Игорь Герман: «В русском шансоне нет кризиса жанра…»
— Игорь Михайлович, вопрос, который всех всегда интересовал и многие хотели бы его Вам задать: почему Игорь Герман так редко выпускает свои альбомы?
— Честно говоря, для меня это тоже вопрос вопросов… Когда не стало Сережи Наговицына в 1999 году – это всех потрясло! — очень сильно переживал его такой ранний уход. Мы ведь только по весне «устроили» в Москве его последний альбом (так получилось, что последний) и Серега. Помню, явно получал удовольствие от того, что его песни становились нужными народу. У меня, в то время, тоже был готов новый альбом, но я то ли не хотел, чтобы мы в одно и тоже время выпускались и хотел издаться позже или еще что-то? Помню, когда показал новые песни Юре Севастьянову, тоже уже ушедшему в мир иной, светлая память! Так он сразу предложил издаться, но я чего-то ждал..??!!! … И вышел этот альбом «О любви и не только», лишь в 2002 году. Снял видео на песню «Светка».
Но так долго новые песни лежать не должны. Записал – надо выпускать, а то может получиться «мартышкин труд». Все должно быть во время! Не знаю… «нулевые» годы прошли, были написаны новые песни, просто, видимо, ждали своего часа. И вот этот час наступил — я стал записывать эти композиции, чему сам, безусловно, рад. Надеюсь, что мой дуэт с Алисой Мон «Молодые и красивые», совсем не давно записанный и сведенный, прозвучит (если еще не прозвучал) на волнах вашей радиостанции.
…В этом году исполнится 13 лет, как с нами нет Сергея Наговицына, хочу прочитать стихотворение, которое написал в память о тех, кто покинул нас и, надеюсь, смотрит на нас с неба… Наша профессия предполагает много знакомств и даже, иногда, дружбу. И вот, когда в определенном возрасте, начинают уходить люди – твои друзья, близкие, знакомые, это заставляет задумываться о бытие нашем и о месте твоем в мире — в частности… И понятно, что это алгоритм жизни, когда наступают такие времена, когда уходят родители, друзья… У меня есть стихотворение, оно называется «Он был поэт…» со сноской – «ушедшим друзьям посвящается».
Никто не вспомнит на досуге,
Он был поэт, когда-то жил
И шел по замкнутому кругу
Друзья, подруги и враги
В нем неудачи лицезрели,
Но называли дорогим
Его страничные пастели
И он роптал, пока был жив,
Не просто угодить таланту,
Он много знал, но был наив
В его движениях галантных…
Потом зима, зима — бела
Своим морозным, ясным утром,
Ему все радости несла
От ожиданий пресловутых
Потом был день… и ночь была
И он, великий сумасбродок,
Жалел о том, как жизнь прошла
И то, что был местами робок
О тех с кем был, кого любил
И сколько всех по жизни было,
Кого любил — похоронил ...
В сырых, безвременных могилах
Он жил за тех, кого уж нет ,
Кого судьба не до любила,
Поверив в Бога на послед,
Жалел, что поздно захватило
А ка-бы раньше понимал
Устройство мира и создание,
Глядишь и счастье бы познал
От Верхних сил ...
И в назидание -
Не стал бы пить
Не стал курить
И всякие другие страсти...!
Но он поэт, и он так жил,
Что всех любил,
Как знал, дружил,
Что мог на паперть заносил
И, Слава Богу, всех простил!!!
Чтобы в Раю воскликнуть —
" Здрасьте!"
А мы грешим… Нет, я грешу
За это будет не спасенье -
Тот кто уходит молодым
Живите с Богом… Только с Ним
И верьте в чудо Воскресенья!
… такое, вот, стихотворение… Я не провожу никаких параллелей, может быть, здесь есть и ответ на твой вопрос, почему так долго не издавался? Почему так долго не записывал новые песни? НО — есть новые песни и новые стихи! И в следующий раз (если представится возможность), прочитаю что-нибудь еще, более жизнеутверждающее… «о любви и не только...»! (смеется)
— Ваше мнение, почему в России так любим жанр, который кто-то называет «русском шансоном» или «городским романсом»? Почему он так живуч в нашей стране?
— Наверное, народное творчество, к коему можно отнести жанр русского шансона, изначально, так скажем. Он, жанр, наполнен богатством язык, образами! Красивым поэтическим оборотом может объяснить людям – что хорошо и что плохо, «почему» мы плачем и «почему» смеемся? Такой свой «рок-н-ролл»! И вот красивым языком и такими же образами авторы пытаются донести до народа свои чаяния, свои переживания.
Я думаю, что все берется оттуда, из 16-х и 17-х веков, когда наша страна задыхалась от острогов, тюрем, позднее это стали колонии, зоны и так далее. Всегда на Руси сидело очень много народа, наверное, поэтому у нас так и популярным эти песни. Все, кто находятся за большой московской кольцевой дорогой, да и в Москве самой, даже очень принимают этот жанр! И, как мне недавно сказал Виктор Рыбин, основатель и лидер популярной группы «Дюна»: « Игорь, сейчас все шансон…» (смеется)
Если вы сегодня включите радиостанцию «Шансон», то вы можете услышать и Иосифа Кобзона, и Аллу Пугачеву, и Земфиру, и Шевчука, и Сукачева, и «Дюну», и всех наших известных и популярных авторов и исполнителей: Александра Розенбаума, Сергея Трофимова, Александра Новикова, Григория Лепса и… Леонида Агутина (?!)… А что, тоже автор и исполнитель! «Сейчас все шансон»… Конечно, Сергея Наговицина, Ивана Кучина, Михаила Круга, Евгения Кемеровского… и многих других «рок-н-рольщиков»… (смеется). Сегодня рамки жанра «вручную» взяли и расширили, так получается …
— Деликатный вопрос, когда приглашают с концертами, ездите в месте «не столь отдаленные»?
— Да, безусловно… Это вопрос не неделикатный, а вполне нормальный. Проживая в Москве и выезжая с концертами в золотые регионы, зачастую просят выступить еще в колонии. Это нормально… Как бы там ни было (но лучше бы не так!), за решеткой сидят наши соотечественники, точно такие же, как мы с вами, только в какой-то момент оступились или преступили закон, так, наверное, можно сказать. Но они точно такие же люди и поэтому считаю, даже необходимым бывать там, доставлять туда глоток свободы, о которой каждый, конечно же, «зк» мечтает. Лично я, кроме песен, еще могу рассказать пару – тройку «конкретных» анекдотов, чтобы вААщбе «забылись» арестанты и, хотя бы на несколько минут «улетели» из своей реальности… И всегда желаю им поскорее освободиться, и войти в нормальную жизнь здоровыми и полноценными людьми… Думаю, что у нас от таких концертов никто не отказывается. А те, кто в зоне и ради кого ты выступаешь, после концерта остаются в хорошем настроении … Позитив, опять же! (смеется)
— Скажите, что нельзя простить?
— …. Ты знаешь, я человек верующий. Моя вера — православная, она призывает и велит (это верно) прощать. Простить нужно все. Да, на это нужны силы (как ни странно)… великодушие, вера… и мы должны прощать все. Только с другой стороны, как это получается в жизни..?!!! Не люблю, наверное, как и все, когда врут, потому что сам не умею этого делать. Ну, если только в какой-то шутке в открытую, среди друзей. Но по серьезному мне претит врать, поэтому, когда вижу, что человек где-то лукавит, «автоматом» устанавливается дистанция и общение превращается уже в не настоящий диалог.
…Но, буду стремиться прощать все и всех (буду стремиться!), чтобы стараться быть чище… И, самое главное, тот прощенный, понимая, что его простили, тоже начинает меняться в лучшую сторону… Неминуемо, если, конечно, он адекватный и понимающий человек (смеется).
— Много лет в жанре спорят, что важнее в шансоне – музыка или слово, Ваше мнение…
— Вы знаете, я думаю, что эти две вещи не отделимы друг от друга. Я родился в Советском Союзе: петь меня учили в академической хоровой школе, а в остальном, наверное, как и все, кому это было интересно – слушали наши легендарные, уже можно сказать, советские ВИА, конечно «Битлз» и «Дел Зепелинг» и многое другое… Но наша музыка, наверное, незамысловатая, скажем так, она простая. Не простая, в смысле примитивная, а, может скорее простая и доходчивая для восприятия. В ней есть мелодика, понятная только нам, русским. И это, нормально, для любой страны. Тем более такой большой, как наша… Может быть, мы станем когда-нибудь Европой, но мы всегда будем Евразией! И я не сомневаюсь, что наша русская поэзия более чувственная и музыка, соответственно, подбирается согласно повествованию… Как мне кажется, когда и слова и музыка в песне успешны, то значит все «увязалось» и получилось!…
Пользуясь случаем, хочу пожелать всем, кто имеет отношение к шансону, здоровья и побед во всех ваших начинаниях!!!
Вот мы были с большим творческим коллективом в Израиле, смотрел там по телевидению программу, они говорят, что «мы у них «украли» много мелодий (смеется). Показывали песни, которые у них записаны на ТВ в 1970-х годах: стоят люди в клешах с длинными волосами и поют. И я услышал наши русские напевы, нашу гармонию, и понял, что даже на Средиземном море есть наша музыка. И то, что русская и еврейская песни — они очень похожи. Поэтому, сложно нашим композиторам найти такие мелодические ходы, которые бы не повторялись. Но настоящий автор, как мне кажется, обязательно узнаваем своим стилем ….
Ведь не даром говорят, что нот всего семь. Есть пять аккордов, которые многие эксплуатируют и сочиняют песни. Но аккордов много больше и надо просто работать. Как в том высказывании: «Искать, найти и не сдаваться». Мне кажется, сюда этот девиз тоже подходит.
В песне слово и мелодия неразделимы, я так думаю… Но и слова очень важны, безусловно. В нашем жанре, который я считаю текстовым жанром… Это не популярная музыка, где текст может находиться на заднем плане, а впереди стоять риф и ритм. Тогда, в данном случае, что поет человек – уже второстепенно… И музыка, и слова, безусловно, важны. Если человек старается, если он сидит и что-то пишет, у него обязательно получится, если, конечно, есть к этому предрасположенность… Если есть талант, который дает при рождении Всевышний и родители…. Сейчас, к сожалению, многое смешалось…
— Есть мнение, что по сравнению с 1990-ми годами, в «нулевые» годы и сейчас абсолютный кризис в жанре… Ваше личное мнение, почему в девяностые был такой подъем творческий, а сейчас все довольно ровно…
— Вы же помните, в девяностые годы открылись все «шлюзы» и «началась» свобода, поэтому тогда в открытую пели про все, что хотели. Для народа это было внове! Конечно, всем это очень нравилось! И нравится по — сей день, я думаю, если это сделано талантливо.
На сегодня нет кризиса жанра, есть кризис исполняемого материала, я бы так сказал, …тех песен, которые люди исполняют или тех песен, которые для них пишут. Дело в том, что все немного встало на коммерческие рельсы и сегодня человек, даже если он не написал супер-песню, но у него есть супер-промоушен, который его, в конце концов, и выносит на псевдо-Олимп и потом он становится такой псевдо-звездой. Слово «звезда» в данном случае уместно или нет, но с приставкой «псевдо», думаю, понятно.
Нет никакого кризиса жанра. Сегодня есть, наверное, конкуренция. Если мы послушаем сейчас наших первых авторов, там тоже есть не очень сильные песни, я бы так сказал. У каждого автора есть шанс и при этом есть конкуренция, и ты не можешь позволить написать абы как!.. Извините. С другой стороны, у нас на сегодняшний день многие себя возомнили авторами. Скажу честно, я не считаю себя большим поэтом и композитором (в этой ситуации — это не мое дело), но, слушая порой эфиры радиостанций и наблюдая иногда выступления артистов на концертах, вижу удручающую картину. Слабые песни, слабые мысли, как мне кажется! Сегодня в жанре появляются случайные люди. Им не претит написать песню, зарегистрировать ее в РАО и петь.
Сегодня можно не быть членом Союза писателей, ни членом Союза композиторов и при этом писать и петь песни. Да, хорошо, что убрали эти институты, как надзирающие органы, которые решали, кому можно писать песни, кому нельзя петь, и теперь случайные люди попадают на эстраду. Такой естественный парадокс. Не секрет, что сегодня можно быть большим бизнесменом и в какой-то момент возомнить себя поэтом и композитором, есть деньги – можно себя продвинуть. И, к сожалению, наш великий народ вынужден слушать то, что ему насаждают. И постепенно начиная этому подпевать,…в конце концов, … Этим незамысловатым куплетам.
Никого не хочу обидеть, но когда я в первый раз услышал:
Я иду такая вся, а на сердце рана….
… был удивлен очень простой трактовке (если там есть чего трактовать). Песню исполняет Верка Сердючка, для меня это был некий шок… Я подумал: «Что это такое?! И «с чем это едят»?!» Прошло немного времени и ЭТО стало супер-хитом — из всех окон и динамиков звучит… Вот вам пример того, как можно про лоббировать, поставить песню в «жесткую» ротацию на радио, и сделать из нее хит. При этом представляю, что многое было просчитано и были потрачены приличные деньги, когда создавалось оное «произведение». Тоже самое происходит и у нас в жанре, по той же самой схеме. Просто тут есть один момент, люди, которые это поют и сочиняют, которые выходят на сцену, они несут полную ответственность за тех, кто сидит в зале. Очень важно, с чем ты выходишь на сцену… Можно даже материться, сегодня ничего не возбраняется, но этот мат должен быть настолько к месту, что могут и зааплодировать, это должно быть талантливо, хотя лично я противник мата.
Я считаю, что те люди, которые сегодня просто так, от нечего делать, выходят на сцену, они берут на себя, как бы это поделикатнее сказать, короче – нельзя этого делать! Так как, потом придется расплачиваться за «пустое»!.. Вот и все. Хочу извиниться за лишнюю категоричность в высказываниях! Так и темы серьезные… (смеется)
— Вы искренне считаете, что артист несет полную ответственность за то, что он выдал в эфир, с пластинки?..
— Безусловно. Но это тонкий и деликатный вопрос. Во-первых, если ты вышел на сцену, ты должен быть артистом, если ты вышел что-то исполнять. А если у тебя нет никаких артистических данных, то какого… ты туда выходишь, на эту сцену? А люди выходят и сами не понимают, что и как они поют? Конечно, у него ответственность перед залом, Не важно сколько человек пришло на концерт, и не важно где ты выступаешь — в Кремле или в зоне!
Ну, да так. А как? Наш народ самый продвинутый в мире и не надо наш народ «опускать»!… НО, извлекая все хорошее, из вышесказанного, мы имеем картину, когда маститые авторы, еще бережливее относятся к слову и от этого их творчество становится только дороже. И в этом кайф. Прослушайте «сегодняшнего» (да и «вчерашнего» тоже) Трофима. Хотя бы «Крылья» или «Ты мой свет»… У-Ахх! Молодца, пацан!.. сорри…
— Кстати, о пропаганде… часто исполнителей шансона упрекают за то, что они пропагандируют воровскую и бандитскую романтику, блатные нравы, которые потом заносятся в общество… Общество начинает жить «по понятиям»… Ваше мнение.
— Я так не думаю. Как возразил главный персонаж в фильме «Последний герой» с Брюсом Уиллисом: «Кто-то мне сказал, что мы живем в свободной стране…». Там ситуация такая: герой Уиллиса приезжает в город и с интересом смотрит на девушку, к нему подходят и говорят, что на девушку мистера Логана смотреть нельзя. И он говорит эту сакраментальную фразу. Тут же ему разбили стекло в машине и так далее, но дело не в этом (смеется)… Мы живем в свободной стране, так, по крайней мере, записано в Российской конституции, а уж по каким понятиям кому жить, человек выбирает сам.
Сегодня у нас, слава Богу, очень много музыки, и есть люди, которые совершенно не слушают шансон, я вас уверяю, но при этом живут «по понятиям». И потом… что в вашем понимании «писать о понятиях»? Понятия, вообще-то, это человеческие догмы, человеческие ценности, и не стоит подменять термины.
Что касается того, что происходит за колючей проволокой, если ты человек, то ты – человек и там, а если ты не человек, то другого хорошего не дано… Вот и все понятия. Другое дело, как это описано в песне и как сказано, какими словами..? Кто-то это может выразить поэтически, задев какие-то струны души, а кто-то может это в грубой форме, прямолинейно – про колючку, вертухаев и так далее.
Есть такой очень сильный, на мой взгляд, поэт Юрий Скоробогатов. Он всю жизнь прожил в Новосибирске, не считая более 20-ти лет, проведенных в местах заключения. Почитайте, как он пишет! Это каторжанин, заслуженный, я бы сказал. Но его поэзия – это настоящая поэзия, где нет места цинизму и грубости. Наоборот – его поэзия заставляет страдать и смеяться...!
Или взять стихи и песни Владимира Шандрикова, уже ныне покойного, светлая память! Как он умел сказать! Или учиться интеллигентности у Константина Беляева, к сожалению, тоже недавно ушедшего от нас, Царствие небесное! Или чего стоит только один Вилли Токарев, дай Бог ему и его семье всего наилучшего! Вот с кого надо брать пример! Можно назвать еще не мало достойных авторов, и, я думаю, что молодежи, начинающей молодежи в жанре русского шансона, есть, где удовлетворить свое профессиональное любопытство!!! (смеется) Было бы желание.
Наш дорогой, безвременно ушедший земляк, пермяк, Сергей Наговицын! Свой стиль, который появился и благодаря Эдуарду Андрианову, музыканту и личности, тоже с большой буквы!… Своя поэзия! Свое исполнение и свой драйв! Могу сказать, что Сергей дал многим путевку в жизнь… И его образ достаточно «растиражирован» в жанре шансона. И это пример того, когда человек, не проживший даже 31 год, успел много написать такого, что завораживает… слушая и проникаясь в эти, песни…! Светлая память! Но… о чем мы говорили?….
… Каторжанские песни, у нас любят и слушают, это уже российская реальность, от которой никуда не деться. Другое дело, что «сочиняют» порой так, что к искусству это не имеет никакого отношения. И вот здесь «собака «порылась».
Возьмите «Окурочек» Юза Алешковского, который великолепно исполняет один из патриархов исполнительского мастерства, Михаил Гулько. Сколько он спел, Михаил Гулько! – очень много про Россию, «Постой, паровоз», «Мурку», сколько военных, на слова Михаила Танича… очень много классных песен! Кто скажет, что это вульгарно или не талантливо?! Это великолепно! Поэтому, как мне кажется, когда начинают говорить, что из настоящих музыки и слов рождаются какие-то представления о «жить по понятиям» — это просто ерунда какая-то!
— Ваши пожелания слушателям и читателям этого интервью.
— Мы сегодня живем в не простое время, и хочется пожелать всем соотечественникам здоровья, любви во всем, и мирного неба над головой! Терпения и выдержки… иногда так необходимых!.. Пусть у каждого будет мечта и, конечно, не одна! Потому что мечты, как показывает практика — сбываются! (смеется)… Будьте счастливы, друзья, и будьте с Богом, чтобы Он не оставил вас в трудную минуту!
— Спасибо, Игорь Михайлович, за беседу.
— И вам спасибо, Михаил, удачи!
Михаил Дюков специально для сайта «Классика русского шансона» blatata.com, декабрь 2012