Евгений Любимцев: «Блатные песни любят петь многие, но не у всех получается…»
— Евгений, с места в карьер, что для Вас блатная песня?
— Это один из способов выразить свои музыкальные пристрастия. Все началось с детства. В двенадцать лет я впервые услышал магнитофонные записи Аркадия Северного, которые произвели на меня неизгладимые впечатления. Это был концерт с конферансом про Одессу. В седьмом классе мне родители купили баян. На нем я играл почти год. Потом появилась гитара. Баян был успешно заброшен. Под гитару пелись дворовые, и в том числе, блатные песни. Осознано блатные песни появились в моем репертуаре, когда я еще раз столкнулся с записями Аркадия Северного. Когда был студентом 1 курса Ленинградской лесотехнической академии, случайно услышал этот же магнитофонный концерт и записал тексты песен. И после этого блатные песни прочно вошли в мой репертуар. Хотя я пел песни Визбора, Окуджавы, Высоцкого и других авторов победил Аркадий Северный.
Евгений Любимцев на фестивале Хорошая песня. Фото Виктора Золотухина.
Евгений Любимцев на фестивале Хорошая песня. Фото Виктора Золотухина.
— Хорошо, а чем блатная песня отличается от шансона по-русски?
— Я думаю, что блатная песня — это неотъемлемая часть шансона по-русски. Это как блюз, рок, кантри — единый взаимодополняемый пласт музыки. Также и блатная песня, которая состоит из цыганских, еврейских, украинских, русских и других мелодий. Мелодии блатной песни можно услышать в известных произведениях советских композиторов.
Например, знаменитая песня «Шаланды полные кефали», ставшая, практически, народной, была написана композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым. Блатная песня всегда была любима народом. Одна «Мурка» чего стоит. Ее пели и школьные хоры и священнослужители. К сожалению, со скандалами. Но пели… В этом случае уместно заметить о сладости запретного плода. Негласно считается, что блатным песням не место на многих мероприятиях происходящим на концертных площадках в стране. Исключение – для целенаправленных телепередач и отдельных концертов исполнителей, специализирующихся в своем творчестве на блатной песне.
— Отдельное место в Вашем творчестве занимает серия «Песни на ребрах», расскажите о ней.
— Серия « Песни на ребрах» издается легендарной Студией Ночное такси в сборниках «Классика русского шансона». В этом году я записал пятый альбом для этой серии. В каждом альбоме этой серии песни мною записаны под гитару. Причем, песни очень старые, практически, забытые, со времен пластинок под названием «Ребра», сделанных на негативах рентгеновских снимков. В интернете есть много интересных записей с таких пластинок. Приходится перелопачивать массу песен, прежде чем найдется что-то стоящее. Кропотливая и долгая работа. Тексты приходится большей частью снимать вживую с записи. Но бывают очень приятные моменты, когда попадаются замечательные песни с великолепными текстами и мелодиями. В качестве дополнения в каждом альбоме этой серии звучат и мои собственные песни. Основная задача серии «Песни на ребрах» – возродить забытые хиты, дать им вторую жизнь, показать то непростое время.
— Знаю, что недавно Вы записали альбом на стихи Игоря Эренбурга… почему, чем задел автор?
— У Игоря Эренбурга глубокая песенная поэзия успешно воздействует на подсознание слушателей. Можно сказать, это гитарная лирика советского интеллигента- диссидента, где очень аккуратно и с юмором воплощены человеческие инстинкты и настроения тех лет. Времена меняются, а люди нет. Поэтому песни Игоря Эренбурга актуальны и сейчас. Когда я первый раз услышал песни Игоря Эренбурга, именно, в его исполнении –зацепило. Он прекрасно знал, о чем пел. С юмором, с некоторым сожалением о происходящем. И посадили, можно сказать, ни за что – статья за тунеядство. А какие замечательные песни появились на свет. Его песни пели «Братья Жемчужные», Константин Беляев, Александр Волокитин и другие исполнители. Я думаю, что песни Игоря Эренбурга пели и будут петь еще долго.
— Сколько на сегодняшний день у Вас издано альбомов? Вы как-то их подразделяете?
— Разделяю технически по формату. DVD, СД и МР3. С 2012 года Студией «Ночное такси» было издано около сорока моих номерных альбомов. Самые значимые для меня, конечно, альбомы в формате DVD. Их издано четыре. В серии «Классика русского шансона» выпущено около тридцати альбомов. В этой серии мною был записаны цикл песен на стихи современных авторов, цикл старых песен «На ребрах», альбомы памяти Аркадия Северного, Константина Беляева, Александра Спиридонова (Комара).
Самый первый альбом « Я Вас умоляю» в формате СД был издан в 2012 году и успешно переиздан в Германии музыкальными пиратами. И после этого было издано при поддержке Студии «Ночное такси» семь альбомов в формате СД. Как правило, в каждом альбоме есть как собственные песни, так и народные. Можно сказать, народные блатные хиты.
— Недавно у Вас вышла первая книга стихов, почему так поздно? Или она не первая?
— Это первая книга стихов, вернее, песенных текстов.
Действительно, сборник появился поздно. Но задача писать стихи или тексты специально для сборника не стояла. Когда количество моих песен перевалило за полторы сотни, возникла необходимость привести тексты в порядок в виде поэтического сборника. Песни, к сожалению, не всегда быстро пишутся. Можно написать за день три песни, а можно и за полгода ни одной.
Конечно, хотелось бы следующий сборник издать быстрее, но это больше зависит от вдохновения. Кстати, самая первая песня, которую я написал в девятом классе тоже вошла в этот сборник. Она называется «Травушка-муравушка». В стиле кантри и совсем не блатная, но с оттенками дворовой песни. В сборнике, конечно, большинство лирических песен. Блатную песню написать гораздо сложнее. Ведь каждая песня должна быть какой-то законченной историей. Я стараюсь писать блатные песни либо веселые, либо с каким-то подтекстом. О том, что тюрьма или лагеря – это не самое лучшее место для «отдыха».
— Вернемся к блатной песне… а Вы сами на чем, кроме Комара и Северного, выросли?
— Как и все – на песнях из подворотен, подъездов. Первые блатные аккорды на гитаре мне показали ребята с улицы. Я, даже, помню самую первую блатную песню — «Была весна, цвели дрова». Мне было тогда 14 лет. Записал текст со слов на листочек и спрятал среди книг. Мою «творческую заначку» нашла мама. Было много вопросов… Кроме того, блатную песню можно было услышать и увидеть и в кино. В знаменитых фильмах про Неуловимых, «Республика ШКИД», «Трембита» и других фильмах. Это тоже сыграло свою роль. Образ Бубы Касторского, сыгранный Борисом Сичкиным, вдохновил очень многих музыкантов исполняющих песни «за Одессу».
— Вы могли бы выделить тех, кто Вам сегодня интересен в жанровой песне?
— Для меня из мэтров – Вилли Токарев, Владислав Медяник и польская легенда жанра –Алеша Авдеев. А также Сергей Стороженко и группа «Ля-Минор».
У Вилли Токарева – великолепные тексты песен. У Владислава Медяника –красивая классическая подача блатных песен. У Алеши Авдееева – гитарное трио с красивыми лирическими и блатными песнями на русском и польском языках. У группы «Ля-Минор» — это живой звук и очень мелодичные старые блатные песни. У Сергея Стороженко – крепкое интересное исполнение классического материала. По этому поводу, можно сказать словами легенды жанра из Польши Алексея Авдеева: «Блатные песни любят петь многие, но не у всех получается». Было и есть много попыток петь одесские песни. Поскольку я сам их пою, то мне судить об этом сложно.
— В России много фестивалей шансона, но Вы уже много лет посещаете именно фестиваль памяти Аркадия Северного, хотя как раз на нем ни грамот, ни медалей не дают… почему ездите?
— В первую очередь – это общение с коллегами-музыкантами, возможность показать свой песенный материал. И, своего рода, дань таланту Аркадия Северного, который по праву является патриархом русской блатной песни. Я бы уточнил – гениальным исполнителем блатной песни. Более того, мне всегда очень приятно, что Аркадий Северный закончил нашу Ленинградскую лесотехническую академию, в которой я тоже позднее учился. Как бы то ни было, но это ко многому обязывает. И, конечно, всегда интересно выходить на сцену с новыми песнями.
— Какие у Вас творческие планы?
— К концу году издать в Студии «Ночное такси» пятый DVD, который, практически, в печати. Принять участие в ближайших изданиях серии «Классика русского шансона» и подготовить к изданию альбом, посвященный 80-летию со Дня Рождения Аркадия Северного. А также планируется выпустить очередной сборник песен в компании «Рей Рекордс».
— Пожелания Вашим слушателям и читателям этого интервью…
— Хочется пожелать вдохновения, результатов вдохновения и всегда замечательного настроения. Творческим людям – не лениться. Относительно творческих успехов Вилли Токарев сказал – «надо бить в одну точку и тогда будет результат». И, конечно, желаю, чтобы все задуманное получалось и бить в одну точку!!! По большому счету, это означает то, что если вы чем-то занимаетесь, надо отдавать этому значительное время.
Беседовал Михаил Дюков для сайта «Классика русского шансона» blatata.com
22-26 сентября 2018 года, Калининград
— Я думаю, что блатная песня — это неотъемлемая часть шансона по-русски. Это как блюз, рок, кантри — единый взаимодополняемый пласт музыки. Также и блатная песня, которая состоит из цыганских, еврейских, украинских, русских и других мелодий. Мелодии блатной песни можно услышать в известных произведениях советских композиторов.
Например, знаменитая песня «Шаланды полные кефали», ставшая, практически, народной, была написана композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым. Блатная песня всегда была любима народом. Одна «Мурка» чего стоит. Ее пели и школьные хоры и священнослужители. К сожалению, со скандалами. Но пели… В этом случае уместно заметить о сладости запретного плода. Негласно считается, что блатным песням не место на многих мероприятиях происходящим на концертных площадках в стране. Исключение – для целенаправленных телепередач и отдельных концертов исполнителей, специализирующихся в своем творчестве на блатной песне.
— Отдельное место в Вашем творчестве занимает серия «Песни на ребрах», расскажите о ней.
— Серия « Песни на ребрах» издается легендарной Студией Ночное такси в сборниках «Классика русского шансона». В этом году я записал пятый альбом для этой серии. В каждом альбоме этой серии песни мною записаны под гитару. Причем, песни очень старые, практически, забытые, со времен пластинок под названием «Ребра», сделанных на негативах рентгеновских снимков. В интернете есть много интересных записей с таких пластинок. Приходится перелопачивать массу песен, прежде чем найдется что-то стоящее. Кропотливая и долгая работа. Тексты приходится большей частью снимать вживую с записи. Но бывают очень приятные моменты, когда попадаются замечательные песни с великолепными текстами и мелодиями. В качестве дополнения в каждом альбоме этой серии звучат и мои собственные песни. Основная задача серии «Песни на ребрах» – возродить забытые хиты, дать им вторую жизнь, показать то непростое время.
— Знаю, что недавно Вы записали альбом на стихи Игоря Эренбурга… почему, чем задел автор?
— У Игоря Эренбурга глубокая песенная поэзия успешно воздействует на подсознание слушателей. Можно сказать, это гитарная лирика советского интеллигента- диссидента, где очень аккуратно и с юмором воплощены человеческие инстинкты и настроения тех лет. Времена меняются, а люди нет. Поэтому песни Игоря Эренбурга актуальны и сейчас. Когда я первый раз услышал песни Игоря Эренбурга, именно, в его исполнении –зацепило. Он прекрасно знал, о чем пел. С юмором, с некоторым сожалением о происходящем. И посадили, можно сказать, ни за что – статья за тунеядство. А какие замечательные песни появились на свет. Его песни пели «Братья Жемчужные», Константин Беляев, Александр Волокитин и другие исполнители. Я думаю, что песни Игоря Эренбурга пели и будут петь еще долго.
— Сколько на сегодняшний день у Вас издано альбомов? Вы как-то их подразделяете?
— Разделяю технически по формату. DVD, СД и МР3. С 2012 года Студией «Ночное такси» было издано около сорока моих номерных альбомов. Самые значимые для меня, конечно, альбомы в формате DVD. Их издано четыре. В серии «Классика русского шансона» выпущено около тридцати альбомов. В этой серии мною был записаны цикл песен на стихи современных авторов, цикл старых песен «На ребрах», альбомы памяти Аркадия Северного, Константина Беляева, Александра Спиридонова (Комара).
Самый первый альбом « Я Вас умоляю» в формате СД был издан в 2012 году и успешно переиздан в Германии музыкальными пиратами. И после этого было издано при поддержке Студии «Ночное такси» семь альбомов в формате СД. Как правило, в каждом альбоме есть как собственные песни, так и народные. Можно сказать, народные блатные хиты.
— Недавно у Вас вышла первая книга стихов, почему так поздно? Или она не первая?
— Это первая книга стихов, вернее, песенных текстов.
Действительно, сборник появился поздно. Но задача писать стихи или тексты специально для сборника не стояла. Когда количество моих песен перевалило за полторы сотни, возникла необходимость привести тексты в порядок в виде поэтического сборника. Песни, к сожалению, не всегда быстро пишутся. Можно написать за день три песни, а можно и за полгода ни одной.
Конечно, хотелось бы следующий сборник издать быстрее, но это больше зависит от вдохновения. Кстати, самая первая песня, которую я написал в девятом классе тоже вошла в этот сборник. Она называется «Травушка-муравушка». В стиле кантри и совсем не блатная, но с оттенками дворовой песни. В сборнике, конечно, большинство лирических песен. Блатную песню написать гораздо сложнее. Ведь каждая песня должна быть какой-то законченной историей. Я стараюсь писать блатные песни либо веселые, либо с каким-то подтекстом. О том, что тюрьма или лагеря – это не самое лучшее место для «отдыха».
— Вернемся к блатной песне… а Вы сами на чем, кроме Комара и Северного, выросли?
— Как и все – на песнях из подворотен, подъездов. Первые блатные аккорды на гитаре мне показали ребята с улицы. Я, даже, помню самую первую блатную песню — «Была весна, цвели дрова». Мне было тогда 14 лет. Записал текст со слов на листочек и спрятал среди книг. Мою «творческую заначку» нашла мама. Было много вопросов… Кроме того, блатную песню можно было услышать и увидеть и в кино. В знаменитых фильмах про Неуловимых, «Республика ШКИД», «Трембита» и других фильмах. Это тоже сыграло свою роль. Образ Бубы Касторского, сыгранный Борисом Сичкиным, вдохновил очень многих музыкантов исполняющих песни «за Одессу».
— Вы могли бы выделить тех, кто Вам сегодня интересен в жанровой песне?
— Для меня из мэтров – Вилли Токарев, Владислав Медяник и польская легенда жанра –Алеша Авдеев. А также Сергей Стороженко и группа «Ля-Минор».
У Вилли Токарева – великолепные тексты песен. У Владислава Медяника –красивая классическая подача блатных песен. У Алеши Авдееева – гитарное трио с красивыми лирическими и блатными песнями на русском и польском языках. У группы «Ля-Минор» — это живой звук и очень мелодичные старые блатные песни. У Сергея Стороженко – крепкое интересное исполнение классического материала. По этому поводу, можно сказать словами легенды жанра из Польши Алексея Авдеева: «Блатные песни любят петь многие, но не у всех получается». Было и есть много попыток петь одесские песни. Поскольку я сам их пою, то мне судить об этом сложно.
— В России много фестивалей шансона, но Вы уже много лет посещаете именно фестиваль памяти Аркадия Северного, хотя как раз на нем ни грамот, ни медалей не дают… почему ездите?
— В первую очередь – это общение с коллегами-музыкантами, возможность показать свой песенный материал. И, своего рода, дань таланту Аркадия Северного, который по праву является патриархом русской блатной песни. Я бы уточнил – гениальным исполнителем блатной песни. Более того, мне всегда очень приятно, что Аркадий Северный закончил нашу Ленинградскую лесотехническую академию, в которой я тоже позднее учился. Как бы то ни было, но это ко многому обязывает. И, конечно, всегда интересно выходить на сцену с новыми песнями.
— Какие у Вас творческие планы?
— К концу году издать в Студии «Ночное такси» пятый DVD, который, практически, в печати. Принять участие в ближайших изданиях серии «Классика русского шансона» и подготовить к изданию альбом, посвященный 80-летию со Дня Рождения Аркадия Северного. А также планируется выпустить очередной сборник песен в компании «Рей Рекордс».
— Пожелания Вашим слушателям и читателям этого интервью…
— Хочется пожелать вдохновения, результатов вдохновения и всегда замечательного настроения. Творческим людям – не лениться. Относительно творческих успехов Вилли Токарев сказал – «надо бить в одну точку и тогда будет результат». И, конечно, желаю, чтобы все задуманное получалось и бить в одну точку!!! По большому счету, это означает то, что если вы чем-то занимаетесь, надо отдавать этому значительное время.
Беседовал Михаил Дюков для сайта «Классика русского шансона» blatata.com
22-26 сентября 2018 года, Калининград
Понравилась статья? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.