Музыка «шансон». Начало в России…
В 1992-93 году в Санкт-Петербурге появилась и начала свою работу компания «Русская музыка», занимающаяся торговлей российской музыкой, тогда это в основном была популярная эстрада и классика на CD. В тот момент в Москве было всего несколько фирм, выпускающих легальные CD, одна их них – «Русское снабжение» (на сегодня компания уже не существует). В том же 1993 году она выпустила альбом Михаила Шуфутинского «Две свечи», официально купив у него разрешение на выпуск, затем был издан диск Александра Кальянова. Небольшие тиражи печатались на Уральском электромеханическом заводе, а затем доставлялись на склады в Москве, откуда уже все расходилось по стране.
И вот как раз через фирму «Русская музыка» Александр Фрумин познакомился с Юрием Севостьяновым, который еще с двумя компаньонами Беловым и Геннадий Левченко возглавлял компанию «Русское снабжение». Основные финансы был Левченко, он имел серьезные связи с Уральским заводом, где и печаталась музыкальная продукция, поэтому занимался тиражами и производственными вопросами. Юрий Севостьянов имел в компании небольшой пакет акции и в основном занимался вопросами дизайна и полиграфии. Офис компании, где шла вся работа – заключение договоров с артистами, запуск проектов, в тот момент располагался дома у одного из компаньонов на Балаклавском проспекте.
Фрумин и Севостьянов сошлись в большей степени на общем интересе к музыке шансона, в тот момент «Русское снабжение» в большей степени выпускало попсу, но был большой интерес и к городскому романсу. И возникла идея издать концерты Аркадия Северного, до этого компания уже издавала его диск, но это было не систематизировано и не совсем легально.
До этого вышел только один сборник на компакт-диске довольно плохого качества, его подготовил к изданию ведущий программы «В рабочий полночь» радиостанции «Эхо Москвы» с псевдонимом Мурзик. Тогда радиостанция вещала на УКВ и средних частотах, сейчас эта программа не выходит, но в ней в те годы звучала музыка жанра «шансон», в том числе и записи Аркадия Северного. Диск был напечатан без выходных данных, потому что издатели, кончено же понимали, что у Северного есть дочь и родственники и надо бы заплатить какой-то гонорар.
А у студии «Ночное такси» на тот момент уже имелись все доверенности и разрешения от наследников Аркадия Северного на издание всех его концертов и материалов о нем. Переговоры между студией и компанией «Русское снабжение» тянулись почти год. Хотя было понятно, что есть качественный материал для издания, есть все разрешительные документы, но компаньоны внутри себя не могли договориться.
Аркадий Северный и ансамбль «Четыре брата и лопата» (1994 год)
(рассказывает Александр Фрумин)
А вот идея проводить фестивали памяти Аркадия Северного пришла мне в том же 1994 году. За основу я взял знаменитый концерт Александра Розенбаума и «Братьев Жемчужных», посвященный его памяти. Мы сделали этот фестиваль ежегодным и сценическим, а не студийным. Проводим его всегда в Санкт-Петербурге, в первой половине апреля ежегодно (Аркадий Северный умер 12 апреля 1980 года).
Сам концерт «Аркадий Северный и ансамбль «Четыре брата и лопата», записанный в 1974 году с ансамблем под управлением Александра Резника – самый первый легальный CD Аркадия Северного в мире. Мы восстановили эту фонограмму и издали ее в 1994 году.
Издание ценно тем, что полностью воссоздает оригинальную запись 1970-х годов. Альбом представляет из себя ремастированное в цифре двухдисковое издание, так как запись сделана на магнитофонной ленте 525 метра с двух сторон, то есть приблизительно, по 45 минут каждая. Диск интересен еще и тем, что термин, теперь уже привычный всем, «русский шансон», мы впервые разместили в качестве названия серии. Забавно, что наш дизайнер Ольга Алисова не поняла, как это пишется, и именовала серию «русских шансон». На наш вопрос: «Что же ты сделала? Он же русский!», Ольга ответила: «Первый раз с таким наименованием встречаюсь. Шансон с французского переводится как «песня», поэтому я поняла название серии как: «русских песен». Оригинальная обложка диска стала настоящим раритетом — ошибка Ольги Алисовой так и не была исправлена.
Концерт был издан на CD и параллельно на аудиокассетах, где ошибка в названии серии была исправлена и значилось «серия «Русский шансон», официальным издателем стала студия «Союз». И тогда же было заявлено о планах студии на несколько лет вперед о выпуске еще семи концертов Аркадия Северного с ансамблями «Трезвость», «Светофор», «Химик» и «Черноморская чайка». Официальный тираж диска «Аркадий Северный и ансамбль «Четыре брата и лопата» составил десять тысяч экземпляров, по тем временам, да и по нынешним тоже, довольно большой.
В том же 1994 году Геннадий Левченко эмигрировал в США и теперь проживет в Нью-Йорке, Юрий Севостьянов так же ушел из компании и организовал свою – «Мастер Саунд», как суб-лэйбл при компании Белякова «Союз», обладающей производственными и торговыми мощностями. И компания «Мастер Саунд» развернула свою деятельность по целевому признаку, то есть приоритет был отдан музыке «русский шансон».
Следующий диск Аркадия Северного был выпущен компанией «Мастер Саунд» почти через полтора года – в 1995. Сначала были издан концерт с ансамблем «Химик», затем «Тихорецкий концерт с ансамблем «Магаданцы» и запись с «Черноморской чайкой» на стихи Сергея Есенина, а так же концерт «Под серией 1 А».
Когда в пресс, да и среди исполнителей заходит речь о термине «русский шансон», то очень много людей тянет одеяло на себя, доказывая с пеной у рта свое авторство. Надо понимать, что компания «Мастер Саунд» в тот момент явилась издателем этой музыке, в чем ее несомненная заслуга и новаторство, да и немалый риск. Но вот организатором и движущей силой, а так же созданием и реставрацией раритетных записей, подготовкой их к изданию, решению правовых вопросов все же была студия «Ночное такси». Она предоставила реставрированные архивы, ну, и готовила к изданию новые записи, в том числе «Братьев Жемчужных», Александра Розенбаума и многих-многих других исполнителей жанра русского шансона. Сам термин появился ранее, еще в 1950-60 годах во Франции, когда певцы эмигранты записывали и издавали свои записи, потом этот термин позднее перекочевал в США, где тоже как-то надо было определять русскоязычную музыку в чатах, да и вообще как-то ее определять. Но в Россию 1994 году именно студия «Ночное такси» привнесла в оборот словосочетание «русский шансон» или «шансон по-русски», кому как больше нравится и начала популяризировать этот музыкальный жанр.
И нужно рассказать об одном концерте, выпущенном студией «Ночное такси» в серии «Русский шансон», это один из первых концертов ленинградского исполнителя Виталия Крестовского и ансамбля «Крестные отцы».
Концерт действительно уникальный, это «золото жанра», за эти годы он в том или ином виде он переиздавался не один раз, а это еще одно подтверждение, что и песни эти востребованы, и жанр близок слушателю. Нужно сказать, что ансамбль «Крестные отцы» в 1976 году записал концерт и с Аркадием Северным.
Виталий Крестовский и ансамбль «Крестные отцы» (1978 год)(рассказывает Александр Фрумин)
Это первый альбом Валерия Цыганка, больше известного нам как Виталий Крестовский. Ансамбль под забавным названием «Крестные отцы» был собран специально для этой записи. Виталий исполнил, с присущим ему артистизмом и непринужденностью, весьма разный репертуар. Здесь и удалые одесские песни «Сонечкины именины» и «Чемоданчик», и вполне «официальный» романс «Бакинские огни».
В этой программе 4 композиции на стихи Александра Лобановского, к которым исполнитель написал свою музыку и аранжировку.
Эта запись в 1970-х годов по-настоящему «ушла в народ». В 1983 году, тогда еще совсем молодой режиссер, Карен Шахназаров, взял в свой фильм «Мы из джаза» некоторые песни из этого альбома, в том числе «Чемоданчик». Для многих исполнителей в последующие годы песни этого альбома стали эталоном жанровой одесской музыки.
Для издания мы использовали фонограмму из коллекции Николая Рыжкова, которую подвергли глубокому ремастерингу. Получилось прилично, мы издали альбом в первый раз в 1995 году. Новое издание концерта, мы произвели в 2004, сделав еще более серьезную обработку фонограммы.
А на тогдашнем музыкальном рынке страны образовался тандем: записывающая и продюсерская студия «Ночное такси» и издающая компания «Мастер Саунд». Первая создала каталог артистов, давала им эфир, на тот момент в Санкт-Петербурге, затем и по всей стране, вторая – наконец-то легально начала издавать эти записи в России. Было принято решение о создании двух серий жанра: «Ночное такси» и «Русский шансон». В первой серии должны были издаваться современные исполнители и коллективы, во второй – архивные записи, планировалось начать с концертов Аркадия Северного, ансамбля «Братьев Жемчужных». Но никто не собирался замыкаться на записях только ленинградских или российских подпольных музыкантов, сам термин «русский шансон» (песня по-русски) подразумевал под собой весь пласт музыки: эмиграция, барды, представители городского и уличного романса. И по сию пору студия «Ночное такси» не отказывают никому из авторов-исполнителей, работающих в жанре, ни в студии, ни в участии в фестивалях, ни в эфире на радио.
За год совместной работы студия «Ночное такси» и компания «Мастер Саунд» издали около двадцати релизов жанра шансона – это была серьезная работа по развитию жанра. И опять же, в отличие от остальных многочисленных лейблов, которые на тот момент существовали в России, приоритет был отдан именно этой музыке.
Александр Фрумин, Михаил Дюков
Отрывок из книги «Ночное такси. 25 лет по дорогам шансона»
Специально для сайта «Классика русского шансона»