Русский шансон – коммерческий жанр
(записки редактора радио)
(из досужих разговорах на форумах)
Я недаром поставил это высказывание эпиграфом, если не забуду, постараюсь вернуться к нему еще в процессе своего повествования… а для начала, чтобы не быть голословным, сделаем анализ цен по некоторым позициям товара в среднестатистическом российском интернет-магазине.
Dmitri Hvorostovsky, Yuri Temirkanov «Mussorgsky / Rachmaninov» – 855 р.
Anna Netrebko. Live At The Metropolitan Opera – 692 р.
Братья Жемчужные. Стоял я раз на стреме – 513 р.
Иван Ребров. Моя Родина – Россия – 513 р.
Николай Эрденко и ансамбль `Джанг`. Знаменитые песни русских цыган – 513 р.
Стас Михайлов. Только ты… (CD+DVD – 422 р.
Григорий Лепс, Александр Розенбаум. Берега чистого братства – 422 р.
Григорий Лепс. Парус. Песни Владимира Высоцкого – 342 р.
Pavarotti. Hits & More – 274 р.
Александр Новиков. Расстанься с ней – 182 р.
Дима Билан. Против правил – 137 р.
А вот как выглядит расклад цен по некоторым позициям на Интернет-аукционах (компакт-диски и виниловые пластинки).
Михаил Шуфутинский «Тихий Дон» – 3500 р.
Boris Rubaschkin «RUSSISCHE SEELE RUSSISCHES LIED» – 1000 р.
Любовь Успенская «Не забывай» – 500 р.
Алеша Димитриевич «Табак» (Шемякин-Казанский) (LP) – 7500 р.
Алеша Димитриевич Юл Бриннер «Gypsy and I» (LP) – 5000 р.
Аркадий Северный с ансамблем «Встреча» (LP) – 3500 р.
Поверьте на слово, я ничего не подгадывал или как-то специально не выбирал позиции, имена и ценники, вот, что есть на слуху, то и набрал в поиске. Как оказалось – петь классику более, чем выгодно, это кстати, к плачу музыкантов академического жанра, что музыка не кормит, выходит, кормит, да еще и неплохо… Могут сказать, что цена на диски «серебряного» соловья России – Олега Погудина в магазинах ниже 300 рублей никогда не опускалась, новый диск – 400, что совсем не дешево, согласитесь.
То есть, при грамотной организации и просто при небольшом желании артиста и его директоров (чаще уместнее говорить – горе-директоров) – певческое искусство может не только окупаться, да и просто кормить.
Выпуск виниловых пластинок вообще дело выгодное, при среднем вложении до 5 евро (при всех затратах) – продают ее от 50 до 100 евро. А уж торговля старыми пластинками, вообще малина – наши продавцы покупают их за границей за гроши, а чаще просто держат на контроле наличие в зарубежным инет-магазинах, а сами продают их здесь в 5-10 раз дороже. Самый последний пример, самолично купил виниловую пластинку 1957 года Веры Бриннер (сестры легендарного Юла) за 5 долларов, в Москве же на Горбушке мне ее предлагали уже за сотню. Вывод – учите английский, господа, в смысле – язык.
С компакт-диска примерно такая же ситуация, печать диска стоит доллар… продают его в магазине (самое малое) – от шести и до десяти. Понимаю, хватает только на хлеб с красной икрой, на черную и масло уже не хватает. Шутка. Просто никто вкладываться толком не хочет – лейблы до последнего момента ждут готовую звезду, чтобы потом покупать и продавать только раскрученное имя. Исполнители также экономят – печатая диски, если не на домашнем принтере, то в небольших конторах, просто печать и потом лежат эти диски в шкафах и пылятся.
Когда говорят, что русский шансон – жанр честный, простой, некоммерческий… ну, скажем так, это есть не до конца правда. Вот два мнения, первое – московского клубного ди-джея, второе – любителя музыки на некоем музыкальном форуме…
Соответственно, коммерческая музыка — наиболее популярна в массовой аудитории слушателей. Но, повторюсь, на данный момент времени..»
Коммерческая музыка – это не значит плохая или не интересная. Это все-таки некий целый пласт культуры, который всего лишь более востребован именно сейчас. Не важно, какой это стиль или направление…»
Два довольно разных мнения, но люди в данном случае говорят о двух одинаковых вещах – эта музыка покупается (деньги здесь – главное мерило) и второе – она вроде как временна….
Господа, тогда я срочно хочу получить патент на изобретение:
«РУССКИЙ ШАНСОН – глубоко (и выгодно) КОММЕРЧЕСКАЯ МУЗЫКА, НЕ ЗАВИСИМАЯ ОТ ВРЕМЕННЫХ, МОДНЫХ ИЛИ ВКУСОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ».
(Патентное свидетельство № 2501/1973-Д от 12.12.2012 г.)
Вернемся на парочку минут к эпиграфу… Сегодня некие любители-коллекционеры, имеющие такое же отношение к ансамблю «Братья Жемчужные, как я к аналитике сельского хозяйства, собираются провести фестиваль памяти Николая Резанова. Дело хорошее, несомненно, только почему без самих оставшихся «Братьев Жемчужного», без студии «Ночное такси», в которой Николай Резанов, кстати говоря, отработал около пятнадцати лет – и по трудовой книжке?! Почему же тогда вы, дорогие коллекционеры, выставляете продукцию этой студии у себя на сайтах, добавляя рейтинг и посещаемость своим сайтам и при этом нещадно ее ругаете и критикуете?! Чего-то я не понимаю в этой истории, честное слово.
Фестиваль, в любом случае, есть исключительно коммерческое мероприятие: билеты зрителям, гонорары артистам, оплата аренды зала, печать сопутствующей продукции – это часть бизнеса, а значит, коммерции. Вольно или невольно идет процесс заработка денег на чужом имени, банально – и себе в карман. Если кто-то заявит – а я деньги в руки не беру, и вообще не вникаю в финансовые аспекты мероприятия… Ну, дяденька, кажется, как говорил классик, «вы есть соврамши»… Так что, что-то и как-то у данных господ-организаторов что-то явно не сходит в понятиях и формулировках: деньги в фестиваль вкладываем, но он при это остается некоммерческим…. Это, знаете, в СССР секса не было, а вот звание «Мать-героиня» была…
Наверное, сейчас скажу, вещь, о которой никто никогда особо не говорил вслух, но ансамбль «Братья Жемчужные» — это очень грамотное, достаточно рентабельное и прибыльное, а значит – коммерческое, предприятие, созданное Сергеем Ивановичем Маклаковым и Николаем Резановым. Да, оно было создано для обоюдного удовольствия и отчасти из любви к музыке, но все стороны этой истории зарабатывали, кто-то немного, кто-то – очень даже неплохо, будем честными и откровенными. И поэтому создавать филантропический фестиваль-однодневку, посвященный коммерческому предприятию… Как-то где-то что-то здесь не вяжется.
Скажу больше и конкретнее, давайте не будем играть в оскорбленную невинность – музыканты во все времена (и не только «Братья Жемчужные», а также «Крестные отцы». «Магаданцы», «Встреча», «Черноморская чайка» и т.д., и т.п.) хотели заработать и зарабатывали своим трудом, своими руками. И зарабатывали довольно неплохо, могу ошибаться, но если говорить о гонорарах, то речь шла о суммах от 25 до 50 рублей за концерт на каждого. Если принять за отправную точку, что среднее зарплата инженера была в те годы около 120 рублей, за вечер музыкант ансамбля «Братья Жемчужные» зарабатывал половину месячного жалования инженера. Я не собираюсь принижать или удешевлять чей-либо труд, мы говорим о голых фактах. Прекрасно понимаю, что кому-то это разговор откровенно неприятен, но раз уж вы создаете проект, говорите, что все вокруг жулики и барыги, а вы один честный и бедный и живете на казенную зарплату, то (как говорит контингент) – надо отвечать за базар.
С месяц назад пришлось мне писать рецензию на один диск…. Ну, и автора песенок оскорбила немного типовая фраза про «небольшой вокал, мол, но не это главное в шансоне, где важнее петь душой». Каюсь, штамп, отрубить бы мне за это руки, но вокал был и вправду слабоват. Получил я замечание от шансонье и желтую карточку без удаления с поля, только в процессе общения выяснилось, что понятия «тональности» и «диапазон» — для человека означают одно и тоже…
Что тут говорить дальше, чтобы не огорчать восходящую звезду – рецензия была выброшена в корзину, а напоследок мне в спину полетела фраза: «Да не будет таких, как я. Вам писать будет не о чем». Что я могу на это ответить, даже если завтра закроют все лейблы и все исполнители шансона на год возьмут паузу, без работы я уж не останусь. Буду далее изучать архивы и возвращать на свет забытые имена, не говоря о бесконечной и никем еще толком не исследованной по настоящему темы русской эмиграции. Самое глупое, что может делать начинающий или даже известный исполнитель – ссориться со СМИ. Рекламу еще никто не отменял…
Недавно некоторые мои размышления о жизни, о русском шансоне и шоу-бизнесе частично подтвердил Народный артист России Александр Градский, говорил он, правда, о русском роке, но получилось более широко:
— Чтобы можно было говорить о каком-то серьезном направлении в музыке, у направления должны быть три составляющие части. Первая – наличие исполнителей. Вторая – наличие авторов. И третья – наличие критики. Если одной из составляющих нет, то тогда нельзя говорить о направлении.
(Программа «На ночь глядя» 14.10.2012 г., ОРТ)
Думаю, комментарии излишни.
Вот примерно и все, что я хотел вам сегодня рассказать. Почему я не подвожу итогов и не делаю выводов? Мне кажется, каждый найдет в этих заметках что-нибудь свое.
Михаил Дюков