Папа Радж: Я был начальником и был бандитом я
Информация о статье
Несколько лет назад на прилавках аудиомагазинов появился компакт-диск «Ништяк» никому неизвестного исполнителя с экзотическим именем Папа Радж. Альбом довольно неплохо распродавался, однако никто ничего толком не мог рассказать о личности автора. Кто говорил, что он из Одессы, кто — откуда-то с Урала… Все с нетерпением ждали выхода новых пластинок, и, вот в 1996 г. появился «Столыпинский вагончик», а еще через год «Гуляй, шпана!». Об их авторе по-прежнему ничего не было известно. Итак, сегодня на наши вопросы отвечает Радж Гайфулин, он же Папа Радж.
— Радж, почему, все-таки, «Папа»?
— В 1982 году мы совместно с А. Гаранем и А. Дементьевым записали кухонный концерт (альбом), которому дали название «Овца по жизни», а группа получила название «Ботва». Постебались как могли. Вышло весело, но нами стали интересоваться «органы» (хорошо еще, что ни одной фамилии не упоминалось...). Только через восемь лет в 199… каком-то году альбом был перезаписан, легализован и выпущен. Тогда же я и получил прозвище «Папа», сначала имелось в виду создание группы «Ботва», а потом все как-то привыкли.
— Насколько мне известно, ты какое-то время сам работал в «органах»?
— Да, я после армии поступил на дневное отделение Свердловского юридического института. Там, между прочим, тоже пел в ансамбле, но в основном «Запад». Затем три года работал следователем. Потом бросил, так как система напрочь гнилая и больше подчиняется не Закону, а телефонному праву и деньгам.
— В общем, получается как в твоей песне «Я был начальником и был бандитом я...». Песня, кстати, называется «Я родился на Урале». Ты действительно родом с Урала? Расскажи немного о себе.
— Я родился 12 мая 1957 года в городе Свердловске (Екатеринбурге). Детство было бурное (драки, улица, и так далее). Примерно с 4-го класса слушал Высоцкого, а в 7-8 классе уже увлекся Северным и одесскими песнями. На гитаре начал играть с примерно с 14 лет. До этого с 3-го или 2-го класса учился по классу трубы у преподавателя Ленинградской консерватории Александровского. Все друзья со двора (практически все) пересидели или сидят. Меня как-то Бог миловал, ушел в армию. Был руководителем духового военного оркестра и армейского ВИА. Служил во Владивостоке и Уссурийске. — А когда начал петь? — Примерно в 84-м году я начал записывать в рифму кое-какие свои мысли. Мелодии брал самые расхожие, в «одесском» жанре. Очень полюбил Аркадия Северного. Собирал его записи. Пел его песни на пьянках с друзьями. Вроде получалось (как говорили). В это время я уже начал работать в школе и учиться на историческом факультете пединститута. Поворотный момент произошел в 1992 году, когда ребята из цыганского ансамбля «Сердца Ромэн» предложили выступить с ними (т.е. спеть несколько одесских песен) в «солянке». Я взял отпуск без содержания и за месяц заработал больше, чем в школе за 2 года. Так и пошло. Ушел из школы, начал ездить с «солянками». Своих песен еще не было. А к 1994 году набрался материал для авторского альбома.
— Это был «Ништяк»?
— Да. Программа записывалась на студии «НП», а все аранжировки были сделаны Валерием Парамоновым (он сейчас работает с москвичами: Губиным, Пресняковым, Глызиным и другими), продюссировал альбом Виктор Зайцев. В 1996 году неожиданно пришло приглашение из Одессы от Станислава Ерусланова…
— Который в 70-е писал Аркадия Северного?
— Он самый. Результатами этого сотрудничества и явился выпуск пластинок «Столыпинский вагончик» и «Гуляй шпана». В этих альбомах собраны как старые фольклорные («Ехала девчонка из Кургана», «Идут на Север срока огромные»), так и авторские песни. В настоящее время готов к выпуску еще один альбом под названием «Северная звезда», он посвящен памяти Аркадия Северного. Кстати, одну из песен вошедших в альбом («Кукушечка») записал и спел А. Кальянов и он же снял на нее клип.
— Это, по-моему, не первый случай, когда твои песни поют другие исполнители?
— Нет, песню «Осень» из моего первого альбома В. Пресняков-старший спел еще в 1986 году. И в одной из московских передач даже посвятил своей жене!
— Гонорары, наверное, приличные были?
— Не просил. Лучше — дружеское отношение, так как с двух песен все равно ни хрена не заработать… — Радж, перед разговором с тобой, я опросил не один десяток людей, задавая один и тот же вопрос: какая песня Папы Раджа Вам больше всего нравится? И, честно говоря, не получил ни одного одинакового ответа… А как ты сам считаешь? — Что спел лучшего? Наверное, лучшее — то что поешь и пишешь последним… А вообще — «Кукушечка» с последнего альбома «Северная звезда» и «Тапер» с первого альбома. — И последний вопрос — каковы твои планы на ближайшее будущее? — Совсем бросить пить! Шутка, конечно… Дело в том, что сейчас я работаю ведущим программы «Гоп-со-смыком» на «Русском радио — Екатеринбург», куда пришел по договоренности с Андреем Бархатовым и Дмитрием Парфеньевым. Они давно вынашивали мысль о «блатной» передаче. Да и я тоже. Как-то вместе «срослось»… Надо сказать, что работать «на всю катушку» не особо дают. Много ограничений, купюр, в смысле — «вырезаний». Слово «блатное» — запрещено! А отсюда и сделай выводы… Вот и хочется удержать программу на Радио, а в лучшем случае — «раскачать». Также вместе с Бархатовым думаем провести фестиваль «Русского шансона» в Урало-Сибирском регионе. А потом, может быть, привести его на Украину, к вам в Киев (улыбается)… Такие вот планы.
— Большое спасибо тебе, Радж, за интервью. От имени всех твоих слушателей желаю тебе еще больше новых песен и, конечно же, удачи!
— Спасибо!
Игорь Ефимов благодарит Андрея Бархатова (информационное объединение «Восток») за помощь в организации интервью.