Марина Смирнова: «Русский шансон – высокий жанр….»
СМИРНОВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА (р. 14.09.1968 г.) – исполнительница в жанре русского шансона родилась в Ленинграде. В 1974 году сама пришла в школу искусств и поступила на фортепианное отделение в городе Новочебоксарске, куда переехала семья. В 1985 году поступила в Чебоксарское музыкальное училище им. И. Павлова на дирижёрско-хоровое отделение, параллельно пела и играла на клавишных инструментах в ВИА «Крылья» при ДК «Химик». В 2002 году в Магнитогорске стала Лауреатом Всероссийского конкурса рок и поп-исполнителей «АРТ-Платформа», в этом же году стала солисткой ансамбля народных инструментов «Музыкальный сувенир». В 2006 Марина Смирнова начала сотрудничать с шансонье Владимиром Волжским, принимала участие в записях трех его альбомов, как бэк-вокалистка. В 2010 году певица переехала в Санкт-Петербург. Марина Смирнова принимала участие в фестивале «Памяти Аркадия Северного» (2011), Лауреат Всероссийского конкурса эстрадных исполнителей «5 баллов» (Туапсе, 2010) и других.
(из книги М. Дюкова «Кто есть кто в русском шансоне»)
— Марина, для начала, буквально пару слов о себе….
— Михаил, пару слов говорить труднее, чем рассказывать о себе много. Если пару слов – то я, во-первых, женщина и мать, во-вторых – занимаюсь музыкой с раннего детства и не представляю себя на каком-то другом поприще. Преподаю вокал в эстрадной студии.
— Кстати, Смирновы довольно известная в шансоне фамилия – к кому-то их них Вы имеете отношение?
— Нет, ни к кому их них я не имею отношения. Фамилия Смирнова мне досталась от моего мужа (ныне бывшего). Было желание поменять её на сценический псевдоним, но меня уже знали зрители именно под этой фамилией и менять её я не рискнула. Поскольку фамилия популярная, то были и смешные случаи, когда меня путали с известной певицей из Москвы, моей полной тезкой Мариной Смирновой. К примеру, поклонники сделали слайд шоу с её песней, но с моими фотографиями (смеется).
— А как приходят женщины в шансон?
— Смешной вопрос! Как приходят женщины в шансон? Наверное, так же, как приходят и в другие места: не спрашивая мужчин. На самом деле, именно мужчина и привёл меня в шансон. Это – Володя Волжский. Именно с его подачи мы и стали с ним сотрудничать и работать в шансоне.
— У Вас же классическое музыкальное образование и вдруг, как говорят, «низкий» жанр…
— Да. Я закончила музыкальное училище. Но, ни в коем случае я не считаю шансон «низким» жанром. Скорее, некоторые, не совсем профессиональные, исполнители могут делать его «низким». Все зависит от нас самих. Я не работаю в жанре «блатной» или «зоновской» песни, хотя выступать в местах заключения мне тоже приходилось часто. Володя Волжский открыл для нас и даже запатентовал жанр «Сентиментальный шансон». Вот в этом жанре я и продолжаю работать.
— Почему шансон, а не эстрада, попса?
— Я скорее воспринимаю шансон как «городской романс». Кстати, лирических песен в моем репертуаре все же больше, чем танцевальных. Они мне ближе. Поп-музыка, и даже песни в стиле поп-рок тоже есть в моем репертуаре. Я не делаю ограничений в выборе жанра и стиля произведения. Главное, чтобы песня нравилась мне и зрителям, была интересной и её хотелось петь снова и снова.
— Марина, как Вы думаете, почему шансон так популярен в России?
— Об этом можно говорить долго. Если вспомнить, с чего начинался шансон в России, это и запрещённые в советские времена имена, такие как Аркадий Северный, Владимир Высоцкий и другие. А из незапрещённых и любимых народом Марк Бернес, Клавдия Шульженко и Леонид Утесов. Шансон приносил жителям России и свободу мышления, и свободу слова. Шансон – это крик души и возможность выразить свои чувства через слово и музыку, близкую к народу. В любые времена наш народ любил петь и сидя за столом и сидя у костра. И именно хороший шансон «уходит в народ», некоторые песни даже считают народными. В шансоне, как и в любом романсе изначально важен именно искренний смысл песни, текст.
— Ваше частное мнение, в шансоне, да и в эстраде, много людей без музыкального образования… Это плохо. Или талант от природы всегда свою дорогу найдет?
— Быть образованным человеком на любом поприще, конечно же, лучше, чем быть не образованным. Но Владимир Высоцкий, насколько я знаю, не имел консерваторского музыкального образования. Я думаю, этим все сказано. Главное, чтобы человек адекватно оценивал свои возможности и понимал, что работать над собой, и учиться человеку необходимо всю свою творческую жизнь.
— Вы некоторое время работали с Владимиром Волжским. Как вы познакомились?
— Спасибо Михаил за память к замечательному шансонье. Я уже упоминала о том, что именно Володя стал моим проводником в мир шансона.
Однажды я пришла в студию в Новочебоксарске, где работала в то время и услышала голос с хрипотцой и душевную песню, звучащую из студийной комнаты. Это пел Володя. Взяв старенькую, исписанную тетрадку, лежащую на столе, я с удивлением стала читать потрясающие по своей глубине и искренности стихи. Это были стихи и тексты песен Володи. Я была поражена. Так мы и познакомились с Володей и стали сотрудничать. Я в его альбомах помогала ему прописывать бэк-вокал, записали с ним дуэты, над некоторыми песнями мы работали вместе. Володе пел мне только что написанные песни и хотел услышать моё мнение о них. Я безоговорочно угадывала, какие из них станут хитами.
— Знаю, Вы и сегодня поете его песни?
— Да. Именно Володя мне и посоветовал записать свой сольный альбом, используя его лирические песни. В моем репертуаре, например, такие его песни: «Подарите женщине шансон», «Листопад», «Я не забуду тебя» и так далее. К сожалению, я не могу спеть многие из его песен, которые написаны от лица мужчины и обращены к женщине. Но тексты некоторых песен я переделывала от женского лица, показывала их Володе, и ему нравилось. Даже перед своей трагической кончиной Володя звонил мне и говорил, что скоро приедет в Питер, и покажет свои новые песни, написанные для моего сольного альбома. К сожалению, я их так и не услышала.
— С кем из авторов Вы сегодня работаете?
— Сегодня я работаю с замечательным автором и поэтом, моей близкой подругой Галиной Белгалис. Её лирика глубоко проникает в сердца зрителей. Моя подруга, композитор и джазовая певица Елена Сокольская, кстати именно она автор нашумевшего хита 1990-х годов «Ветер с моря дул», дарит для меня свои замечательные произведения. Недавно я начала сотрудничать с замечательным автором песен, шансонье, конферансье, поэтом Борисом Шварцманом. С ним мы уже записали наш первый дуэт «Попутчик».
— Знаю, Вы сотрудничаете со студией «Ночное такси», какие на это планы?
— Планы просто огромные. Мы уже записали в студии Александра Фрумина несколько песен для моего сольного альбома. Профессиональная команда студии «Ночное такси» сняла уже девять видеоклипов песен для будущих DVD-пластинок «Новое и лучшее», фестиваля «Памяти Аркадия Северного». Думаю продолжать сотрудничество со студией в этом же направлении и записать уже сольный не только аудио альбом, но и DVD.
— Какие планы на творчество?
— Ну, про будущие альбомы я уже сказала… А так… Михаил, планы банальные и, наверное, такие же, как и у любого музыканта и артиста: приносить радость зрителям своим творчеством. А если говорить серьёзно, то я ищу концертного директора и продюсера, чтобы мои планы реализовывались ещё как можно успешнее и плодотворнее.
— Ваши пожелания слушателям и читателям.
— Я хочу пожелать всем, как можно больше положительных эмоций и хорошей музыки! Когда у человека хорошее настроение, у него получается всё! И, конечно, же любви! Любовь – это основа жизни! Спасибо всем за внимание! До встречи!
— Спасибо Вам за беседу, новых дисков и новых песен!
— Спасибо, Михаил!
Михаил Дюков специально для сайта «Классика русского шансона»
18 ноября 2012 г. Калининград – Санкт-Петербург