Евгений Любимцев: «Саша Комар и Аркадий Северный актуальны и сегодня….»
— Евгений, что Вас побудило записать цикл концертов, посвященных Александру Комару (Спиридонову)?
— Однозначно – дань уважения к Александру Комару (Спиридонову) исполнителю и гитаристу- виртуозу, а также большое желание напомнить о незаслуженно забытом исполнителе блатных песен. В какой-то степени, привлечь внимание любителей такого рода песен, кто ни разу не слышал о творчестве Комара. Если говорить о дворовой песне (блатной), то на слуху, в первую очередь, имена Аркадия Северного, и Константина Беляева. Я бы, принципиально, на второе место поставил бы Комара, как выдающегося представителя этого жанра. Все остальные исполнители – это дело вкуса.
После гибели Комара был издан всего один официальный альбом, посвященный его памяти в 2000 году Леонидом Коржовым и Ларисой Чернышовой. Позже было предпринято множество попыток напомнить о Комаре в домашних студиях, различных публикациях. В 2008 году я записал первый альбом его памяти, куда включил самые любимые мною песни, которые пел Комар. А в 2010 записал и официально выпустил альбом памяти Комара в формате мр3 (около сотни песен) под названием «Бубновый король» в знаменитой студии «Ночное такси».
— Когда и где Вы впервые услышали песни Комара? Бывали ли Вы в Воронеже?
— Совершенно случайно. В Калининграде на Южном вокзале в одном из магазинчиков с кассетами (в середине 1990-х) продавец, при вопросе «дайте мне что-нибудь похожее на песни Аркадия Северного или Вячеслава Медяника» посоветовал купить кассету с песнями Комара. Купил вслепую, так, чтобы послушать музыку в машине. Через некоторое время после прослушивания я был поражен исполнением песен Комаром. Кассету переписал на диск и через три года (примерно, в 2007 году) заказал наиболее полное собрание альбомов Комара через интернет у коллекционеров. В 2008 году постарался применить творческо-научный подход к его песенному материалу. Отобрать лучшие песни, проанализировать особенности исполнения и создать антологию его песен.
В Воронеже был в 1991 году в небольшой командировке по работе в Центрально Научно-исследовательском институте лесной генетики и селекции. В Воронеже мне вручили диплом кандидата наук. Я в то время работал в Балтийской лесной опытной станции.
— Чем Вас так зацепил Комар? Ведь и качество записей так себе… да и не один он такой, кто поет блатные песни под гитару?
— Если впервые в детстве (в 11 лет) меня «зацепил» Аркадий Северный (одесский фольклор), то можно сказать почва была для этого подготовлена. Помимо блатных песен, Комар пел очень много красивых лирических песен с дворовым уклоном. На гитаре это, на первый взгляд, легко можно было повторить. И просто и красиво. А еще мне очень понравилось то, что в его исполнении любая лирическая песня превращалась в песню с легким блатным акцентом, близким к дворовой песне. Это придавало песням интересный шарм. Песни были разные: от патриотических до романсов и блатных песен. Любую песню надо спеть так, чтобы оно держало во внимании слушателя. У Комара это очень хорошо получалось. Задача любой дворовой песни заставить слушателя переживать вместе с исполнителем и Комаром она была великолепно выполнена. Репертуар Комаром был подобран так, что мне понравилось большинство песен, которые он исполнял. Это тоже немаловажный момент. Ну и, конечно, ну, просто роскошный звук гитары Комара.
— Я так понимаю, что Вы очень четко разделяете понятия «Комар-исполнитель» и «Комар-гитарист»?
— Однозначно – нет. Это все вместе. Невозможно представить Комара без гитары. Гитара очень серьезно дополняла его пение. Так же как, и просто гитара Комара, без пения была бы обычным красивым гитарным наигрышем. Сохранилась единственная видеозапись Комара, где автор видео обращает внимание на работу пальцев гитариста. Аккорды не просто «блатные», а достаточно сложные для блатной песни. И джазовые и, так, называемые, цыганские, и работа по всему грифу гитары. Манера игры особенная – своя, необычная. В начале каждой песни небольшой гитарный проигрыш. Проигрыш к песне «Иволга» стал своеобразной гитарной визитной карточкой Комара.
— У Александра Спиридонова (Комара), на Ваш взгляд, какая-то особая гитарная школа или это дар музыканта-самоучки?
— Комар жил в Воронеже на улице Леваневской. Это был неспокойный район. В 1960-70 годы в нашей стране очень было людей, которые вышли из заключения, и которые собирались туда попасть. Гитара в то время была очень популярна. Многие учились играть у друг друга. Если послушать первые записи 1972 года, когда Комару было всего 24 года, уже в то время гитара Комара звучала великолепно, что достойно удивления и уважения.
По воспоминаниям воронежского гитариста, замечательного исполнителя песен Комара, Олега Кириленко в доме, где жил Комар, сосед со второго этажа старый цыган Иван учил играть Александра на гитаре. Позднее Комар учился игре у знаменитого воронежского гитарного мастера Ивана Безгина. У Комара была характерная игра на гитаре, которая в настоящее время практически не применяется. При этом у Комара был хороший музыкальный слух, что позволяло ему играть многие песни. Получается, что все мы учились «понемножку». Если сейчас можно купить любую гитару с хорошими струнами, то в то время музыканты довольствовались тем, что было в магазинах. Только ближе к середине 1970-х появились в продаже гитары из Чехословакии и ГДР. И дорого стоили и продавались больше в Москве и Ленинграде. Большая часть музыкантов была оснащена отечественными инструментами. Играть на них было тяжело. У Комара была советская гитара с широким классическим грифом, а уже позже появилась мастеровая гитара от Ивана Безгина.
— Вот на Ваш взгляд, чем уникально творчество Комара, ведь исполнителей блатной песни в России и за рубежом пруд пруди…
— Уникальность творчества Комара, на мой взгляд, состоит в том, что никто не может повторить на таком уровне исполнение песен, как это делал Комар… Может быть голос великолепный, но не будет гитары Комара. И наоборот. Не повторить тот симпатичный воронежский акцент и душу, с какой были исполнены эти песни. Так же как и Северного не повторить, так же как и воронежскую группу «Бутырка». Попыток повторить Комара было много и достаточно успешные. Вроде красиво, вроде интересно, но не то… Комар – он один такой был. И судьба у него была непростая. И водка, и тюрьма (к сожалению, по глупости), домашние проблемы и, не до конца, реализованный талант.
— В своих концертах, посвященных Комару, Вы копируете манеру игры и пения, или, как говорят, пошли своим путем?
— Честно: старался копировать игру на гитаре Комара. Было сложно. В самом начале, вообще, ничего не получалось. Пение, не копировал и не старался его перепеть. Первоначально, переписав текст с кассеты на лист, я в словах расставлял ударения, как пел Комар, чтобы хоть как-то научиться, как он пел свои песни. Не для того, чтобы было похоже как он пел, а для того чтобы песня была в таком виде интересна слушателю. Получается, что я первоначально копировал ударения на некоторых песнях. Но хоть капелька Комара (и акцент и гитара и манера) должна быть в песнях, которые он исполнял. А чтобы уж точно петь, как Комар надо родиться в Воронеже или жить там. Есть в Воронеже свой говор, который отличает его жителей. А этому научиться очень сложно. Да и смысла большого нет.
— Как отбирали песенный материал? Исполнили только те песни, которые нравятся лично Вам или в альбомы вошли и, скажем так, хиты самого Комара?
— Песни исполнял только те, которые мне нравились. Причем, песенный материал отбирался в оригинальной редакции Комара. Как он пел, такие тексты и прозвучали. В то время не было популярных сборников песен. Песни часто переписывались от руки. Конечно, и путаница была со словами. Например, песни на стихи Есенина, которые пел Комар, серьезно отличались от оригинала. Есть песни, которые, вообще, нигде не найти. То есть перепев их появлялась вероятность, что песня не исчезнет бесследно. Даже мелодии отличались от оригинальных. Время такое было. Были бобинные магнитофоны, пластинки. Но в большинстве случаев песни передавались друг другу без какой-либо техники. Нецензурные песни Комар практически не исполнял. Может пару песен, где слов из песни не выкинешь. Если брать целиком творчество Комара, то лирические песни составляют не менее восьмидесяти процентов. На самом деле, чисто блатных песен было совсем немного.
— Сегодня творчество Комара актуально или пришли другие исполнители, и другое время?
— Еще раз сравниваю творчество Комара и Северного. Конечно, их творчество актуально. Интерес к этим гениальным исполнителям есть. Народ не обманешь однодневным творчеством. Кто-то любит старые песни из 70-х годов, кому-то нравится, вообще, блатные песни. Сейчас проще найти любую музыку, чем даже десять лет назад. Но все равно из огромного разнообразия песен и исполнителей народ выбирает, то, что ему нравится. Конечно, Аркадий Северный более известен. Комар менее известен из-за того, что качество записей его было хуже, песенного материала было меньше. Не было гастролей. Народ в СССР знал его только по записям. Если говорить современным языком, был менее «раскручен».
На данный момент такого класса исполнителей у нас нет. Много, просто, уникальных гитаристов. Но они не очень любят блатную песню или, обладая идеальным музыкальным слухом, не умею или не хотят петь. Это должно быть все вместе и любовь к блатной песне, умение хорошо играть на гитаре, артистический талант. По крайней мере, я не знаю таких исполнителей. Дай Бог, чтобы у нас появились такого уровня исполнители. Было бы здорово.
— Кстати, странно очень получается, что Вы живете в Калининграде и занимаетесь творчеством Комара, а в самом Воронеже, как я понимаю, никому это особо не надо…
— Так получилось. Конечно, если бы Комар родился и жил в Калиниграде, было бы проще этим заниматься. Легче было бы искать его записи, узнать какие-то моменты его жизни, связанные с творчеством.
В Воронеже, насколько я знаю, Комар до сих пор любим и почитаем. Был концерт памяти Комара в 2008 году в Воронеже. К сожалению, дальнейшего развития событий я не знаю. Такое впечатление, что «снова замерло все до рассвета». В городе находится множество старых аудио-материалов Комара, которые многие держат «до лучших времен». Дальше обсуждения, какой хороший был Комар у воронежцев дело не идет. Будет очень обидно, если Комара забудут. Может, есть смыл сохранить имя Комара на легальной основе (памятник, мемориальная доска), фестивали?!
— Почему, опять же, на Ваш взгляд, и сегодня востребована и популярна, как называемая блатная песня?
— Для музыкантов – часто достаточно просто исполнение таких песен, для слушателей весело, понятно и знакомо. Получается, что блатную песню (хорошего качества) можно отнести к категории народных. Совсем недавно на концерте памяти Владимира Высоцкого в Калининграде весь зал с удовольствием подпевал нам старые блатные песни (в том числе и те песни, которые исполнял Комар). Я очень удивился. Значит это кому-то надо!!!
— Будут ли у Вас еще какие-то проекты, так или иначе связанные или посвященные Саше Комару (Спиридонову)?
— И не один будет проект. Я, учился петь и играть на его песнях. Готовится новый акустический альбом блатных песен, где будут включены песни, которые исполнял Комар. Учителей забывать нельзя… Так или иначе, я благодарен судьбе, что она меня познакомила с творчеством Комара. Без него представить настоящую блатную песню достаточно сложно. Комар добавил в нее свою душу.
— Спасибо за интервью. Удачи, новых дисков и новых песен!
— И Вам удачи!
Беседовал Михаил Дюков
Февраль 2012 года, Калининград