В свое время, лет тридцать назад, я фактически каждое воскресенье ездил на местный радиорынок и там обменивался грампластинками, что-то покупал, а что-то и продавал. Занятие это очень интересное, буквально затягивающее и, на мой взгляд, куда более интересное, чем обмен, к примеру, почтовыми марками. Занимаясь обменом, я приобрел некий опыт. Скажем так: в начале своего пути в этом направлении, я довольно часто «влетал» с виниловыми грампластинками, в конце — даже оставался в выигрыше.
Конечно, все это «дедовские методы», но и технология винила за эти годы фактически и не развивалась. Филофонистам-маньякам, гоняющимся за «первопрессом» вряд ли я смогу открыть что-то неизвестное, а вот новичкам в деле собирания винила, возможно, мои советы будут полезными. Наверняка, что-то я не вспомню (Лет-то сколько прошло!), поэтому если что я подзабыл, не стесняйтесь, добавьте свои советы в форму комментирования этой статьи.
1. Грампластинка начинается с конверта. Внимательно осмотрите конверт на предмет трещин, которые образуются при сгибании конверта. Особое внимание стоит уделить торцам, которые бывают даже насквозь пробиты посередине грампластинкой, которую многократно доставали из конверта и вкладывали обратно. Само это о качестве винила информации не даст, а вот о том как часто слушали диск, выводы можно будет сделать. Стоит также обратить внимание на углы конверта, если они замяты, имеют трещины, значит предыдущие хозяева диска неоднократно брали конверт за угол, что знающий коллекционер никогда себе не позволит. В целом по этому осмотру можно сделать представление о том, как с диском обращались.
2. Внимательно осмотрите копирайты на конверте и на самом диске. Возможно под видом оригинального диска вам впаривают к примеру французскую или голландскую перепечатку, а то и вовсе югославскую или индийскую. Вполне возможно, что где-то внизу на конверте фломастером под цвет фона замазана мелкая надпись «Made in India».
3. Не всегда у грампластинки может быть «родной» конверт. В хороший конверт могут засунуть запиленный диск или диск произведенный вообще в другой стране. Тщательно сверяйте номера на конверте, на пятаке диска, а также номер непосредственно на виниле в конце дорожки возле пятака. Все номера должны совпадать.
4. Исследуйте грампластинку на предмет посторонних меток. Обычно метки располагаются непосредственно на виниле возле пятака и в еще более интимном месте — на внутренней поверхности конверта. Это может быть крестик, инициалы, точка, сделанная фломастером — общих правил нет. Просто знайте, что в большинстве случаев такие метки не сулят ничего хорошего. Рассуждайте логично: человек купил с рук диск, а он оказался испорченным. Человек избавляется от диска, впаривает его лоху. А чтобы второй раз к нему не «приплыл» этот диск, он ставит на нем скрытую метку, по которой он его в случае чего легко опознает. Таково происхождение меток в 99 случаях из ста. Есть и другого типа метки — «на случай кражи», но это крайне редкий случай. Мне как-то попадался диск, у которого прямо на виниле возле пятака было торжественно накарябано "Из личной коллекции Дорофеева". Такая метка тоже не сулит ничего хорошего, так как диск либо был все же украден, либо сам коллекционер по каким-то причинам решил от него избавиться. К тому же мы не знаем длину тернистого пути винила от гипотетического Дорофеева до нас. Путь этот наверняка был суров и тернист. В общем правило четыре звучит так — "метки — это зло".
5. Гляньте на диск с торца, диск должен быть идеально ровным. Изначально кривые новые грампластинки мне приходилось видеть только советского производства, импортных кривых дисков я не встречал никогда. Если импортный диск кривоват, то можно к гадалке не ходить — его где-то подплавили. Могли бросить где-нибудь на подоконник под прямыми солнечными лучами, где он благополучно подплавился. Играть такой диск, скорее всего, не будет, в лучшем случае, периодически будет скакать игла звукоснимателя.
6. Доставая диск из конверта — принюхайтесь! Иногда практикуют протирание диска одеколоном. Делают это если диск сильно покрыт пылью, заляпан. При прослушивании диска протертого одеколоном слышен стойкий «песок», кроме того вы имеете большие шансы угробить иголку эфирными маслами одеколона, которые остались в дорожках. Проверяйте диск на предмет промывки водой. Определить можно по засохшим каплям на виниле возле пятака, а также по самому пятаку. Редкий случай — диск, промытый ацетоном. Если не приглядываться сильно, то диск после такой промывки очень похож на новый, но это испорченный диск, воспроизводится он не будет вообще, так как фактически уничтожены рабочие дорожки.
7. Внимательно осмотрите пятак диска возле «дырдочки». Часто когда грампластинку ставят на маховик проигрывателя, то сразу не попадают в отверстие и начинают «возить» грампластинкой по маховику в надежде попасть в «дырдочку». Такие «эксперименты» оставляют следы на пятаке. Часто это случается, если диском пользовались в нетрезвом виде, что может говорить о состоянии диска. Таким же образом можно определить если одну сторону диска слушали часто, а другую редко, что определенно отразилось на состоянии сторон винила. Ну и само собой, если вам говорят, что диск ни разу не слушали, "муха не сидела", а вы видите следы, то вас разводят.
8. Иногда могут попадаться грампластинки в левой верхней части конверта которых сделан небольшой прорез или отверстие как от дырокола. Беспокоиться не стоит, это последствия провоза грампластинки через советскую таможню. Надругательству подвергалось небольшое количество грампластинок, скорее всего, те, что привозились штучно теми немногими туристами из СССР, что имели счастье увидеть «западный рай».
Добавлено в 2018 году: Всё же прорезы и отверстия часто оставляли на дисках подвергшихся уценке.
9. Дурная привычка советских времен — кража разворотов у конвертов. То есть, часть грампластинок выпускались с красивыми конвертами, которые раскладывались. На развороте обычно было цветное фото исполнителя. Так как в СССР такие фото были жутким дефицитом, то часто умельцы вырезали разворот из конверта, а оставшиеся заднюю и переднюю часть конверта старательно склеивали между собой. Если «обрезание» было сделано качественно, то распознать обрезанный конверт очень сложно. Можно это сделать по торцу конверта, где обычно пишется исполнитель и название пластинки. Так как конверт с разворотом толще, то при «обрезании» частично будут обрезаны и буквы сверху или снизу, либо торец окажется подозрительно широким. Бывает и еще веселее! Двухдисковый сборник где почти всегда конверт с разворотом разрезали на две части. В итоге получалось две грампластинки со своим конвертом у каждой.
10. Помимо перечисленных способов, не стоит забывать и обычную проверку дисков на предмет царапин, общего состояния и состояния конверта, а также на предмет подлинности-фирмовости винила.
Виктор Золотухин, сентябрь 2009