В Атланте сыграли в «Русскую рулетку»
В конце 1990-х годов, когда на Брайтон-Бич закрылся последний ресторан с «живой» музыкой (символично, что назывался он «Россия»), а большинство звезд эмиграции вернулось на родину, мне стало казаться, что само понятие «эстрады русского зарубежья» становится достоянием истории. Конечно, в ночных клубах продолжали звучать песни, но все это было, скажем прямо, бледной тенью былого величия. Исполнялось все под «самоиграйку», ярких авторов, способных конкурировать с успехом Токарева, Лебединской или Шепиевкера на горизонте больше не наблюдалось, впрочем, как и исполнителей уровня Могилевского, Успенской, Гулько или Шуфутинского – тоже.
Однако время показало, что увядать «белой акации цветы эмиграции» не собираются.
Первой ласточкой возрождения эмигрантской эстрады стал альбом группы «Debauche-Russian Mafia Band» из Нового Орлеана под названием «Cossaks on Prozak» (что можно вольно перевести как «Казаки под кайфом»). Пластинка, действительно, доставила мне немало удовольствия, а главное – показала, что русская музыка заграницей жива. Да, изменился звук, изменился формат, изменилась даже аудитория, но осталось главное – Песня.
Пару лет назад лидер группы «Debauche-Russian Mafia Band» Егор Романцов познакомил меня со своим товарищем и коллегой из Атланты по имени Alex Stone (он же – Александр Еремин, он же – Саша Саратовский). Несколько лет назад Алекс создал в столице штата Джорджия группу «Russian Roulette Band», но в отличии от Егора Романцова, блестяще исполняющего, в основном, кавер-версии известных блатных и одесских песен, Еремин-Стоун-Саратовский сочиняет сам. Причем абсолютно жанровые вещи, выдержанные по духу и стилистике в тех самых «лучших традициях». Что мне очень импонирует и в Алексе и в Егоре, так это их вечный поиск и стремление к нетривиальным ходам в своей деятельности. Каждая мелочь, от концертной афиши до шрифта на обложке диска продумывается детально. О Романцове и его детище я писал много. Теперь настала пора сказать о Саше Саратовском и его команде «Russian Roulette Band», тем более что повод весомый – выпуск дебютного винилового диска формата EP.
Работа включает в себя три авторских композиции: «Скиталец», «Константинополь» и «Проклятый». Вокал напоминает известного всем поклонникам жанра героя нью-йоркского андеграунда восьмидесятых Виктора Слесарева, а вот в аранжировке четко слышны отзвуки рока, что совершенно объяснимо, потому что именно эту музыку Алекс играет с юности. Начинал в саратовском рок-клубе, потом перебрался в Штаты и создал команду «Squadron», с которой много лет выступает в местных клубах, исполняя англоязычный репертуар. На английском Алекс говорит, по моим наблюдениям, лучше, чем на русском, во-первых, потому, что живет на Западе более двадцати лет, а во-вторых, потому, что женат на американке. Но все же после десятилетий эмигрантских скитаний Алекс вспомнил о своем втором «я» — Саше Саратовском – и создал группу «Russian Roulette Band», которая исполняет чистый жанр.
Про сами песни я говорить не хочу, каждый может послушать их на официальном сайте команды: https://russianrouletteband1.bandcamp.com/releases .
А вот о чем хочется сказать несколько добрых слов, так это о самой пластинке. Тут заслуживает внимания абсолютно все – и необычный формат – ЕР – и интересный дизайн, ведь Алекс со товарищи (скорее всего интуитивно) но очень четко уловили эстетику восьмидесятых, времен рассвета легендарного «Kismet-records». Едва я взглянул на шрифт и на гитару, изображенную на «яблоке» диска, то сразу вспомнил конверт американской пластинки Аркадия Северного 1981 года, который хранится в моей коллекции.
Остается добавить, что издана новинка тиражом 200 номерных экземпляров, и пока ее свободно можно приобрести на официальном сайте группы.
Русская песня заграницей продолжает звучать, но развивается сегодня по другим путям, нежели это было раньше. Она ушла из ресторанов в… американские клубы и концертные залы. Даже названия для своих коллективов ребята выбирают не случайно, а стараются подыскать, не требующие перевода слова: «Russian Roulette Band» или «Russian Mafia Band».
Правильно сыгранные и спетые «Мурка» и «Бублички» стали предметом экспорта для англоязычной аудитории. Флагманом тут, без сомнений, является «Gogol Bordello» — команда, созданная бывшим киевлянином по имени Евгений Гудзь. И хотя по-русски он почти не поет, но общая стилистика, — чего не скрывает и сам лидер группы, — заимствована им из старого доброго одесского блатняка и удалого цыганского разгула.
Тут каждый ищет свой путь – Егор Романцов, например, принципиально исполняет все свои песни только на русском, предпочитая проверенные временем шлягеры, а Саша Саратовский, в свою очередь, решил показать слушателям авторский жанр. Но совсем скоро, как сообщил мне Алекс, они с Егором готовятся записать дуэтную композицию. Какую? Пока секрет.
Куда приведут эти творческие поиски, покажет время, но то, что мы с вами становимся свидетелями начинающегося ренессанса эмигрантской песни – несомненно. И дебютный альбом группы «Russian Roulette Band» из далекой Атланты (штат Джорджия) – лучшее тому доказательство.
© Максим Кравчинский (www.kravchinsky.com)