересен Фестиваль Северного?!
Во-первых, как самый старый и стремительно развивающийся фестиваль в России и за рубежом, каждый год – новые имена, новые артисты, кто-то идет наверх быстро и решительно, кто-то – потихоньку становится известным и популярным. Ведь когда-то на фестивале Северного пела и Елена Ваенга, и Михаила Круг и многие-многие-многие другие, тогда еще не очень известные, артисты.
Во-вторых, учитывая, что сам продюсер фестиваля не пишет песен и не поет, то он занимается искусством и процессом, а не старается себя выпятить, прозвучать громче или ярче, или протащить в финалисты своего протеже. Александр Фрумин контактирует с артистами, с кем-то подбирает материал, кому-то дает советы, а кому-то и с записью песен помогает. В любом случае, он вне игры, а значит, нет ни профессиональной зависти, ни скандалов, ни постфестивальных интриг и разборов.
В-третьих, на выходе и входе артист, даже пока малоизвестный и начинающий получает возможность выступить с мэтрами жанра и людьми известными, в этот раз с «Братьями Жемчужного», Владимиром Черняковым, Лялей Рублевой, Виктором Тюменским и другими. Также остается видео, не снятое полуподвальным способом, а качественное, профессиональное, которое не стыдно и самому посмотреть, да и издать (кроме «Ночного такси» и «Шансона года» этого НИКТО на сегодня не делает). Артисту важно не только показать себя публике, увы, это короткий миг, но и остаться в памяти слушателей и зрителей, а значит – записать аудио и видеоматериал. Когда некие организаторы многочисленных фестивальчиков шансона, ныне плодящихся в геометрической прогрессии, обещают начинающим шансонье славу уже чуть ли не сразу после выступления, смешные грамоты, дипломы и что-то еще из этого же разряда – гнать надо таких взашей.
Исполнитель должен очень четко понимать и представлять – куда и зачем он идет, если он хочет просто попеть перед коллегами или потешить не совсем здоровое самолюбие какого-нить коллекционера-частника – это одно, если он хочет, действительно, заниматься песней и зарабатывать этим – это абсолютно другое. Бесплатный сыр бывает только на свалке и в мышеловке, кстати, этот бесплатный сыр, как правило, потом дурно пахнет.
17-й фестиваль Северного однозначно удался, в скором времени видео-версии уже можно будет увидеть на ТВК «Ночное такси», кстати, прошлый фестиваль только на ТВК посмотрело более 15 000 человек, а тираж на DVD такой же, а значит о многих артистах действительно узнает большое количество людей. И не на словах, а на деле.
Хочется пожелать фестивалю многие лета и отдельная благодарность Александру Фрумину, Элле Пахомовой и всем-всем сотрудникам «Ночное такси» за дружбу и общение.
Михаил Дюков blatata.com