Татьяна Флейшман «И любовь между строк…», 2011 г.
Пластинка Татьяны Флейшман «И любовь между строк…» записан на стыке трех жанров – настоящего французского шансона, актерской и русской бардовской песни. При, казалось бы, внешней несочетаемости этих трех компонентов, получилась сильная и яркая работа. В сегодняшних сумасшедших ритмах и темпах – писать такую вдумчивую и душевную работу (в том смысле, что такие песни надо пропускать не только через ум и уши, но, прежде всего, еще и через душу и слушать душой эти песни) – большая роскошь и смелость. Балансировать на искушении создание роскошного саунда и чтобы, собственно, этот звук и не убил песню, ее смысл, не извратил задуманное – много мудрости и вкуса надо для этого иметь. Опять же – соединить таких бардовской песни, как Окуджава, Галич, Мерман и Высоцкий, это определенно большой риск с коммерческой точки зрения, но творческий и жизненный багаж дает певице это сделать тонко, к месту, с чувством большого такта к материалу.
Работа основывается не только, и не столько, на каком-то большом вокале или крике, а на актерском мастерстве, на авторской подаче, когда мысль «говорите тише и вас услышат» — применима к этой работе. Работа местами душераздирающая – особенно песня «Штрафные души», в традициях военной и фронтовой песни, когда нет никакой приукрашенности и напыщенности – за голым и жестким текстом никуда не спрячешься. Возможно, поэтому аранжировщик Виктор Смирнов здесь взял тему народной песни «Эта рота» в ставшей уже классической версии Михаила Гулько. Такие альбомы пишут только для души… скажем так – старая школа, уходящие ценности, когда в создаваемой работе делается попытка предложить слушателю не жирно развалиться в кресле и послушать очередную веселую песенку, или под нее же подрыгать ножкою, а подумать, задуматься, остановиться и осмыслить услышанное, увиденное, проживаемое и переживаемое.
Отдельно хочется сказать о работе самой студии «Ночное такси», где был записан этот диск (издан он пока только в США)… При внешней полифонии – кристально чистый звук, «прозрачный», сделанный в лучших традициях записей и аранжировок Кости Казанского. Инструменты звучат одновременно и вместе, и каждый слышан по отдельности, не забивая друг друга, а продолжая. Да, сейчас и техника позволяет творить чудеса со звуком, но мастерство звукорежиссера и аранжировщика никуда не девается при этом, а точнее – на первом месте. Если у человека руки кривые, то никакая техника этого не скроет и не прячет. Огромное удовольствие именно от работы звукооператора и всей студии «Ночное такси», авторский материал не тонет в аранжировке, а она его обрамляет, как платина алмаз. Давно я не слышал таких работ, получил огромное удовольствие, особенно в теперешний технических век, когда все доверено компьютеру, а не человеку.
Михаил Дюков blatata.com
1. Вступление – А. Фрумин
2. Музыкант на трубе
3. Не попытаюсь заглянуть
4. Тьмою здесь все занавешено
5. Я гляжу на фотокарточку
6. Примадонна
7. Посвящение Брассансу
8. Полжизни – под откос
9. По-осеннему
10. Дачный вальс
11. Летит по февралям
12. Адио Керида
13. Боксербойм
14. Штрафные души
15. Смерть не пьет из бокала
16. Я не люблю
17. Так дымно
18. Кони привередливые
Гитара, вокал, музыка (2, 3, 11) – Татьяна Флейшман
Гитара – Андрей Егоров
Аккордеон, аранжировка, звукорежиссер – Виктор Смирнов
Студия – «Ночное такси»
Слова – Е. Исаевой (2, 3), Булат Окуджава (4, 5), В. Музыкантов (6), Г. Дикштейн (7), М. Карпачев (8), Александр Галич (9), В. Певзнер (10), И. Алексеева (11), народная (12), З. Телезин (13), Марк Мерман (14, 15), Владимир Высоцкий (16-18)
Музыка – Булат Окуджава (4, 5), В. Музыкантов (6), Г. Дикштейн (7), М. Карпачев (8), Александр Галич (9), В. Певзнер (10), народная (12), Х. Альбертштейн (13), Марк Мерман (14, 15), Владимир Высоцкий (16-18)