Владимир Гольдфайн: «Ностальгия - это грусть по прошлому, а не по абстрактным «берёзкам»...»
— Владимир, скажем так, в детстве музыкой занимались, но посвятить себя ей полностью не планировали, и все же… все же записали уже третий диск… Как так?
— Никогда не планировал стать профессиональным музыкантом, да и не стал им… к сожалению. Дело в том, что мои родители отдали в музыкальную школу не меня, а мою старшую сестру, которая с ненавистью отстучала по клавишам аккордеона пять лет и с облегчением забыла про музыку после окончания школы. Возможно, тот факт, что меня не заставляли учиться музыке «из-под палки» и повлиял на мою столь долгосрочную привязанность к песне. Музыка всегда была для меня просто увлечением и приносила гармонию и краски в мою жизнь. Сочинение песен и запись альбомов для меня не более чем — фан, удовольствие. Как говорится — не столько люблю детей, как сам процесс.
— Песни вы начали писать уже зрелым человеком, что подтолкнуло? А есть, скажем, музыкальные и литературные пристрастия?
— А незрелому и не надо писать! Зрелость, ведь, определяется не возрастом, а способностью иметь своё представление о жизни и умением донести это до окружающих. Кто-то созревает раньше, а я, вот, «созрел» к зрелости, извините за каламбур. Что подтолкнуло писать? Трудно сказать однозначно. Сначала баловался переделками песен, потом стал сочинять мелодии на свои тексты. Ну и пошло-поехало…. Не думаю, что на творчество меня подтолкнули мои литературные и музыкальные пристрастия, ибо люблю читать Вербера и Пелевина, а из музыки предпочитаю «Пинк Флойд». Люблю блатные песни, если в них присутствует добротный бандитский юмор, а не слёзы по маме и свободе. Хороший блатняк написать нелегко. Требуется виртуозное владение сленгом, и быть «в теме». К сожалению, после гибели Михаила Круга блатняк измельчал. Да и время воровской романтики прошло.
— Сами вы себя относите к шансону, или, может быть, к авторской песне?
— Скорее к шансону, хотя никто ещё не дал чёткого определения этому жанру. Да и жанр ли это вообще?
Скорее антидот к отраве-попсе. Так же, как и понятие – авторская песня. Если песня имеет автора, то она уже авторская. Я упростил для себя задачу: свои песни в аранжировке я называю шансоном, а если исполняю под гитару, то авторскими… Хотя это не принципиально. На мой взгляд, любую смысловую, мелодичную песню можно отнести к шансону. Шансон более демократичен, чем эстрада, попса, рок, рэп и т.д. Отличие шансона — в простоте и доходчивости текста, запоминающейся мелодии и душевности исполнения. Это и кабацкая разухабистость, и лирическая грусть, и скорбь по павшим солдатам. Это – доверительность и контакт со слушателем, а не самолюбование, как принято в эстраде и попсе и не заумные бардовские тексты, которые без словаря и не понять… Ну, это опять же, моё личное мнение… имхо.
— Ваши песни, это зарисовки с натуры или просто…. Как говорят, музыкой навеяло?
— Что-то было написано с натуры, что-то стилизовано. В каждой моей песне есть доля вымысла, правды и гиперболы. Кому будет интересно слушать просто чужие откровения о своей собственной жизни? В песне должна быть мораль. Песня должна прививать слушателю истинные человеческие ценности, а не призывать его к насилию, цинизму, шовинизму и прочим мерзостям. Вот, вы бы предпочли воспитывать своих детей на песнях Владимира Высоцкого или на песнях Шнура? Что посеешь, то и пожнёшь...
— Вы живете уже много лет в США, почему так получилось? Есть у вас такая вещь, как ностальгия? Если есть, в чем она выражается?
— В Америке я уже 12 лет. Так уж получилось, уехал в «лихие девяностые». Надоел беспредел и нестабильность, да и климат в Хабаровске — не Сочи. Ни разу не пожалел, ибо Сан Франциско удивительно красивый город с уникальной культурой и возможностями. Поразительно, но в чужой стране легче адаптироваться, чем в Москве. Никто тебе не скажет — «Понаехали тут» и «Сан Франциско не резиновый». Закон — для всех. Уважение к личности, не зависимо от толщины твоего кошелька. Нет этих бессмысленных понтов — типа крутого мобильника на последние деньги или дорогой машины при пустом холодильнике… никого этим здесь не удивишь. Дружелюбность — это визитная карточка американцев. Пусть улыбка нарисованная, но лучше фальшивая вежливость, чем искренняя ненависть…
Ностальгии нет. На мой взгляд, ностальгия — это грусть по прошлому, а не по абстрактным «берёзкам». Тем более, если эмиграция была добровольной, а не принудительной.
— Можете прямо вот так, с ходу рассказать любимый анекдот?
— Вот так, с ходу, на ум пришёл почему-то этот:
— Рабинович, Ваша жена бл...
— А Ваша?
— Ну, всё-таки...
— Как вам кажется, в чем секрет той части музыки, которую принято называть «русским шансоном»? Что слушаете сами на досуге?
— Я уже частично ответил на этот вопрос выше. Хочу только добавить, что, на мой взгляд, «русский шансон» — это разновидность народной песни, рождённой в большинстве случаев непрофессиональными авторами, как говорится, «из народа». Тематика повседневной жизни и доверительный язык текстов песен подкупают своей искренностью и обаянием. В шансоне необязателен академический вокал, главное — чтобы тебе поверили слушатели. К сожалению, мода на «хрипоту» лишает многих исполнителей индивидуальности, а зацикливание на «ментах, решётках и нарах» обедняет и примитивизирует жанр. Несмотря на это, я считаю, что блатная песня имеет право на жизнь и должна жить, ибо это часть нашей жизни и никуда от этого не деться. Как говорится — от тюрьмы и от сумы....
На досуге музыку не слушаю, ибо слушаю её на работе. Работаю в такси, радио настроено либо на классический рок, либо на джаз и блюз. Из современных исполнителей шансона предпочитаю слушать — Шуфутинского, Розенбаума, Трофима, Успенскую, Круга и «Лесоповал». Из рокеров — Шевчук, Макаревич и «Воскресенье». В общем — я всеяден, если музыка того стоит.
— Какие планы в смысле творчества? Новые альбомы? Книга стихов?
— Конкретных творческих планов нет, потихоньку работаю над новым альбомом. Есть готовые песни, но делать аранжировки и запись пока банально не позволяет кризис. Книгу стихов уж точно не собираюсь выпускать, ибо не вижу свои тексты отдельно от музыки, равно как и не называю свои мелодии музыкой отдельно от текстов.
— Ваши пожелания вашим потенциальным слушателям, зрителям?
— Хочу пожелать всем любителям шансона, читателям и слушателям больше хороших, добрых песен. Ориентируйтесь только на свой вкус, а не на рекламу. Будьте снисходительны к начинающим авторам, не убивайте нераскрывшиеся таланты на корню. Дайте шанс шансону, и он будет жить долго и приносить радость и гармонию в вашу жизнь. Любви вам и счастья!
Сан Франциско – Калининград, август 2009 г.
Беседовал Михаил Дюков