«С кем вы, мастера шансона, или это закат жанра?»
Рассуждения коллекционера и знатока Шансона, владельца развлекательного комплекса НЕВА Михаила Орского (Москва)
С болью в душе наблюдаю я, старый любитель босяцкой вольной песни, за ситуацией, сложившейся в нашем жанре. По-моему мнению, путь, по которому идёт шансон, тупиковый. Постараюсь аргументировать своё мнение. Причин несколько. Во-первых, убивает жанр сама титульная радиостанция Шансон. Не случайно там, давно избавились от сотрудников, которые и сделали её популярной, Вадима Гусева, Ольги Павловой, Ксении Стриж… По сути радио превратилось в какой-то музыкальный отстойник. Кого там только не услышишь, и Аллегрову, и Газманова, и аденоидного Макаревича. Ну, какое, скажите на милость, они имеют отношение к шансону? Конечно, всегда под рукой спекулятивный ответ, что шансон, де, не блатняк, а в переводе с французского песня, и т.д. Всё это аргументы в пользу бедных. Положа руку на сердце, для миллионов слушателей шансон это именно босяцкая, вольная песня. В крайнем случае, городской романс. Однако, на волнах 103,0 не услышишь ни Дюмина, ни Южного, ни Вороваек, ни Тюменского. Зато быстренько подсуетились крепкие ремесленники-эстрадникиклоны незабвенного Стаса Михайлова, Бандера, Рада Рай и т.д. Ребята, но это же совсем другой коленкор. Назовитесь Русское радио — 8 или Радио Эстрада. К шансону-то вы, каким боком? Дело, я полагаю, в том, что команду, которая сделала Шансон, в своё время — выперли с Русского радио. Видимо, после этого Маслов и К вознамерились доказать, что и они не лыком шиты. Что их тоже в Кремль пущаютhellip; Соответственно, и порядки привнесли попсовые. В частности, главный принцип попсовых радиостанций нет денег, нет эфира… Да и вообще, все эти Авдеевы, Беляковы, короче, Моисеев и Киркоров им духовно ближе и понятнее, чем, допустим, Юрий Алмазов.
Господин Маслов! Вы подсунули слушателю обманку и под любимым названием штампуете бабло, крутите тех, кто вам платит и устаревшую попсятину. Дать бы вам от души гитарой по горбине за позор жанра!!! Лично и я, и все мои близкие давно убрали цифры 103,0 со своих приёмников.
Однако, главная причина кризиса жанра не в этом. Беда блатной песни в её неактуальности. Вспомните Высоцкого. Ведь он был по-настоящему злободневен. Пел и об ученых на картошке, и о матче за шахматную корону. Да, мало ли о чем? Каждый вспомнит свое… Допустим, были 90-е, и блатняк был уместен. Рождались шедевры. Владимирский централ М. Круга, Ушаночка Г.Жарова. Вроде, вещи не конкретные, но великолепно поймавшие настроение, криминальную атмосферу общества. Фактически, документальных спортсменов-рэкетменов написал Асмолов. Кровавые тайны Белого лебедя раскрыл Иван Кучин. Знаменитый тройной побег с Бутырской тюрьмы увековечил Ильдар Южный. О дальневосточном атамане Джеме спел Слава Медяник. Но сейчас другое время, другие проблемы. И нужны другие песни. Взрывают наших братьев и сестер в метро. Танцуют лезгинку на Красной Площади. Беспределит Вайнах авто на Садовом. Миллиарды бюджетных денег уходят на Кавказ. Однако, шансонщики по-прежнему хриплоголосо проклинают прокуроров и подрываются с зоны. Из песни в песню кочуют старушки — мамы, опера с Петровки и седые пианисты. Мне уже кажется, что в реальной жизни появится не седой пианист, то его побьют, как самозванца. По мнению авторов шансонных текстов пианист просто обязан быть седым. Это гораздо важнее, чем вымирание Русского народа и весьма своеобразный списочный состав русского Forbsa.
Пепел Кондопоги не стучит в ваши сердца, и вы равнодушно наблюдаете, как чернеют улицы наших городов. Вместо вас отдуваются рэперы, шумит рокер Шевчук. Потрясает мечами бард Никола Емелин. А что же вы, музыкальные бродяги? Драгилев ничего не ответил. Жаров сказал, что не выпустят в эфир, и прочитал мне по телефону новую песню про то, как мент слушает шансон. Лисицын Володя согласился, но посетовал, что пока сочинит что-нибудь актуальное, событие забудется. Как ни странно, самым въедливым оказался наиболее, казалось бы, успешный и попсовый Трофим. Так и хочется, когда видишь наглую, коррумпированную, мэрскую рожу, обратиться: Уважаемый Лужков-заде… Наверное, многие шансонщики скажу: По традиции жанра мы вне политики. Воля ваша. Но все-таки жанр называется Русский шансон. Надо бы и о Руси подумать. Вы-то вне политики, но тогда она придет к вам.
Как бы лет через 20 запеть не о зэках и ментах, а о шахидах да абреках. И не в Москве, а в Москвобаде.
Михаил Орский (Москва) — 26.04.2010 г.