Идея фиксации и сохранения звука начала будоражить воображение людей много тысяч лет назад. Корни этой темы теряются в непролазном лесу мифов и легенд. История познания природы звука обретает реальные очертания только в 19 веке. Первые примитивные приборы, изобретенные физиками-энтузиастами, могли лишь фиксировать звуковые колебания предметов. О том, чтобы уловить звук, передаваемый по воздуху, и тем более, воспроизвести его, речи вообще не шло. Так, Томас Юнг в 1807 году впервые произвел графическую запись звуковых колебаний камертона. С помощью присоединенного острого штифта камертон вычерчивал кривую на поверхности закопченного вращающегося барабана. Вильгельм Вертгейм подобным образом в 1842 году произвел запись на поверхности вращающегося диска. В отличие от будущих пластинок, запись велась не по спирали, а по окружности.
В 1857 году серьезный шаг вперед совершил Леон Скотт. Его фоноаутограф был снабжен чувствительной вибрирующей мембраной. Звуковые колебания проходили через акустический конус, воздействовали на мембрану. Вибрации мембраны заставляли колебаться иглу, а она, в свою очередь, вычерчивала отметки на покрытой сажей бумаге. Бумага покрывала цилиндр, который вращался вручную. Фоноаутограф – это первый прибор, зафиксировавший звуковые колебания без механической связи с источником звука. Аппарат все еще не мог воспроизводить звук, он позволял лишь визуально изучить фонограмму в научных целях. Однако его конструкция во многом предвосхищала будущие разработки.
1877 год – фонограф Томаса Эдисона. Вращающийся деревянный валик обертывался оловянной фольгой. Игла-резец вычерчивала углубления на поверхности фольги. Эти следы оставались на фольге в форме винтовой канавки. Глубина канавки зависела от громкости звука, подаваемого через рупор конической формы. Для воспроизведения записанного звука нужно было запустить иглу с той же скоростью по прочерченному следу. Колебания воздействовали на упругую мембрану, и она издавала звук. Валики с фольгой позволяли делать очень короткие записи плохого качества, и кроме того, быстро изнашивались. Поэтому позднее вместо фольги стал использоваться слой воска.
В 1887 году Эмиль Берлинер предложил для записи и воспроизведения звука носители в форме диска, расположенные в горизонтальной плоскости. Новое устройство получило название «граммофон». Берлинер своей находкой совершил настоящую революцию в деле тиражирования музыкальной продукции. Он создал аппарат (рекордер), производящий запись на специальные пластины из цинка. С одной такой пластины запись можно было скопировать на как минимум 500 граммофонных пластинок. Эти удобные в обращении пластинки попадали к конечному потребителю.
Вначале грампластинки производились из эбонита. Из-за высокой стоимости он был быстро вытеснен шеллаком, особым веществом, вырабатываемым насекомыми из тропиков. Много десятилетий пластинки производились из шеллака. Они были значительно дешевле, но очень хрупкими, недолговечными. На одну пластинку умещалась только одна песня. Поэтому концерт исполнителя продавался целыми комплектами по несколько штук пластинок в картонных или кожаных коробках.
К середине 20 века грампластинки стали уступать в конкурентной борьбе магнитным носителям. В самый нужный момент фирма «Columbia» выпустила долгоиграющие пластинки (LP) из нового материала – поливинилхлорида, или проще говоря, винила. Это событие открыло новую эпоху в истории музыкальной индустрии.