Бибс Эккель: «Оказывается, я неплохо лабал…»

Информация о статье

Тип статьи:
Авторская
Бибс Эккель: «Оказывается, я неплохо лабал…»

— Бибс, спасибо, что согласились пообщаться. Расскажите немного о себе и как Вы познакомились с певицей Фаиной Зиновой?

— Александр, спасибо, что меня разыскали, неожиданно и приятно… В начале 1970-х я играл на балалайке с гитаристом, и мы — имели успех на радио, ТВ и фольклорных конкурсах. Между халтурами играли в ресторане «Борщ и Слезы». В 1974 отец Фортунато привел туда к нам Фаину и просил ей помочь. Я начал с ней там играть вдвоем 2-3 дня, аккомпанируя на гитаре. Потом, в 1975 дабы расширить концертную рентабельность задумал квартет. Придумал для Фани Львовны Вайншток короткую нееврейскую фамилию Зинову и решил назвать квартет (потом ансамбль) «Цыганка».

И сказал всем, что сейчас Фаня Львовна будет цыганкой. Так как я все годы был влюблен в балалайку и в «цыганщину» постепенно отвернул ее от советского репертуара к цыганским романсам. В ресторане сыграешь «Палсо было влюбляться» того и гляди при мерном ускорении, как у клиентов в ресторане поневоле нога начитает топать-подпрыгивать помимо себя зовет к танцу. 

Для заказов, для больших концертов были нужны танцоры. Особенно в немузыкальной Англии публика падкая на все зрительно. Только в Ирландии им, задушевным кельтам, было важнее музыка чем танцы. Хлопали музыку, к танцам мало интереса.

С Фаиной я все годы работал — или с концертами, кабаре, иногда иностранные турне или, в промежутках в «Борщ и слезы» (существует и по сей день – А.Ц.). Я не сошелся характерами с хозяйкой в 1988 и перестал в ресторане работать. В промежутках между выступлениями (со мной и ансамблем «Цыганка») Фаина продолжала там работать в 1990-х годах с разными аккомпаниаторами под синтезатор.

За все годы работы с ней я имел практику русского языка, да одесские выражения как «хипиш». Наслушался я об Одессе — ресторан «Красный», «Лав Стори». Я знаю, что такое «парнас» и таких певцах, как Майя Розова, Ободзинский, музыкант Казавчинский (который бил Марика по голове своей трубой и ругался матом), Остия Лида. Потом у Фаины был выезд с сыном в Израиль, отъезд пока сына в армию не забрали, Толстовский Фонд, Англия и временный приют в церкви. Потом в ее жизни появился Бибс, который устроил ей квартиру, мужа, паспорт... (Шучу).

Как-то лет 6 назад неожиданно отыскал меня поклонник «Цыганки», написал майл, что Фаина живет в квартире напротив него по коридору. Недавно он мне сообщил, что ей 96 лет, живет одна. Ей помогает социальная работница – приходит каждый день ухаживает за ней, кормит ее и моет.

Мне бы может и съездить к ней и пообщаться, да я уже и сам не молод и не много сил для поездок.

 Бибс Эккель

— Бибс, а свои записи вы хотя бы иногда прослушиваете?

— Раньше никогда не прислушался к моим записям, но теперь, когда я занемог после болезни, стал слушать свои записи и  оказалось, я неплохо лабал.

А после Вашего обращения я, таки, поискал мои записи в интернете и нашел мои пластинки «Цыганки» на ресурсах некоего Кравчинского, с которым я незнаком вообще. На Ютубе, куда он скопировал мою пластинку, опять возникают небылицы, непонятно откуда взяты и по каким мотивам?! Он пишет, что «периодически выступал в фешенебельных кабаре „Потёмкин“ и „Вечерняя Тема“, расположенных в старинном районе Миддлсекс. Никогда там не выступал, если вообще такие существуют — что очень сомневаюсь. И еще: издал книгу »Песенник и самоучитель игры на цыганской балалайке"!? Цыганской?

— А как на самом деле выглядит Ваша биография?

— Насчет «родился в 1946 году в Англии в эмигрантской семье — выходцев из Польши» - у меня отец из Варшавы с 1940 летчик в RAF, мама коренная англичанка. Это все в Wikipedia на моей странице. Польского языка я в доме не имел. Только сочетание хорошего английского с очень ломанным. 

Один журналист в местной газете «Jewish Chronicle» написал в рецензии о нашем концерте, что мои родители еврейские эмигранты из Одессы, тут поехало, в России так перевели эту чушь. Парижское ярое антисемитское третье русское поколение музыкантов разоблачили мое лицемерие, как хитро отрицающий свои еврейские корни. 

Да, пусть и евреем буду. В русской вики я нашел себя под «нагрудники Эккель» и на другом, в издательстве «Музыка», что я вообще умер в 1997 году:

«Много Б. Эккель играл, давал уроки, организовывал ансамбли, сочинял пьесы. В 1997 году опубликовал «Исчерпывающий путеводитель и самоучитель на балалайке», после чего вскоре умер. До последних дней жизни он общался с А.И. Пересадой и А.Б. Шаловым. Участвовал в двух Международных фестивалях «Струны России» (1991, 1993)».

Изображение

На мой протест издательство не среагировало, так что пускай я и евреем, и живым трупом буду (отсылка к пьесе Льва Толстого – А.Ц.). Буду слушать «Невечернюю» без конца. 

Ой, да невечерняя, невечерняя нитэ заря
Ой, заря, ой, да зорька,
Зорька виткак спотухала, спотухала,
Зорька виткак спотухала, спотухала,
Спотухала нитэ заря.

— А расскажите, пожалуйста, еще немного про Фаину Зинову и группу «Цыганка»…

— Содержать группу вместе очень сложно, если у тебя нет концертов. Поэтому мои танцоры и другие музыканты занимались своими делами и собрались вместе, чтобы репетировать, когда у меня был запланирован тур по США для «Цыганки». Первый состав группы в качестве квартета просуществовал две виниловые пластинки. Затем я в основном аккомпанировал Фаине на всех инструментах и ​​аранжировал все это подходящим образом.

Мне больше всего нравится: «Kai miro kamlipen» — где я заставил любительский хор Хорсли присоединиться к моей аранжировке. Мне пришлось назвать их «khor Selenko» на записи, чтобы это звучало подлинно для публики. У Фаины не было проблем с акцентом, что доказывало, что она «настоящая». Другим в группе пришлось взять псевдонимы: Игорь Толстострунов на контрабасовой балалайке, Борис Кнопкин — на баяне. (Бибс Эккель говорил с сильным русским акцентом.) Досадно, когда тебя не принимают за своего, но это шоу-бизнес!

— Никогда не было желания написать автобиографию или книгу про свою жизнь?

— Если рука у меня дотянется написать свою автобиографию, сохраненный архив послужит черновиком или напоминанием. (Я всегда писал о других, никогда не о себе). Так я съездил в Бухарест в 1987, хотел отыскать могилу Петра Лещенко, чувствуя несправедливость его забытья, что никого якобы не волнует. После многих похождении я отыскал его сестру Валентину. Записал две программы для BBC, после чего муж Веры Лещенко вышел на меня.

В Москве я встретился с ней, записывал интервью, познакомился с коллекционером Оскаром Хацет и записали ряд радиопрограмм, все по нашей с Вами теме. Оскар подобрал мои записи для выпуска пластинки у фирмы «Русский Диск» и велел из-за падения рубля затребовать гонорар тысячей пластинок. В последствии какую-то сотню я вывез с собой при каждом визите в Москву, 900 в коробках по 25 остались на квартире Оскара на Петровке, а когда он умер, кажется, в 2006 году, их участь мне неизвестна.

Кстати на этой пластинке «Синее небо России» типичная запись когда я на всех инструментах играл с наложением — overdubbing/ multitracking. Правда — этот метод мало доставляет удовольствия ибо сам слышишь неточности в сыгранности. Сегодня, наверно точно есть компьютерное решение. Честь и хвала лабухам прошлого, которые скучивались вокруг одного микрофона или большого рупора и создавали шедевры. 

— Как получилось, что Вы, англичанин, а занялись балалайкой?

— Один в поле не воин — в Англии не было с кем соперничать в смысле балалайки. Конкуренция хоть малейшая — полезная вещь. Для новых идей и чтобы освежить музыкальную душу я обязательно ездил раза два в году в Париж к моему другу Марк де Лутчик. Между нами взаимное восхищение. Вот музыкальный человек! — ну и смурной, естественно, не без этого.

Вы уже поняли — я сам аранжировал песни, заплатил за студии и ходатайствовал поместить запись у фирм. Например, «Декка» заплатила 500 пластинками, которые я продавал на концертах и халтурах и даже сам возил в магазин HMV в Лондоне. Барыш я разделил с Фаиной. Первые 2 пластинки я записал с ансамблем. Потом только я один остался. Копирайт, конечно, мой и его постоянно нарушают, кто выпускает записи без моего разрешения.

Очень люблю песни «Зеленые глаза» и «Спойте, цыгане» (Коль слышу хор цыган). В свое время я записал довольно много песен и аранжировок к ним, которые не вошли на виниловые пластинки и кассету, очень жалею. Кстати, говорят, что из-за каких моих слов на пластинке «Цыгане» я был в опале у КГБ, но за что конкретно – не знаю… Может это только слухи.

— Бибс, спасибо Вам, что ответили на мои вопросы..

— Александр, спасибо и Вам, думаю, этого хватит…

Беседовал Александр Цыганов, ноябрь-декабрь 2024 года, специально для сайта «Классика русского шансона».

Лучшие альбомы