Михаил Дюков: «Сегодня, даже очень средний артист, мнит себя Михаилом Кругом, а это не так…»
— Михаил, знаю, что вы пишете новую книгу, о чем она и когда мы ее увидим?
— Рабочее ее название «100 легендарных альбомов русского кабаре»…. Или «100 альбомов русского шансона», это пока не принципиально важно, еще идет работа… Ее суть – это рассказ об альбомах и пластинках, которые стали знаковыми в жанре, повлияли на развитие этой музыки или были просто редкостью и раритетами, или стали дебютами (удачными или не очень) теперешних известных артистов… Будет и познавательно, и интересно, где-то с юмором, но постараюсь делами поменьше личностных оценок (смеется). Так что… как напишу и допишу – расскажу всем сразу и обязательно, хотя есть идея издать ее в электронном варианте, как когда-то издавалась «Энциклопедия русского шансона», надо только найти единомышленников.
— Вы решили отказаться от термина «русский шансон»?!
— Не столько отказаться, сколько расширить понятия этого направления в музыке… Есть стереотип обывателей, что «русский шансон» — это блатняк и не более, это миф и это глупость. Не буду в сотый раз говорить, кто входит в когорту артистов жанра, на самом деле тысячи и тысячи, в том числе советских артистов и певцов, исполнителей из русской эмиграции всех волн. Сейчас словосочетание «русский шансон» несколько дискредитировано, если так можно выразиться.
Слово «кабаре» более емкое, хотя и не очень привычное русскому уху… но в Европе уже более сотни лет есть и оно и этот жанр – по сути дела, интимные песенки в маленьком пространстве. Вот смотрите, в конце 1980-х… Вилли Токарев и другие эмигранты прилетаю в СССР, у всех стадионы, в больших городах иногда даже несколько концертов раз в день. Я говорю только про жанр, общий подъем и эйфория… увы, и публика потихоньку этого наелась и захотелось более комфортных условий, сначала это были концертные залы, сегодня все стали ходить в клубы и рестораны. Почему так произошло, есть много причин – и объективных, и экономических… Извините, немного отвлекся.
— Да… И как идет работа над новой?
— Неторопливо (смеется), а куда спешить? Я не хочу, как мои коллеги, добавить в старую книгу новую главу, поменять название и опять и опять продавать нафталин… как это было недавно, покупаю книгу и вижу – компиляция старого материала на новый лад, это же профанация, обман читателя. Я как-то в шутку в одной рецензии написал, мол, коллега исписался, раз разным изданиям одну и туже книгу под разными названиями продает… чего я только потом не прочитал и не наслушался. Поэтому более не комментирую… как говорит один мой друг: «Спорить надо с равными»… все равно никому ничего не докажешь.
— Странно, а мне рассказывали, что Вы любите поспорить….
— Любил… В прошедшем времени. Зачем мне спорить? И с кем?! Я спокойно живу, работаю, пишу, издаю артистов в серии, которую мы сделали под эгидой сайта «Классика русского шансона» и при поддержке основателя Студии «Ночное такси» Александра Фрумина. У меня масса проектов и работа. Готовим уже пятый выпуск… я регулярно принимаю участие в фестивале памяти Аркадия Северного, других проектах Студии. У меня все хорошо, я занят…
— Вы стояли у истоков одного из фестивалей шансона в Калининграде и вдруг перестали там бывать…
— Ничего странного, надо развиваться, надо расти… Фестивалю Северного в 2016 году исполняется 21 год, это честная цифра, их было двадцать, теперь будет двадцать первый, мне интересно работать и с Александром Фруминым и с теми музыкантами, которые на него приезжают… Вот я и ушел, не вижу проблем. Просто забавно, как меня оттуда убрали – из титров, афиш и так далее… ну, это их дело, как говорится – умерла так умерла.
— Вы как-то сказали, что Вы не коллекционер и не историк, а просто журналист…
— Да, но это же правда… Настоящий историк должен иметь соответствующее образование, иначе он самозванец и аферист, коллекционер, это тот, кто марки, этикетки собирает и складывает, ото всех прячет. Коллекция – это что-то мертвое, как мне кажется… коллекционеры гонятся за количеством, как мне хвастался один собиратель – у него что-то там под 10 000 дисков и пластинок… Зачем нужен весь этот хлам?! У меня коллекция где-то до 5000, может чуть больше… это редкие записи, то, что издавалось официально, подарки, есть какие-то редкие или коллекционные издания, но чаще уже подаренные друзьями или артистами.
Давайте скажем откровенно, не все, что издавалось и издается имеет музыкальную или художественную ценность… за эти годы в музыку, не только в шансон, но и эстраду, пришло много людей случайных и неграмотных, которые думают, что хрипение под самоиграйку – это кон-гениально и утром они проснуться кругами и шуфутинскими… Да простят мне это артисты. И когда честно людям говоришь, что это плохо, люди обижаются…. Я не хочу врать и вилять, обнадеживать, что у вас все получится и научитесь петь и плясать, да, мартышку можно научить на фоно играть, но она останется мартышкой… Может иногда это звучит жестко, но честно.
А когда некий коллекционер, сидя на своей маленькой кухне и попивая чая, а сам нотной грамоты не знает, но при этом искренне мнит себя «отцом русского шансона» и дает указания и советы… Ну, извиняйте (смеется), что я могу тут сказать?! Или, что меня вообще умиляет, кто-то начинает давать советы как работать той или иной радиостанции, как строить репертуарную политику…. Держите меня семеро!!!
— Поясните…
— Что такое радиостанция? Это программы, это ведущие, новости… ток-шоу…. Вот, например, интернет-радиостанция «Шансон 24», там это все присутствует… А когда люди нагло воруют название у главной профильной радиостанции, ставят мертвый плей-лист и провозглашают это уникальной радиостанцией… ну, очередная афера, мы тоже на сайте «Классика русского шансона» пытались это сделать, но вовремя поняли бесперспективность идеи, хотя и первые программы там пошли, но решили не заниматься пустым делом и все закрыли. Поэтому, я журналист… это возвращаясь к вашему вопросу – я работаю на радио и телевидении, есть профессиональные награды, значит – я журналист… и горжусь этим. Да, у меня, может быть, нет музыкального образования, но в меня много вложили мои родители, привили чувство вкуса, спасибо им за это, и я отличаю… как там это у Леонида Филатова… «незабудку от……», в общем, сами знаете.
— По Вашему мнению, жанр умирает?
— Ну… вот и вы туда же…. Жанр развивается, жанр меняется… Никто и ничего не умирает, да, увы, ушли одни артисты, пришли другие…. Есть определенная грустная тенденция, если старые артисты воспитывались на классике, на Высоцком и Есенине… на высокой поэзии… то нынешний – скачал программы в сети, отрастил пузо, научился хрипеть и, простите меня люди, он – гений шансона. Как-то прочитал в сети – «звезда Красно… дрищенского шансона», когда вежливо объяснил парню, что пением это не является…. Ну, получил свою долю мата и оскорблений и все. Новое поколение артистов растет на плохих образцах для подражания, да, всегда были средние артисты, но все понимали (кстати, и они сами), что они середнячки, а сегодня всяк мнит себя Михаилом Кругом (да прости меня Михаил Владимирович столь частое упоминание). Нет объективности в суждениях. Круг сначала выпустил два альбома и только потом, записав третий, стал звездой….
— Наверное, на этом сегодня и все… спасибо Вам, что нашли время.
— И вам спасибо и удачи!
Беседовал Герман Голованов, Калининград, 3 февраля 2016 года