Владимир Урецкий - О гастролях Кости Беляева в Казани

Владимир Урецкий - О гастролях Кости Беляева в Казани

Константин Беляев в Казане

Урецкий Владимир – коллекционер шансона, продюсер, организатор концертов (в том числе исполнителей шансон) проживает в Казани. Как консультант и коллекционер принимал участие в работе надо книгой «Аркадий Северный. Советский Союз». Выступал в радиопередачах о шансоне, вёл рубрику «Шансон» на местном телевидении. Продюсировал запись альбома Константина Беляева «Озорной привет под Казанский джаз-бенд» (10.11.2001 год).

— Владимир, как вы познакомились с Константином Беляевым?
— В детстве классе в седьмом нашёл кассету в столе у отца, поставил в магнитофон и услышал в плохом качестве незнакомый голос под гитару, который пел «Куплеты про евреев», «Меня выбирают в местком» и ещё несколько песен. В это время я уже знал песни Владимира Высоцкого, Аркадия Северного, и мне это очень нравилось. Я спросил отца, кто это поёт Он сказал, что Александр Галич, песни эти запрещённые и что он не доволен тем, что я нашёл и прослушал эту кассету. Но я её продолжал слушать, смысл песен я тогда ещё до конца не понимал, но мне нравилась манера исполнения, чувство юмора. Следующая запись ко мне попала уже в классе 10-м. Это был концерт «В гостях у Доси Шендоровича». Я узнал знакомый голос и фамилию исполнителя. Запись была под гитару, но очень хорошего качества. Прошло время. Я, в основном, увлекался творчеством Аркадия Северного, ездил в командировки по стране, тогда это ещё был Советский союз, и из разных городов привозил его записи. А про Беляева как-то подзабыл, думал, что его уже давно нет в живых.
Но вот как-то мне в магазине попалась в руки кассета «Озорной привет из застойных лет», я её купил, прочитал аннотацию и понял, что он жив, здоров и захотел найти его и пообщаться. На рынке, покупая диски шансонных исполнителей, я разговорился с продавцом. Тот поведал, что знает в Казани человека, который покупает диски у Беляева и знает его телефон. Через некоторое время я получил номер телефона и в тот же вечер позвонил. Трубку снял Константин Николаевич, я сразу узнал этот с детства знакомый голос. Я представился, мы очень тепло пообщались, наверное, минут сорок. Я как раз собирался в Москву, и встретится с Константином Николаевичем было бы для меня большой честью. К огромной моей радости, я получил приглашение в гости! Уже через неделю мы встретились с кумиром юности у него дома. Узнав, что Беляев все еще выступает с концертами, я тут же предложил ему приехать в Казань (что в последствии и случилось!). Я получил в подарок диск с автографом, тот самый, «Озорной привет из застойных лет», цветное фото 20 на 30 сантиметров, вырезки из газет и журналов. Так состоялось наше первое знакомство.

— А как возникла идея самого концерта Константина Беляева в Казани? До этого момента он, кажется, с гастролями в вашем городе не бывал?
— Да, в Казань Беляев приехал впервые. Это всё-таки не Питер, не Одесса и не Киев… В 2001 году мне исполнялось 35 лет (юбилей все-таки), и я решил сделать себе царский подарок: пригласить К.Н. к себе на день рождения. Параллельно я обзвонил знакомых из ночных клубов, и директор одного из них («Кентервильское приведение») решил рискнуть и дал согласие на выступление Беляева. Из города Чебоксары на концерт приехал заслуженный артист Республики Чувашия скрипач Сабун Лев Бейнусович, давний поклонник творчества Беляева, и бесплатно предложил ему подыграть. Также были изготовлены «минусовки» из альбома «Озорной привет из застойных лет», потому что под одну гитару в клубе, посчитали, будет скучно. Провели репетиции, потому что опыта петь «под минус» у Беляева не было. Следующий концерт был на дне рождения у местного радио «Волга». Через год эту волну выкупили, и на ней теперь радио «Шансон», возможно, с лёгкой руки Константина Николаевича. Следующим было выступление на дне рождения директора одной нашей крупной фирмы, но до него был большой перерыв по дням, и я решил использовать его с пользой: записать альбом с профессиональными музыкантами.

Константин Беляев 1

— Как же проходила запись этого уникального альбома «Озорной привет под казанский джаз-бенд»? Кто принял участие в записи концерта и как отбирались песни для записи?
— На второй день пребывания Беляева в Казани, я познакомил Константина Николаевича с музыкантами, которые в последствии приняли участие в записи альбома. Это известный в нашем городе джазовый коллектив «Джайв» под управлением Валерия Короткова. Они тогда работали в джазовом клубе «Весёлый Роджер». Мы приехали в клуб, пили кофе, слушали выступление ребят. Константин Николаевич любил и хорошо знал джаз. И остался очень доволен выступлением. Константин Николаевич, как известно, был преподавателем английского языка, переводчиком, и поэтому дал несколько ценных советов солисту в части произношения. А потом и сам захотел исполнить джазовую композицию под аккомпанемент музыкантов, ребята согласились хотя в зале были знатоки джаза, завсегдатаи клуба. Пожилой никому не знакомый человек встаёт из-за столика и поёт, чем привлекает огромное внимание зрителей. К слову, у Аркадия Северного не было такой возможности, когда он просил Николая Резанова спеть в ресторане «Парус». Тогда музыканты могли лишиться работы за такую вольность. Но времена меняются. Теперь это оказалось возможным. Остались довольны все.
Песни для записи альбома отбирались мной, мы обсуждали это с Беляевым по телефону. Все песни, кроме последней, о Казани, были уже записаны в разное время с разными музыкальными коллективами. Поэтому материал для джазовых аранжировок был отобран. Песня же о Казани была написана за несколько дней до приезда, была ещё «сыровата», но всем очень понравилась, а аранжировки для неё уже делали на самой записи, поэтому понадобился не один дубль прежде, чем песня состоялась. Впоследствии, на съемках новостной программы у меня дома, Константин Николаевич спел ее по настоятельной просьбе корреспондента в качестве подарка для всех жителей города. Кстати, слова этой песни оказались пророческими для «Ак Барса», нашей любимой хоккейной команды. «Ак барс» — чемпион!!! И «Рубин» тоже чемпион!!!
Теперь несколько слов о музыкантах: группа «Джайв» джазовый коллектив известный в Казани и за её приделами, выступали в совместных концертах с Игорем Бутманом и западными артистами. Руководитель Валерий Коротков – рояль, клавишные, аранжировки, Сергей Баулин-тенор-саксофон, Олег Солодовников – контрабас, Эдуард Нуруллин – ударные. Запись произведена в реальном времени с последующим наложением некоторых инструментальных партий на студии.

Костя Беляев коллаж казанских фото

— Встречались ли вы потом с Константином Беляевым? Судьба этой записи.
— К сожалению, встретиться больше нам не удалось. Но мы часто созванивались, поздравляли друг друга с праздниками, говорили о выпуске нашего альбома. К.Н. взял на себя организацию официального выпуска. Во-первых, Москва, во-вторых, друзья и опыт. Поэтому вмешиваться я не рискнул. Он прислал с автографом мне и сыну Мише диск из новой серии «Легенды блатной песни». Первым в серии стал именно Константин Беляев. Потом приглашал на свое 70-летие, но не удалось из-за болезни мне попасть на юбилей. Что касается судьбы записи, он её самостоятельно выпускал небольшими партиями и распространял, как и все остальные, среди своих поклонников по всей стране.

— А у вас большая коллекция записей Беляева? Что любите больше из его творчества?
— У меня небольшая коллекция его песен, всего-то десять дисков, но что ценно — девять из них подарены самим Беляевым. Больше всего нравятся песни, ставшие классикой: «Холера в Одессе», «Куплеты про евреев», «Гимн деньгам», «Гимн холостяков" и вообще одесские песни.

Константин Беляев у микрофона

— Каковы ваши впечатления от общения с Константином Беляевым?
— Очень тёплые впечатления от общения. Он всегда улыбался, был интересным собеседником, быстро нашёл общий язык с моим сыном, показал ему несколько аккордов на гитаре. Не курил, не пил, но носил с собой маленькую бутылочку с коньяком и по глоточку выпивал перед обедом. Ему, конечно, хотелось большего признания. Я помню, мы с ним ходили в Казани по магазинам, где продаются диски, он искал там свои, но не находил, и это его, конечно, огорчало. Тогда у нас с «шансоном» вообще было слабо. Не считая конечно раскрученных исполнителей из серии «Легенды русского шансона», в которой был и его диск.

— Что лично для Вас шансон, блатная песня?
— Сам много раз задавал себе этот вопрос, встречаясь с исполнителями, авторами песен я спрашивал их об этом. Самое, на мой взгляд, правильное высказывание, с чем я на сто процентов согласен, это слова Анатолия Днепрова. Он сказал, что шансон — это переводные картинки нашей жизни. Это теперь и мои слова. Нравится, чтобы в песне был сюжет. Допустим песня «На Колыме где тундра и тайга кругом». Какая любовь, какая верность!

— Владимир, спасибо Вам за рассказ.

— Спасибо и Вам.
6-10 ноября 2009 года,
Казань – Калининград
Беседовал Михаил Дюков

Понравилась статья? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!