Жека - -40 с ветерком (2011)
Все-таки Русский шансон интересный жанр. На первый взгляд, выглядит непритязательно, а на самом деле, вмещает в себя такое разнообразие форм и содержания, что не перестаешь удивляться его емкости и многомерности. Совмещение разнородных элементов в его пределах, их различные комбинации не только расширяют понятие шансон, но и позволяют обнаружить новое на казалось бы утоптанной тропе.
Шестой альбом автора-исполнителя Жеки назван «-40 с ветерком». Жека в нём продолжил свои эксперименты с жанром. Размывающий берега неистовый лиризм, столь характерный для предыдущих альбомов, теперь обретает сюжетные границы, но в собственных, привычных пределах жанра. Всё содержание альбома, казалось бы, встроено в хрестоматийные законы Русского шансона. В сюжетной канве его песен соединяются и истории конкретных чувств, и конкретные истории лирических героев.
Однако Жека не остаётся отстраненным от лирической стихии, бушующей в творческой первооснове его песен. На первый взгляд в пластинке солирует блатной стиль. В нём однородными оказываются внешне тематически разные «Гаманцы-карманчики» и «Уйду к цыганам», «Адвоката требую!» и «Капитал». И тематические определения лагерная песня, шоферская, цыганская, — оказывается узким и тесным перед Жекиным стилем исполнения, перед внутренней содержательной наполненностью. И тогда флагман и паровоз альбома — песня, давшая ему заглавие, — оказывается немножко глубже. Потому что приоткрывает характер, приоткрывает авторский взгляд на жизнь и судьбу. Вообще, главное открытие в новом альбоме его лирический герой. Он продолжает свое внутреннее развитие в творчестве автора. Однако в этом альбоме происходит уже некая самоидентификация героя. Он вбирает в себя многие черты мужского идеала самостоятелен и самодостаточен, ироничен, тверд в убеждениях, немногословен. Именно такой тип мужчины нравится женщинам. Да и мужчины не отказались бы от таких черт в собственном характере и обыденном поведении. Это утверждение мужского начала, столь характерное для шансона, диссонирует с моделью унисекса и смешанностью половых ролей в современной поп-культуре. Диссонирует, как мне кажется, в пользу автора и большей части публики.
В альбоме есть одна песня, заставляющая и улыбнуться. Жека уже создал песни-портреты, неофициальные гимны родного ему Кургана, Красноярска, Иркутска. Песня Трескоеды, трескоедки — лирический портрет Архангельска. Настолько симпатичный портрет, что хочется пройтись по его улицам. Может быть, так и создается сегодня собирательный и детально конкретный образ страны, в который мы все живем. Слушая такие песни, почему-то хочется жить. И в стране, и просто так для себя и близких. А значит, не зря певец собирал миноры со своих струн. И очень хочется продолжения.