Русский шансон. Перспективы рынка

Русский шансон. Перспективы рынка

(заметки редактора радио)
Когда исполнители, да и производители, начинают слезно говорить о том, что рынка носителей в России больше нет, хочется откровенно рассмеяться им в лицо. Почему-то в Европе рынок есть и развивается и отдельные исполнители продают до 50 000 легальных копий, а вот именно в нашей стране такого рынка нет. Мягко скажем, это неправда.
Давайте рассмотрим немного статистики, а потом посчитаем некоторые другие цифры и увидим реальные факты.

Согласно опросам, русскоязычную музыку слушают 58,88% слушателей, при этом «чисто» жанр шансона слушают – 36, 12 % аудитории. Кстати, чтобы понимать и видеть ситуацию в целом, было понятно эстраду слушают – 7, 48 %. На втором месте про слушаемости, это рэп – там получается около 36%. И это опрос среди тех, кто реально покупает регулярно носители, ходит за ними в магазин или заказывает через интернет-магазины.

Изображение

Теперь цифры по покупке носителей. Как говорят респонденты, регулярно покупают носители (CD) с музыкой шансона 15, 12% опрошенных. Если учесть, что все виды носителей (CD, MP3 и т.д.) собирают – около 8%… Вычленим из последних цифр треть, кто собирает все, но и в том числе механический носитель), то «сухой» остаток получится – около 18%. Для справки, не буду отрицать, что качают и собирают в мр3 – 70 % опрошенных (огромная цифра). Так вот… 18% процентов. Если численность населения в Москве (берем условную цифру) около 12 000 000 человек и «легким движением руки» сбрасываем со счетов даже треть «музыкально не активного» слушателя, то получается, что более полтора миллиона человек (точно – 1 620 000) покупают диски… да, не много (вроде как), но если даже в среднем человек покупает пять дисков в год (а я думаю, что больше, но ооочень усредним цифру), то только в Москве в год продается больше восьми миллионов дисков в год (точно 8 100 000).
Хорошо, я даже готов пересчитать, что половина москвичей покупают диски, то при той же формуле (18% слушают шансон и покупают 5 CD в год) – получается цифра более пяти миллионов носителей в год (5 400 000 CD) продается в Москве. Если носитель стоит в средней даже 10$, то…. Кажется, я начал считать чужие деньги…
Кому интересно, можете произвести те же расчеты, исходя из численности населения Европы. А ведь еще огромная аудитория русскоязычной публики живет в Европе, Америке и Азии (наши везде), а там публика более законопослушная – собираю исключительно лицензионные диски, ну, или, в крайнем случае, печатают свое. То есть – разговоры о смерти носителя сегодня сильно преувеличены.

Как говорится, компетентное мнение специалиста, человек, который больше 25 лет работающего в жанре шансона, генерального директора студии «Ночное такси» Александра Фрумина:
— Пластиночная индустрия будет, конечно, жить долго — ультимативное качество интересно коллекционерам контента, плюс тактильность. Как бы кому не хотелось говорить о смерти носителя, коллекционеры и довольно большая часть слушателей хочет «потрогать» музыку руками.
И опять же… никто из производителей аудио- и видеотехники не даст обвалиться рынку пластинок (CD, DVD, PL) – тогда слишком многим это грозит катастрофой и разорением. Небольшая поправка – в 2010 году диск «Водопад» Григория Лепса продан общим тиражом более 41 000 легальных копий. И это обвал рынка, скажите вы?!
Думается, некоторым артистом надо не писать бесчисленные посты на форумов своих сайтов о кризисе жанра, а заниматься непосредственно делом – сочинять и петь хорошие песни. Тем самым, кстати, и выводить жанр из пресловутого кризиса… Как там у Булгакова в «Собачьем сердце»??? Кризис в головах у поэтов…

Еще одно маленькое наблюдение по поводу, якобы, кризиса пластиночной индустрии… Сейчас у авторов стало модно выкладывать свои альбомы на различные торренты, отдавать для скачивания на пресловутый «Колумбарий шансона». А никто из вас, господа серьезные артисты, не подумал о том, что вы этот самый носитель сами частично и загубили?!
Вы издаете альбом, иногда даже вам гонорар за него платят, а вы на потребу какому-то частному коллекционеру, во имя его славы и авторитета (хотя, какой может быть авторитет и вес в жанре у человека, который НИ ОДНОМУ артисту НЕ ПОМОГ реально издаться) отдаете это на всеобщее скачивание иногда даже еще до выхода официального релиза.
Скажите мне, наивному теоретику, а с чего тогда ваш издатель будет зарабатывать?! Хотя бы себе на хлеб и на ваши будущие гонорары? Или он должен исключительно в вас и ваши диски деньги вкладывать, во славу вашу бесплатно и себе в убыток работать, а вы будете колесить по стране с концертами. Вы же с гонораров концертных ему ничего не принесете, мол. Это вы писали, сочиняли, работали… а он, барыга рыночный, на этом хочет нажиться, хоромы белокаменные построить. Я не питаю иллюзию по поводу издающих лейблов, уж поверьте, вижу подноготную. Но если вы продали права на свой диск компании, то зачем за ее же спиной этот самый диск отдавать на бесплатную скачку?! Как компания будет рынок пластинки развивать?! Вы не задумывались никогда над тем, почему песни Александра Дюмина, Жеки, Елены Ваенги, Михаила Круга, Григорий Лепса и некоторых других нельзя негде скачать?! И не потому, что издатели такие жадные и борются с пиратами (а с ними очень даже легко можно бороться), потому что сами исполнители понимают – халява разрушает индустрию, убивает носитель, а артист-то как раз с музыки своей и живет.
Понятно, что начинающему артисту пробивать к слушателю тоже проще и дешевле через Интернет, это огромная стартовая площадка для музыканта. Но когда человек, отмечающий двадцатилетие сценической деятельности, пишет о себе «исполнитель, широко известный на просторах Интернета» — хочется обнять и плакать. Диск исполнителю нужен всегда, сегодня, может быть, не в самом начале курьеры, но довольно скоро – пришел на выступление слушатель, послушал вас, понравилось, он хочет диск. Чтобы и дальше слушать полюбившиеся песни – а артист ему в ответ разводит руками, мол, еще не выпустил…Не то, чтобы зритель не поймет, а просто память на этого артиста у слушателя будет короткая: послушал и забыл…. А диск – это память длинная, мощная реклама, подмывающая купить и следующий альбом исполнителя. Опять же, так называемая монетизация жанра – когда этот самый диск можно на концерте и продать, мало того, что гонорар получил, так еще и на продажах можно хорошо заработать.

И еще недавно одну тему обсуждали горячо поклонники не только шансона, но вообще меломаны… Почему стали умирать один за другим музыкальные телеканала в России? Вот что думает по этому поводу генеральный директор студии «Ночное такси» Александр Фрумин, который сейчас сам много занимается Интернет-телевидением:
— Это мировая реальность, не только российская, вся музыка неуклонно уходит в сеть! Кто этого не понимает сейчас, вынужден будет принять через три-пять лет! Скорость серверов невероятно растет, мобильная раздача обретает глобальный приход LTE (скорость выше 3G в пять раз!). Оборудование дешевеет, для 4G (LTE) все клиентские терминалы доступны. Как развернут сети, а это не долго, ведь все делается на базе операторов мобильной связи, даже «Yota» только что куплен «Мегафоном», стоимость трафика моментально подешевеет. Смысл тренда прост — ПОХОРОНИТЬ эфирное аналоговое вещание. Оно, в особенности радио, не только морально, но и материально устарело. Да и сотни киловатт энергии с башен на голову людей — вред не шуточный, да и стоят очень дорого. А сеть дает максимальный доступ к глобальному контенту! На острие тренда всех медиа – высокоскоростная мобильная раздача доступа в сеть. По приоритету контента — игровое, музыкальное и, затем, иное видео.
Как не крути – жизнь идет вперед семимильными шагами… и вместе с CD в жизнь артиста вошло видео. Чтобы тебя знали по голосу и в лицо, надо не только пластинки записывать и издавать, но и качественное видео делать. А если хотите здесь экономить на издании (на первых порах, а потом все равно жизнь заставит издавать DVD и Blu-ray) – придется артистам сотрудничать с легальными Интернет-телеканалами. Об этом как-нибудь в следующий раз.

Хочу отметить еще одно, в том, что Россия вошла в ВТО есть определенное благо и для певцов, теперь есть больше рычагов и инстанций, которые будут бороться с пиратами. А если еще год-два и придут, как это было в 1990-х, на российский рынок западные лейблы, которые явно захотят продвигать не только свою ЛЕГАЛЬНУЮ продукцию, но и ЛЕГАЛЬНО издавать российских производителей, получать прибыль, а значит – они также будут заинтересованы в борьбе с пиратами. Вывод один, российский музыкальный рынок ждет большой предел и большие изменения, думается. Что к лучшему.
Михаил Дюков blatata.com, сентябрь 2012

Понравилась статья? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!