Сергей Крестовский: «Русский шансон – нормальное название…»
— Сергей, для начала расскажите о себе.
— Я коренной Петербуржец. Всю основную жизнь жил и учился в центре нашего славного города. Закончил среднюю школу номер 256, что находится и поныне на пересечении набережной канала Грибоедова и Вознесенского проспекта. После окончания поступил в кулинарное училище 141, где учился три года до ухода в Армию и получил профессию повара четвертого разряда. В армии я служил в средней Азии, тогда это называлось ТУРКВО — Туркестанский военный округ. Полгода в специальной Афганской учебке обучался по мимо обращения с ножевым и огнестрельным различным оружием вождению и стрельбе из танка т-62 в последствии т-72 и т-80 находившихся тогда на вооружении России. После окончания попал по распределению в город Чир-Чик, что находится под Ташкентом. Там в Танковом училище имени Рыбалко в течение шести месяцев в батальоне специального назначения, обучал курсантов будущих офицеров танкистов всему тому чему научился в учебке.
После конфликта с руководством был отправлен в город Термез на границе с Афганистаном, где и дослуживал последний год. Принимал непосредственное участие в выводе наших войск. Вернувшись на гражданку в течение года был период акклиматизации и перестройки к новым уже условиям жизни горбачевского периода. Работал поваром в ресторане «Балтика», после окончания курсов официантов перешел в ресторан «Пирасмани», где проработал пять лет на разных должностях.
После посещении онкологического центра врачи поставили диагноз «онкология», приходилось лечится и работать одновременно. После двух лет лучевой и химии терапии снова рецидив и предпоследняя стадия линфогранулемотоза, поражение лимфатической системы. Здесь врачи шансов оставляли мало и я принял решение уехать за границу в Швецию в Стокгольм. На тот период там жила моя девушка и она сделала мне гостевую визу. Приехав туда, мне пришлось просить политического убежища по причине болезни. Жил там сначала в лагере для беженцев в течение года, после выделили комнату в бывшей гостинице.
В лагере пол года жил в одной комнате с бывшим угонщиком самолета из Минска в Стокгольм с гранатой в руке. К тому времени после экстрадиции его на Родину, он отсидел там срок и снова пробрался какими то нелегальными путями в Стокгольм (город своей мечты) и почему-то решил что они его оставят. В общей сложности вылечился и восстанавливаясь спортом, я прожил два года в Стокгольме и решил вернутся домой. Хотя вполне мог получить вид на жительство, подождать оставалось совсем не много. Это, наверное, один из не многих случаев, когда работники системы по вопросам беженцев сами предлагали потерпеть еще немного. Но я принял под давлением ностальгии решение все же вернуться. Приехав в Питер через неделю попал в дефолт 1998 года. По прошествии некоторого времени снова уехал за границу, чтобы попытаться-таки получить вид на жительство в Швеции. Но как оказалось мой поезд естественно ушел и, так как я пересекал первой границу Финляндии, по законодательству о статусе беженца, был депортирован в Хельсинки. Там я тоже решил попросить политического убежища и переждать, пока не закончатся последствия дефолта. Через два года накануне Нового года, был депортирован с гитарой на родину. Все случившееся со мной заставило сделать переоценку ценностей и это в корне меня изменило и, думаю, именно многое пережив сам, потому и встал на путь творчества.
— А к Виталию Крестовскому Вы имеете отношения?
— Нет, к известному шансонье Виталию Крестовскому я никакого отношения не имею, хотя с творчеством его знаком. Вся история моего творческого псевдонима идет еще из детства. Дело в том, что мой любимый фильм в ту пору был «Земля Санникова», где главным персонажем был Евгений Крестовский, которого сыграл один из моих глубоко почитаемых актеров Олег Даль. Я тоже очень люблю знаменитую песню на стихи Леонида Дербенева и музыку Александра Зацепина «Есть только миг» и с удовольствием ее исполняю в узком кругу. Вот, видимо, симпатия к этому персонажу и отложилось на моей дальнейшей судьбе и творчестве. Мы все имеем и создаем себе кумиров, на которых хотим быть похожи в юношеском возрасте, хотя теперь, я это слово не люблю. Мне больше импонирует слово «авторитет», потому что должен быть пример во всем. Не для подражания, а для понимания, что хорошо, а что плохо и как должно быть, хотя бы приблизительно постепенно подходить к естественной норме в своем творчестве, мне к примеру. Тот, у кого выстрелила какая-та песня, он сразу начинает вести себя как звезда! Вот еще слово, которое терпеть не могу! Звезды на небе! Я лично хотел и хочу стать артистом. У нас, к сожалению, таких людей в музыке не очень много осталось, но они, слава Богу, есть! Для меня, к примеру, и, думаю, для огромного количества музыкантов, авторитетом всегда был и будет Александр Яковлевич Розенбаум, о Владимире Семеновиче Высоцком я уж и не говорю.
— Несколько лет назад Вы выпускали на студии «Ночное такси» альбом «Мотылек» — немного о его судьбе скажите.
— Что касается альбома «Мотылек», который был записан в знаменитой студии Александра Фрумина «Ночное такси» в 2008 году, это был мой первый сольный альбом, в который полностью состоял из моей музыки и стихов. Альбом, сам по себе, является довольно разноплановым по своему содержанию, я вообще не люблю зацикливаться на какой-то одной определенной теме, мне кажется, это скучновато. Тему любви, к примеру, извратили, так уже по моему, и опошлили разные клоуны называющие себя ЗВЕЗДАМИ, что тошнит от бреда, называемого стихами. Я себя Пушкиным, конечно, не считаю или Высоцким, но пошлости откровенной никогда не допущу. Пусть даже сейчас за это и платят многие хорошие деньги. Нам нужно многое менять, пока совсем не поздно, иначе снова окажемся в Мезозойском периоде и навсегда уже. Так как я автор исполнитель, и живу в России, то я вижу все стороны жизни в разных ее проявлениях и посредством общения с разными людьми по своим жизненным взглядам и позициям, то и творчество мое включает все эти стороны. Но обсуждать какие-то песни отдельно, я не люблю и не вижу в этом смысла. Пусть каждый увидит и услышит то, что захочет сам. Есть хороший афоризм по этому поводу: «Если нужно объяснять, то не нужно объяснять». Можно рассказать о каких-то деталях, чтобы было понятно, почему такое название.
У альбома «Мотылек» непростая и довольно долгая история. Первая и заглавная песня была записана еще в 2004 году, потом очередная проблема со здоровьем не давала возможности зарабатывать деньги, но постепенно я записывал песню за песней и в итоге наконец он был закончен и увидел свет в 2008.
Я считаю, что все идет, как идет и судьбу не обманешь, не ускоришь, да и зачем, я набирался опыта игры на гитаре и вокалу, занимался самообразованием в областях которые мне интересны.
— Вы недавно закончили запись нового альбома, расскажите об этом.
— По поводу абсолютно нового альбома «Сердце шансонье» могу сказать, что его название говорит само за себя. То есть я имел в виду настоящих авторов, которые честно и достойно занимаются своим делом, имеют душу и сердце и могут их красиво описать и представить в своем творчестве. И заглавная песня посвящена именно им, не зависимо от того, живы они сейчас или нет. Он так же является разноплановым по своему содержанию, как и все мои песни, которые, надеюсь, будут выпущены в будущем. А они у меня, поверьте, есть. Здесь я затронул те темы, которые мне, как человеку, живущему в России, не безразличны. Там есть и песня «Бродяга», название которой тоже говорит само за себя, и «Подстава»… я не люблю мутных тем, в моем понимании, человек (слушатель) должен видеть ясную картину того, о чем я пою. Так же затронута тема любви, но в нормальном, на мой взгляд, проявлении. Есть песня о человеке, который никак не может найти себя после войны, и это мне тоже знакомо не понаслышке. Есть песни на морскую тему. Ну, в общем, кому нравится мое творчество, я думаю, не будет расстроен и найдет для себя что-то близкое по духу.
Хочу так же отметить замечательную работу главного аранжировщика студии «Ночное такси» известного питерского музыканта Виктора Смирнова, который вложил душу и это сразу слышно в каждой песне. А так же выразить благодарность гитаристу студии и автору исполнителю Андрею Егорову, который проиграл множество гитарных партий.
— Знаю, что принимали участие в проекте «Русская рулетка», можно немного об этом?
— Проект «Русская рулетка» был создан совместно с Питерским музыкантом Филипп Клибановым. По большому счету, там песни основные, это стеб своеобразный, хотя есть и серьезные вещи как, например, «Новогодняя», для тех, кто по ту сторону «колючки», кстати, ее автор Виктор Иванов сам отсидел немалый срок. И «Самоубийца блюз»», наверное, если бы я сам не был схож с ее персонажем на момент написания, вряд ли она получилась бы такой успешной у тех, кто ее слышал.
C Филиппом я познакомился через моих хороших знакомых питерских ресторанных музыкантов на дне рождения солистки их дуэта «Мон Плезир». Я тогда еще не занимался музыкой профессионально, но какие-то песни начал сочинять еще в эмиграции и решил попробовать себя на этом поприще. Работа над песнями и запись по горячим следам длилась примерно полтора года. Записывался он в разных студиях от домашних до небольших профессиональных.
Несколько песен помог записать у себя дома сын известного и любимого огромным количеством людей Эдуарда Анатольевича Хиля, Дмитрий. К неизмеримому сожалению, вся страна не так давно простились с его отцом. Эдуард Анатольевич дал много хороших полезных советов мне в напутствие и я их не забыл. Я тогда делал еще только первые шаги к профессиональной сцене. И считаю, что это фатальное решение в моей жизни так, как, в общем-то, никогда не имел желания заниматься этим профессионально. Как-то все само собой стало подталкивать к определенным действиям, а что из этого получилось в дальнейшем, судить слушателям. Хотя думаю, что если бы не внутреннее чувство уверенности, что занимаюсь своим делом и оснований было для этого уже достаточно, то не стал бы претендовать на это дело. Я человек абсолютно не тщеславный и мое мнение cхоже с этим: «Если тщеславие сделало кого-нибудь счастливым, то, наверняка, этот кто-то был дурак»… так сказал Жан Жак Руссо.
— Последует когда-нибудь продолжение у этой группы?
— Продолжения группы «Русская рулетка» не будет и быть не может, так как ее существование закончилось практически сразу после записи альбома. Каждый вправе исполнять свои и совместные песни отдельно. Мы расстались с Филиппом Клибановым абсолютно мирно на почве разной идеологии в творчестве. И мое личное мнение, что автор-исполнитель это цельная единица, если вы хотите нести настоящее. Никаких претензий друг к другу мы не имеем, просто каждый пошел своим путем. Он человек достаточно известный в среде ресторанных музыкантов и не только, также сочиняет свою музыку и стихи. И, насколько я знаю, они пользуются успехом.
— Вы некоторое время жили в Швеции, как то общались с тамошними музыкантами?
— С музыкантами я виделся только на их концертах и с уличными, которых в центре Стокгольма огромное и разномастное количество. Любил посидеть рядышком с бокальчиком пива и послушать. Особенно мне нравились индейцы, их набирался целый оркестр из разнообразных экзотических инструментов, которые в совокупности выдавали удивительные мелодии. Дай Бог у нас появится на сцене такой коллектив, уверен их бы ждали сплошные аншлаги. Но они и там не жаловались, собирали огромную толпу рядом с известным большим магазином в самом центре «Охленз», если память не подводит.
— Вот на Ваш взгляд, как бы вы определили жанр русского шансона?
— На мой взгляд название «русский шансон» очень удачно само по себе, так как никто не знал, как назваться еще кроме блатного жанра, который у нас заслуженно популярен. Ибо запретный плод всегда был сладок. И ощущения некой личной свободы от прослушивания этих песен, давало практически каждому как мне кажется. Еще я думаю что само по себе название «шансон», как известно в переводе с французского, «песня», в данном случае – уличная. Это как нельзя, кстати, подходило для названия зарождающегося тогда радио, которое в дальнейшем стало ориентировано на, так называемых, народных авторов и исполнителей, коим являюсь теперь и я.
Одним из родоначальников жанра, точнее — индустрии, кстати, является известный продюсер и руководитель студии «Ночное такси» Александр Фрумин. И когда еще функционировало радио «Шансон 104.4», на котором так же слушатели и почитатели жанра впервые услышали меня, благодаря все тому же Александру Фрумину. Я часто слушал его передачи посвященные теме песен жанра и их исполнителям. И думаю он как никто разбирается во всех вопросах связанных с этой темой и не только, его передачи транслируются и сейчас на радио и в интернете.
— Как Вы относитесь к мнению, что русский шансон — воспевает уголовный мир, и как следствие, вызывает рост преступности…
— К выше сказанному могу добавить, что в нашей стране помимо виновных, не заслуженно сидело в тюрьме огромное количество людей, начиная с периода революции. И тема тюрьмы у нас очень актуальна. Я очень рад, конечно, за тех, кто ее обошел, включая себя, но как говорится: «От суммы и от тюрьмы не зарекайся»'. Не буду рассказывать банальности про сложившуюся систему, и так все всё понимают. А то, что этот жанр прославляет тюремную романтику, это, опять же дело, вкуса и личного жизненного опыта человека, который такое говорит.
Я не считаю, что подобные песни призывают к определенным криминальным действиям, это, скорее, камешек в огород телевидения, где сейчас и без названия «шансон» полно морального беспредела в изобилии. Конечно, хочется слышать хорошие тексты и музыку и на эти темы, да и чтобы петь подобные песни, нужно иметь понимание, о чем петь, кому и зачем, тоже не мало важно… Как есть в известной песне Александра Яковлевича Розенбаума: «И поют петухи про тюрьму». Не прибавить, не убавить.
— Какие творческие планы на ближайшее время?
— Что касается творческих планов. Я думаю что вполне созрел для сцены и мне есть, что сказать в своих песнях людям без лжи, фальши и гламура. Я планирую заняться плотной концертной деятельностью, но, к сожалению, тормозит отсутствие необходимой финансовой поддержки и поэтому процесс сам по себе получается очень не легким и длительным. И так же есть достаточно большое количество песен для следующих альбомов, которые, я надеюсь, успею в будущем записать...
— Ваши пожелания своим слушателям и читателям интервью?
— Пожелать нашим слушателям и поклонникам хочу, в первую очередь, здоровья, так как без него и жизнь не в радость помимо прочих проблем, терпения к невзгодам у кого они сейчас присутствуют, веры в то, что, не смотря ни на какие преграды, все будет хорошо! И слушайте свое сердце и разум, не обижайте незаслуженно близких и чужих людей. Давай те помнить, что все люди на земле немножко родственники. Процветания! Понимания! Любви! И достойной оплаты достойного труда!
Беседовал Михаил Дюков специально для сайта «Классика русского шансона» (blatata.com)
3-4 февраля 2013 г.