Александр Фрумин: «Творческое наследие Славы Бобкова найдет своего слушателя…»
— Александр Викторович, знаю, что Ваша Студия получила от вдовы Вячеслава Бобкова, Оксаны Сорока-Бобковой и его сына Святослава Бобкова, разрешение на работу с его творческим наследием…, расскажите об этом.
— Да, действительно, Студия «Ночное такси» получила 8 ноября 2016 года генеральную доверенность от наследников авторского и смежного права Вячеслава Бобкова на управление его правами. В настоящее время наша Студия занимается оцифровкой материалов, и затем начнет их размещение на международных порталах цифровой агрегации iTunes Store и Apple Music. Наша Студия производит премастеринг всего музыкального материала для улучшения его технического качества. Мы планируем опубликовать первые альбомы Славы Бобкова до завершения этого года в неограниченном доступе на весь мир.
— Я знаю, что Вы дружили с Вячеславом много лет: показывали его музыку в эфире Радио «Шансон» в Питере и Москве, записывали его песни на видео и работали над его аудиопроектами. Вячеслав выступал на Ваших фестивалях. Расскажите о том, что было сделано музыкантом в Студии «Ночное такси».
— Я познакомился со Славой в Москве на студии «СОЮЗ» в 1994г. Тогда был издан самый первый его CD: «В кабаке». Диск мне понравился, и я, с радостью, поставил в эфир «Ночного такси» авторские версии песен «Такси — зеленый огонек» и «Конвой» («Письмо матери»), к тому моменту уже известных по исполнению Михаила Шуфутинским. Продюсер Славы, Алексей Горбашов, не только передал мне этот CD, но и организовал первую встречу со Славой. С тех пор и дружили.
В 1996 году в нашей Студии вместе с «Братьями Жемчужными» мы записали Славе CD «Конвой», который, к сожалению, вышел только в 1998. Альбом тот получился крепким и очень интересным по музыке — «Братья Жемчужные» играли полным бэндом, даже с духовыми. Жалко, что не мы издавали эту программу (таковы были юридические условия при записи), иначе этот диск имел бы, несомненно, лучшую судьбу и распространение.
В 2007 Слава сообщил мне о создании им совершенно новой «живой» программы, также он собрал группу «Алтай XXI», специально для концертных выступлений. Слава прислал мне демо-записи, которые мне настолько понравились, что несколько песен я показал в эфире «Ночного такси». Фильм-концерт «Переплавленный в колокол» записывали летом, в Гигант-Холле в Санкт-Петербурге. Фильм писали почти 7 часов. Было здорово жарко, в зале не работал кондиционер, поэтому останавливались через каждые 2 песни, и Слава даже принимал душ во время съемки. Но сыграли хорошо, «на роковом драйве». В финале сделали несколько старых и любимых публикой Славиных вещей: «Шишки да иголки», «Улетная» и другие. Я очень горжусь тем, что, когда Слава получил мастер, он сказал мне: «Саня, это мой лучший фильм!».
Вячеслав Бобков в период 2008 по 2010 годов принимал участие в наших фестивалях «Шансон по-русски в Париже» и «Шансон по-русски в Германии».
В 2011 году он выступал на фестивале «Зона шансона – Шансон по-русски в Юрмале», организованном нами, совместно с латышской компанией «Bilera Production». Все эти записи Вы можете видеть на ТВК «Ночное такси» на YouTube.
— Планируете Вы что-то издавать на CD из наследия Вячеслава Бобкова? Ведь несколько альбомов Славы Бобкова записывались и дописывались в Студии «Ночное такси», но работа была заморожена.
— Да, действительно, в нашей Студии был завершен альбом «Край света», который Слава начал записывать в Киеве, в 2005 году. Мультисессия была предоставлена им нашей Студии. В течение полутора лет, с 2010, Слава приезжал в Петербург специально для работы над этой программой. Мы записали его вокал и гитары. Со Славой в Студии всю эту работу и сведение альбома выполнил наш главный звукорежиссер Вячеслав Распопов. Альбом получился очень интересный, совершенно непохожий на все то, что Вячеслав Бобков записал до этого. Стилистика программы – рифовый гитарный рок в лучших традициях «Pink Floyd» и «Deep Purple». Он утвердил сведение этого альбома за неделю до своего ухода 3 апреля 2012 г… Мы планируем, в 2017г., издание этого альбома на CD.
Мы также успели записать вокал и гитарные партии Славы для традиционного альбома в стилистике шансона, но большего, к сожалению, сделать не успели. Этот материал, со временем, также будет нами издан.
— Как Вы считаете, в чем секрет популярности Славы Бобкова и его песен?
— Я уверен – секрет популярности – в предельной искренности Вячеслава Бобкова, его невероятной доброте к людям и окружающему миру. Он не только прекрасно сочинял и пел свои песни, но был безупречным гитаристом, обладающим своим неповторимым почерком. Приехав к нам на Студию, он привез четыре гитары, на которых аккомпанировал при записи альбома, и на наших съемках в Петербурге. Он невероятно любил и знал этот инструмент.
— Я знаю, что Вы большой сторонник технического прогресса и всегда на его передовой. Ваше мнение – iTunes может окончательно вытеснить с издательского рынка физический носитель (CD, LP)?
— Я уверен – никогда iTunes и другие порталы цифровой агрегации музыки не смогут полностью занять рынок. Причин здесь несколько. Во-первых, все размещенные треки кодированы в компрессированном формате AAC. Формат хороший, но при использовании оборудования класса Hi-Fi полноценное качество можно получить только используя диски формата CD-DA, либо диски LP. Дело в том, что все форматы компрессии (AAC, MP3 и др.) в среднем на 30% уменьшают длину звуковой волны, которая необходима для правильного восприятия музыкального материала. Ко всему надо относиться взвешенно. Естественно, современную музыкальную жизнь без интернета, в котором располагаются мощные порталы агрегации музыки и стримминговые сервисы представить невозможно, а использование форматов с компрессией для размещения музыки в сети неизбежно. При этом надо понимать, что качество физического носителя – ультимативно, и компетентные пользователи всегда будут ориентироваться на него.
— Сколь велико присутствие Студии «Ночное такси» на iTunes и других музыкальных порталах?
— В нашем правообладании сейчас более шести тысяч треков. Мы имеем не исключительные права (авторские и смежные) на более чем 400 альбомов. Исключительные права: Аркадий Северный (вся коллекция), «Братья Жемчужные» (все альбомы, записанные у нас), Вася Пряников ( альбомы, записанные у нас ), Татьяна Кабанова (альбомы, записанные и изданные нами), Виталий Крестовский (альбомы, изданные нам ), Андрей Большеохтинский (первый альбом), Виктор Тюменский (альбомы, записанные и изданные нами). Теперь ВСЕ песни/альбомы Вячеслава Бобкова, исключительно, принадлежат нам. Нам принадлежат все видео материалы нашего ТВК на YouTube (это более 250 фильмов, более 2 400 треков, все специальные программы). Вкратце — так!
— Раз есть повод – расскажите немного о «Золотой серии» Аркадия Северного, что издано, и какие релизы планируются в ближайшее время?
— В сентябре этого года мы начали издание «Золотой серии» Аркадия Северного. Она будет издаваться на протяжении пяти лет, до 2020 года. Мы представим вниманию публики 20 лучших концертов Аркадия Северного на CD. Все фонограммы получают новый мастеринг, в каждом альбоме представлены песни современных исполнителей, которые тщательно подбираются нами для участия в этом проекте. В сезоне 2016г. издаются первые четыре альбома. Два из них уже доступны на музыкальном рынке, это «Соло для двух гитар» (с участием Елены Бакуровой) и «Первый концерт с ансамблем «Химик» (с участием Оси Солнцевского). До окончания этого года будет издан «Тихорецкий концерт» (с участием Альбины Десницкой), и в декабре-январе «Концерт с ансамблем «Казачок» (с участием Артема Еременко). Следите за выпуском «Золотой серии» Аркадия Северного на сайтах shansonspb.ru, blatata.com, prologmusic.ru
— Спасибо Вам за беседу. Удачи и до новых встреч!
— И вам спасибо за интерес к нашей работе.
Беседовал Михаил Дюков специально для сайта «Классика русского шансона»
17 ноября 2016 года, Калининград – Санкт-Петербург