Люберецкий «шизофренинг», или «сказки каждый день»
АНЕКДОТ ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
— Может вам чаю?
— Да, неплохо бы.
— А какого? Есть классическая томилинская сенча, молочный улун, малаховский пуэр, гьекуро, бай-хао иньчжень, матэ, красковский ройбуш, каркаде, октябрьский силки вей…
— Я этих сортов не знаю, давай на свой вкус. Как себе. Только нифеля не поднимай. Идёт девушка к повару и говорит:
— Там мужик весь синий и с зубами железными. Дмитрием Афанасьевичем представился. Чаю просит на мой вкус. Я не понимаю, как это.
Повар берёт самый дешёвый чай, делает чифир крепче арманьяка и отдаёт официантке. Та приносит зеку, тот отпивает и смотрит на неё с изумленным лицом. Не моргая. Как светофоры в час-пик на Октябрьском проспекте.
— Ну как?
— Да, дочка… Смотрю, жизнь и тебя многому научила…
Этот анекдот мне вспомнился не случайно. Вот такие же удивлённо-изумлённые лица наблюдал я намедни в подмосковных Люберцах. В библиотеке, что в доме 49 по Октябрьскому проспекту. А удивляла всех совсем молодая, но безумно талантливая и чрезмерно эрудированная писательница Оксана Усманова, пишущая под псевдонимом Оксана Асман. И всё это в рамках литературно-творческой встречи с жителями поселка Калинина. По итогам которой можно сказать: эта симпатичная девушка в жизни научилась многому. От воспитания детей до написания детских и взрослых книг. Впрочем, обо всём по порядку.
С БАЛА НА КОРАБЛЬ
Когда-то Оксана Усманова 8 лет подряд по десять часов в день разговаривала исключительно на французском языке. Всякие там па-де-де, кабриоли, деми-плие релеве, амбуате, флик фляк, батман тандю жете и далее по списку. И работала у станка до седьмого пота.
Родившись на Волге, после третьего класса она поступила в хореографическое училище. Сейчас это — Саратовский областной колледж искусств. В былые времена здесь училась и певица Алёна Апина. Впрочем, это уже другая история.
Так вот, спустя восемь лет с дипломом «артистка балета» Оксана Усманова попала в Саратовский академический театр оперы и балета. Так в трудовой книжке появилась первая запись: танцовщица. Параллельно училась в Саратовском педагогическом институте имени Чернышевского. Выпустилась с красным дипломом по специальности «преподаватель хореографии».
В общем, танцевала дипломированная специалистка и мечтала стать знаменитой, как Мари Рамберг, Агриппина Ваганова, Ивет Шовире, Галина Уланова или Майя Плисецкая. В театре Оксана довольно быстро поняла, что пробиться в примы очень трудно. Почти невозможно. А танцевать всю жизнь в кордебалете перспектива малопривлекательная… В обыкновенной балетной массовке… Вроде «кушать подано» или «народные массы столпились у входа» применительно к «Лебединому озеру» или «Спящей красавице», в которых ей приходилось «кордебалетить». Когда отправляют на задворки и дают возможность за всё представление дважды войти и уйти со сцены в огромном коллективе. Как в анекдоте.
«Сидит артистка балета в гримерке:
— Какая я гениальная! И растяжка у меня суперская! И подъем замечательный! Нет, ну всё-таки, какая я гениальная! Гииибкая!!! Пластиииичная!!
Тут из динамика голос:
— »Снежинки" на сцену!
Артистка балета обиженно и со вздохом:
— Ну… снежинки, так снежинки».
В общем, пришлось Оксане все пуанты, шопенки, хитоны, пачки и тюники забросить на самую дальнюю полку. Ушла из балета. Устроилась преподавателем хореографических дисциплин в музыкальное училище.
Как-то на очередной День рождения ей презентовали популярный детективный роман «Нас похоронят вместе». Подарок оказался знаково-судьбоносным.
«Он увидел Брауна, глаза которого даже после смерти презрительно сверкали. Кровь придала ему почти гротескный вид, внушающий страх. Перри перевел взгляд на Шейлу. Она неподвижно лежала на сиденье, все еще зажав в руке револьвер. Выражение её лица, не искаженное смертью, было почти торжественным».
Так бывшая балерина увлеклась творчеством Рене Брабазона Реймонда. И даже прочитала все его 93 книги. Под впечатлением стала писать черновик романа «Я для тебя умерла». Ради интереса решила познакомиться и с наследием Довлатова, случайно узнав, что талантливый писатель в своих произведениях ставил сверхзадачу — пытался, чтобы все слова во всех предложениях начинались с разных букв. Однажды наткнулась на фразу Сергея Донатовича: «Родина там, где человек находит себя. Найти себя не каждый может, но если ты себя нашёл, осознал, что это тебе близкое и родное, то не отпускай его!». Фраза произвела эффект разрыва атомной бомбы. На следующий день, как в песне Апиной, она уехала прочь на ночной электричке. Точнее, — на поезде. Решила найти себя в столице. В купе поезда «Саратов – Москва» листала книгу Валерия Нестерова «Страницы истории саратовского балета». Фотографию танцующей балерины Усмановой разместили на одной из страниц.
По приезду оказалось, что Москва слезам всё-таки верит. Профессиональную танцовщицу с распростёртыми объятиями приняли преподавателем классического танца в школу-студию современной сценической хореографии «Арабеск». По вечерам Оксана занималась самообразованием, много читала. Джона Мильтона и Достоевского, Стендаля и Элиаса Канетти, Генри Адамса и Серена Кьеркегора, Томаса Гоббса и Иммануила Канта… Впрочем, однажды с изучением философских истин и преподаванием пришлось проститься. Как в своё время с балетом…Влюбилась… С первого взгляда… Не раздумывая переехала к мужу в подмосковные Люберцы.
В декретном отпуске с первым ребенком начала писать сказки на социально-бытовые темы. А потом, спустя пять лет, закончила их в декретном отпуске со вторым ребенком — дочкой Варенькой. Книга так и называлась — «Сказки каждый день».
«Эта история началась в местечке за городом, в маленьком домике у леса. Там проживала большая и дружная семья. Хозяина звали Андрон, его жену — Анфиса, и было у них пять девочек и четыре мальчика. Всё их богатство заключалось в детях. Самую старшую дочку звали Аглая, ей было пятнадцать лет, потом Лукерья, Устина, Ефимия, Олимпиада, и мальчики — Ананий, Аверьян, Наум, Никифор. Дети помогали матери по хозяйству, которое было нехитрое, а именно: корова Нюша, собака Жулька, несколько курочек, пара кроликов и огород-участок в десять соток земли».
В мае 2016 года книга вышла в издательстве «Десятая муза» и чуть позже её автор стала лауреатом ежегодной премии Губернатора Московской области „Наше Подмосковье“ в номинации «Связь времен». Получила денежную премию.
«Мои сказки о современных людях, которые попадают в разные «волшебные» и не очень ситуации. Есть тут и добрая фея, которая, конечно, помогает главным героям, но и они должны как-то барахтаться, что-то предпринимать сами, а не только надеяться на волшебство. Несмотря на трудности, которые выпадают на долю персонажей, всё всегда заканчивается благополучно. Я вообще сама оптимист по жизни, и сказки у меня позитивные. Денежную премию потратила на издание второй книги под названием «Шизофренинг» для взрослой аудитории. Написала её за полгода. Издала в январе 2017», — рассказывает молодая писательница Оксана Усманова.
Книга «Шизофренинг» — это история про обитателей психиатрической клиники «Дом Добрых Дел». Повествование начинается с криминальной завязки. На пороге заведующего психиатрической клиники появляется мужчина
«Мне надо, чтобы определенный человек «поселился» в вашем «дурдоме» и был пожизненно у вас.
И вывалил на стол огромный чемодан денег».
Далее рассказ ведётся от первого лица. Молодой человек, насильно оказавшийся здесь, знакомится с обитателями двухэтажной клиники. Все они — сплошь яркие персонажи.
Здесь присутствует бывший талантливый математик Диоген, написавший трактат «Влияние расположения окон квартиры на биологический ритм человека». Пациент по прозвищу «Старовер», в лексиконе которого есть слова «бритоусы», «кныш», «хмары», «яйцо-пайцо». Бывший мажор «Минор», вольтанувшийся после смерти родителей и финансового краха. Вечно не мытый и не бритый художник «Босх». Анерексичная балерина Эмма. Депрессирующая на фоне климакса Ада Адамовна. Аллиумофобный Вампилов Валерьян. Поэт Витольд Ветерков, сочиняющий нетленные вирши:
«Значков у меня мало,
А если точно, то один.
Его я выиграл в тире,
Когда стрелял по уткам».
Книга наполнена юмором и сарказмом. Оксана Усманова утверждает, что все истории являются реальными, частично списаны из её жизни, а читателям предлагает дорисовать картину каждого в своем воображении. Кстати, свой «Шизофренинг» она номинировала на премию Губернатора Московской области „Наше Подмосковье — 2017“ в номинации «Культпросвет». В случае победы планирует потратить финансовые средства на выпуск третьей книги. И опять с мудреным названием. Не зря же говорят французы: «Где есть два, там будет три».
На свой творческий вечер в качестве поддержки писательница пригласила звёздных друзей. Автора-исполнителя Аркадия Беловского. А также заслуженного артиста республики Беларусь Владимира Хозяенко. Его авторская, продюсерская, концертно-гастрольная деятельность просто впечатляюща. Работал в ансамблях „Сябры“, „Маки“ и „Ласковый май“, а его сотрудничество с мега-звездами Игорем Николаевым, Татьяной Овсиенко, Кристиной Орбакайте, Николаем Басковым и Авраамом Руссо подарило всем нам множество незабываемых известных песен.
Владимир Хозяенко: «Общее впечатление от творчества Оксаны позитивное, много юмора, переживаний. Особенно хочется отметить стихи, которые, как и сами рассказы, обладают эксклюзивным юмором. Эти книги я прочитал на одном дыхании».
Аркадий Беловский: «Передо мной новая книга Оксаны Асман «Шизофренинг». Это уже вторая её книга, с которой я знаком и, честно сказать, я удивлен. Подмывает спросить, что же дальше?»
Стоит отметить, что книги Оксаны Усмановой есть на книжных полках жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Южно-Сахалинска, Воронежа, Самары, Краснодара, Красноярска, Омска, республики Калмыкия и Казахстана. Именно оттуда приходит много отзывов с просьбой писать дальше.
P.S Уже не первый год Оксана Усманова печатается в сборниках стихов и малой прозы, участвует в благотворительных мероприятиях, с лёгкостью производит расчёт индекса Хильдебрандта, моментально определяет хронотип человека, с удовольствием пересказывает биографии художников периода Северного Возрождения, разбирается в классическом психоанализе Зигмунда Фрейда, цитирует французского философа-просветителя Вольтера и американского психиатра Ирвина Ялома, является большим поклонником звезды британских комедийных сериалов Стивена Фрая, может толковать архетипические образы, часто перечитывает книги любимых поэтов-писателей: теоретика искусства Карела ван Мандера, отца русского символизма Александра Блока и представителя новокрестьянской поэзии и имажинизма Сергея Есенина. И в очень узком кругу близких иногда может себе позволить анекдот «с перчинкой». На балетную тему. Один из них я уже знаю)))
«Поехал как-то грузин в Москву, и сходил он там в Большой театр на балет „Жизель“. Приезжает домой и делится впечатлениями:
— Захажу в театр, там все раздэваются, в зал праходиш, а там — прэдставлэние. Сначала вибежяль на болшой-болшой сцена один пашти голый мужик и три пашти голый баба. Мужик к адной падбежяль, ей ногу паднял, панюхал — нэ его. К другой падбежял, панюхал — тоже не Жазель. К трэтей падбежял, панюхал, вах-вах-вах, она, Жазель! Взвалил ее на плэчо и начал опять бегат. В один угол побижит, по сторонам посмотрит, светло, увидят. Побижил в другой угол, тоша светло, увидят. Стал тагда мужик с нэй пасреди сцены и плачет… А всэ со своих мест подорвались и кричат, панимаеш: „Э бис, э бис!“. А гдэ эбись, если нэгдэ?».
P.P.S. Говорят, что творческую встречу в библиотеке поддержал люберецкий депутат Вячеслав Калинин. Морально? Или материально? Об этом Оксана Усманова скромно молчит.
Алексей Адамов, журналист.
Фото автора.