Русский шансон – подводя итоги 2016 года…
2016 год для жанра прошел, скажем так, довольно неплохо, ни хуже прошлого – это уже хорошо, выходили альбомы, были дебюты, проходили фестивали…. Об этом и другом сегодня и поговорим…
Начнем с тяжелого… с утрат… в 2016 ушли из жизни:
- Автор-исполнитель Новелла Матвеева
- Продюсер Виталий Соловьев
- Певица и автор Лала Хопер
- Поэт-песенник Сергей Иванов
- Автор и исполнитель Юрий Соловей
- Поэт-песенник Вячеслав Стрелковский
- Продюсер и певец Виктор Шульман
- Певец Леонид Портной
- Автор и исполнитель Михаил Блат
- Поэт и певец Валериан (Курамжин)
Большая часть – люди известные, яркие и много сделавшие для русской песни, тяжелые утраты, не простой год…. Почти всех я знал или лично, или по переписке, а это всегда тяжело – когда уходят знакомые тебе люди.
В 2016 году у поэта Вячеслава Стрелковского вышла инет-книга и была договоренность, что в 2017 выйдет еще одна – материалы готовы и до лета сайт «Классика русского шансона» ее обязательно издаст. Также шансонье Кеша Гомельский готовит сольный альбом на стихи Вячеслава.
Итак, альбомы года… Я бы назвал:
- Александр Новиков «Блатной»;
- Любовь Успенская «Еще люблю…»;
- Михаил Шуфутинский «Я просто медленно люблю…».
Немного непонятна история с альбомом Успенской – он появился только в сети, большинство песен новые… будет ли диск, пока непонятно.
Приятный и крепкий сборник Григория Лепса «Апгрэйд» — как всегда на уровне и аранжировки, и чувство своего фирменного стиля и, на что я всегда обращаю внимание – оформление.
Хороший альбом Юрия Уральского «Архипелаг» — как всегда в жанре, как всегда – качественно.
Анатолий Могилевский «Сумасшедший роман» — издан и продается в США, до России пока не дошел… по тому, что я слышал – продолжение традиций альбома «Пьяна рана» и других работ последних лет.
Сергей Стороженко «Письмо матери» — кажется, это автор нашел свою нишу и второй раз порадовал хорошим альбомом.
И хоть он вышел в конце 2015, но больше разошелся в 2016 – Александр Дюмин «Не жалею» — очень душевный авторский сборник с новыми и старыми песнями.
Из DVD: Аркадий Беловский «Избранное» — не раз говорил, очень яркий автор, умеет работать на сцене и преподнести себя публике, настоящий артист. Не однозначное, но жанровое видео Оси Солнцевского «За папу Вовика!» и… да… Наверное, самое яркое и по настоящему шоу года – концерт Ирины Эмировой «Искренне Ваша» — звук, свет, пиротехника, кордебалет. Опять же – все снято и издано Студией «Ночное такси».
Шок года…. Виниловая пластинка русского шансона – Виктор Тюменский «Эверест»… издана в Германии, продается в России. Еще акустическая версия CD Инны Субботиной «Забытые песни НЭПа», также изданная на виниле микроскопическим тиражом, да. пластинка интересная, а больше – ничего. Может быть, я что-то пропустил?!
Я начал слушать эту музыку более 30 лет назад, тогда в жанре было немного имен: Токарев, Новиков, Шуфутинский, Розенбаум и Успенская… за эти годы было много разных взлетов, но только почему-то эти ребята и удержались. Да, за эти годы они уходили и возвращались к жанру, меняли стиль и авторов, искали что-то новое… но – удержались на плаву. Да, кто-то ушел по естественным причинам – смерть, болезни… кто-то отошел от дел ввиду возраста, «русской» болезни и просто творческого кризиса, ведь одно дело выпустить один успешный альбом, а другое – работать много лет и издавать продаваемый материал.
Меня, например, удивляет манера современных молодых авторов, да и не молодых, ждать от кого-то какой-то помощи и подачек, тут недавно договорились до такого некоторые шансонье – мол, государство должно нам помогать. Зачем? Почему?
Какое государство поддерживало Высоцкого, Новикова, Токарева, Шуфутинского, Беляева, Успенскую, Сорокина, Шандрикова и далее по длинному-длинному списку? Давало им эфиры и бонусные записи на студиях? Нет же – кое-кого и в тюрьму упрятало и жизнь поломало… Большинство делало все на свои или с помощью друзей – вот тогда и выбивались, а когда на чужие – не ценится это, не цениться.
Проекты, которые приятно удивили… Студия «Ночное такси» начала издавать «Золотую серию» Аркадия Северного – с новым уникальным по качеству звуком, плюс продвижение новых и молодых исполнителей с песнями из репертуара легендарного шансонье. Интересный ход – система «дописок», как в старых студиях звукозаписи.
Рекордсмены… не совсем правильный термин, но как есть – Александр Новиков с чередой альбомов лучших песен и новым сольником и DVD, и мой земляк – Евгений Любимцев, который в 2016 выпустил не только череду акустических концертов, но и дал в их поддержку сольный концерт, издал антологию всех своих альбомов и плюс DVD.
Почему я не говорю о неких элитных сериях и изданиях? А зачем? Если люди издают для собственного удовольствия и собственной коллекции – не будет им мешать. Когда исполнитель издает свой новый сольный альбом тиражом 300 штук, а продает втридорога или годами держит новый альбом в столе в надежде его, опять же, дорого продать… а при этом сетует, что нет концертов и никто его не знает или уже забыли – дружище, не пора ли посмотреть в зеркало и найти виноватого?
Продолжение следует….
Михаил Дюков blatata.com