Не секрет, что большинство культовых советских фильмов по тематике близко связаны либо с тюрьмой, либо с пьянством. И то, и другое близко нашему человеку. Но если тема тюрьмы оправдана и даже в какой-то степени благородна (почти в каждой семье есть родственники, которые сидели «ни за что»), то тема пьянства в какой-то степени постыдна, причем очень часто ее оправдывают или переводят в шутку. Больших успехов в этом добился в свое время Владимир Шандриков, написав, пожалуй, свой лучший цикл «Про алкашей».
Прием «про смешных алкашей» успешно эксплуатировала и советская киноиндустрия. Именно на волне пьяного угара рождались такие перлы, как «Песня про зайцев» из «Бриллиантовой руки», «развалины часовни 14-го века» из «Кавказской пленницы» или банальная попытка выпить шампунь вместо одеколона в «Джентльменах удачи». При этом, что у Шандрикова, что у советских кинорежиссеров следовала некая мораль, что последствия пьянства далеко не самые лучшие – одеколон может оказаться шампунем, пьяное пение закончится выносом ресторанного стекла, а неумеренные тосты приведут в психушку.
Возможно, оно так бы и продолжалось, но Эмилю Брагинскому и Эльдару Рязанову не давала покоя мощная butthurt, им хотелось снять пацанскую мечту, в которой герой и рыбку съел и… косточкой не подавился. Так появился на свет фильм «Ирония судьбы или с легким паром», сначала как сценарий, а потом как фильм.
Но сначала им надо было определить социальный статус главного героя. Понятное дело, что фильм про алкаша, работающего грузчиком в продуктовом магазине и распевающего блатные песни цензура просто не пропустит. Про хорошего урку уже снял шедевр «Калина красная» Вася Шукшин, не переплюнуть. И тогда кто-то посоветовал Эмилю Брагинскому и Эльдару Рязанову съездить с бардами в лес. Выходные в лесу с советской интеллигенцией оставили неизгладимый след в души молодых киномагнатов. Только здесь высокообразованность сочеталась с питьем чистого спирта, украденного в больнице, а песни про «дырочку в правом боку» с громким блеванием прямо за палаткой. Тогда и было решено, что главный герой будет врачом и бардом.
Так появился на свет пацанский бенефис «Ирония судьбы или с легким паром» с моралью – «Пей-бухай и у тебя всё получится!» А теперь топ-10 характерных моментов фильма.
Пацанская мечта фильма «Ирония судьбы или с легким паром»
1. Главный герой Евгений Лукашин забыл про невесту и пошел в баню пить нахаляву. Как говорилось в другом популярном фильме: «За чужой счет пьют даже язвенники и трезвенники».
2. Если бухим за чужой счет слетать в Питер, то это определенная удача для пацана.
3. В аэропорту можно тихонько (так чтобы не забрали в милицию) побыковать.
4. А потом еще на стоянке такси.
5. При этом в случае опасности главный герой изрядно ссыклив.
6. Забравшись в чужой дом, главный герой не стесняется обругать еду, которую ему предложили.
7. Пацану очень приятно, когда телка покупает ему билеты за свой счет.
8. А сову (в смысле фотографию) я все-равно порву!
9. Как бы свински ты себя не вел, мама все поймет.
10. И телка приедет прямо на дом.
Вот такая пацанская мечта, воплощенная в жизнь на экране и покорившая душу советского человека.
Виктор Золотухин, 19 марта 2012