Владимир Урецкий: «Мечтаю, чтобы в Казани появилась улица Высоцкого…»

Владимир Урецкий: «Мечтаю, чтобы в Казани появилась улица Высоцкого…»

Владимир Высоцкий

В 2017 году коллекционер и импресарио из Казани Владимир Урецкий совместно с краеведом Григорием Цыпцыным и журналистом Владимиром Гараниным выпустили книгу «Владимир Высоцкий в Казани». Этот факт стал отличным поводом для беседы не только об этом событии в литературной жизни, но и о жанре в целом.

Владимир, расскажите о себе. Как пришло увлечение авторской песней, шансоном?

— Я коллекционер, продюсер, организатор концертов, один из авторов книги «Владимир Высоцкий в Казани». Как консультант принимал участие в работе над книгой «Аркадий Северный. Советский Союз». Продюсировал запись альбома автора исполнителя Константина Беляева «Озорной привет под Казанский джаз-бенд», выступал в радиопередачах, вел рубрику «Шансон» на местном телевидении. Знаком, встречался и общался с людьми, знавшими и дружившими с Аркадием Северным, Владимиром Высоцким. Многим из них организовывал выступления, они бывали у меня дома. Увлечение авторской песней и шансоном началось с детства, лет с семи, когда впервые услышал голос Высоцкого, а чуть позже Аркадия Северного, которые до сих пор являются для меня основой жанра шансон.

Нам доводилось встречаться у Вас в Казани, когда я приезжал туда на гастроли с Михаилом Шелегом в 2004 году. Вы много лет занимались организацией концертов и этого концерта в том числе. Продолжается ли сейчас эта деятельность?
— Мне хорошо запомнилась эта встреча с Вами и Михаилом, концерт был аншлаговый, у зрителей остались теплые воспоминания, несмотря на небольшие проблемы со звуком. В связи с болезнью профессионального звукорежиссера пришлось его заменить менее опытным. Кстати, благодаря телепередаче, которую вела Мария Пахоменко на Питерском ТВ в начале 90-х годов, я впервые увидел и услышал Михаила Шелега. Он пришел рассказать об Аркадии Северном и исполнил посвященную ему песню. В то время я собирал информацию об этом певце, и приезжая каждый раз в Санкт-Петербург, пытался найти его родственников, друзей, знакомых. Из рассказа Михаила узнал, что у Северного есть дочь Наташа Звездина, которая живет в Санкт-Петербурге. В следующий приезд, теперь уже зная ее имя и фамилию, мне удалось узнать в горсправке телефон, домашний адрес и познакомиться с Наташей. Мы беседовали у неё дома в квартире на Таллинской улице, где когда-то жил и сам Аркадий Северный. Наташа подарила мне большой фотопортрет отца, изображение с которого было выгравировано на памятнике со стихами Владимира Роменского. Я мечтал увидеть Северного, снятого на кинопленку, спросил, существует ли такой материал? Наташа принесла маленькую коробочку с пленкой, на которой была запечатлена свадьба родителей 1969 года. Это была удача! Кинопроектор стал «зажевывать» пленку, и посмотреть нам так ничего не удалось. Я попросил разрешения забрать плёнку в Казань, у меня были знакомые на киностудии, и они бы смогли сделать с нее запись на видеокассету. Наташа согласилась, и через несколько месяцев я снова приехал в Питер, вернул ей пленку и видеокассету с этой записью. На сегодняшний день это единственное видео Аркадия Северного, фрагменты из которого вошли в передачи и фильмы об этом уникальном исполнителе. Часто задумываюсь, что могло бы быть, если бы эта реликвия попала в руки другого человека, ведь к Наташе приезжали поклонники творчества ее отца со всей страны! Вскоре судьба свела меня с музыкантами из «Братьев Жемчужных» Николаем Резановым и Алексеем Дулькевичем, с легендарным подпольным продюсером Сергеем Ивановичем Маклаковым, фотографом Сергеем Соколовым и другими людьми, знавшими и дружившими с Аркадием Северным – снова большая для меня удача! Вскоре я занялся концертной деятельностью. За эти годы я организовал около ста различных мероприятий, творческих встреч с актерами театра и кино, спектаклей, эстрадных концертов. Эта деятельность продолжается и сегодня, только не в таком количестве и в более узком направлении, это проекты «Звезды винила», «Легенды ВИА», в которых участвуют экс-солисты легендарных вокально-инструментальных ансамблей 70-80-х годов, исполняющих золотые хиты советской эпохи.

Чьи концерты особенно запомнились? На кого идет народ сегодня? Также популярен шансон сегодня, как и 10 лет назад?
— Таких мероприятий много. Это выступления Юрия Лозы, Романа Карцева, Александра Филиппенко, Николая Караченцова, Льва Дурова, Валентина Гафта и многих других артистов и коллективов. Сегодня народ идет на Стаса Михайлова, Григория Лепса, Елену Ваенгу, Сергея Шнурова, на тех, кого часто показывают по телевизору. Что касается шансона, на мой взгляд, он сегодня стал другим, если хотите, более попсовым. Только некоторые исполнители этого музыкального направления могут собрать сольный концерт. Хотя и десять лет назад была подобная ситуация в нашем городе, может это зависит от жителей города?

Владимир Урецкий и Михаил Шелег


Вы собрали интереснейшую коллекцию. Тут и автографы известных писателей, артистов, политиков, и раритетные записи, и письма. Расскажите про нее и историю тех экспонатов, которые можно назвать «жемчужинами коллекции».

— В процессе общения с интересными и известными людьми стали появляться в качестве подарков диски, плакаты, книги с их дарственными автографами. Потом захотелось иметь автографы любимых артистов, певцов ну и, конечно, моих кумиров в жанре шансон, творчеством которых я увлекаюсь, но не пришлось встретиться при их жизни. Что-то приобреталось на аукционах, что-то через знакомых. Со временем коллекция пополнялась, появились новые направления, автографы писателей, политиков, композиторов, актеров театра и кино, чье творчество знакомо с детства. Самым первым был автограф Муслима Магомаева. Это двойная открытка, в которой он поздравляет мою маму с днем рождения. А история его такова. Мой отец отдыхал в Азербайджане, где случайно познакомился с Муслимом Магометовичем, которому рассказал, что жена восхищается его творчеством (впрочем, как и все советские женщины в то время), и скоро у нее день рождения. Магомаев вынул из кармана свою фирменную открытку, спросил имя мамы и оставил развернутый автограф с поздравлением и пожеланиями. Отец отправил ее почтой на домашний адрес, до сих пор помню, как мама достала конверт из почтового ящика. Лучшего и запоминающегося подарка трудно было себе представить. Сейчас эта открытка хранится в моей коллекции, «жемчужинами» которой являются автографы Вертинского, Утесова, Козина, Бернеса, Северного, Галича, Высоцкого — один автограф оставлен на пластинке сотруднику фирмы «Мелодия» где записывался Владимир Семенович, а другой — на авторском фото казанскому коллекционеру А. Поспелову, который много снимал его во время гастролей в Казани.

Владимир Урецкий, Михаил Шелег и Максим Кравчинский


Владимир Семенович Высоцкий и его творчество — особая статья для Вас. Вы долго собирали материалы о пребывании поэта в Казани и не так давно выпустили книгу. Давайте поговорим об этом подробнее.
— В этом году исполнилось 40 лет гастролям Владимира Высоцкого в Казани. За шесть дней (с 12 по 18 октября) он дал 18 концертов во Дворце спорта и 10 — в Молодежном центре, а также выступил в Зеленодольске (в ДК «Родина»), КХТИ (Казанский химико-технологический институт) и Доме актера. К этой дате при поддержке и помощи моих друзей — краеведа Георгия Цыпцына и журналиста Владимира Гаранина — была издана книга хроники, воспоминания, свидетельства, фотографии «Владимир Высоцкий в Казани», в которой до мельчайших деталей восстановлены подробности пребывания «всесоюзного Володи» в нашем городе. Нам хотелось напомнить жителям и администрации города об этом событии в преддверии юбилейной даты 80-летия поэта. Я обратился в мэрию Казани с предложением назвать одну из улиц города именем выдающегося поэта, актера и исполнителя собственных песен Владимира Высоцкого. А также установить памятную доску около здания Молодежного центра, где в гостинице 6 дней жил и на сцене концертного зала выступал бард Владимир Семенович Высоцкий — человек, который влюбил меня в себя еще в детстве. Именно он дал начало моему увлечению шансоном, коллекционированию записей, статей, фотографий и всего, что связано с этим жанром. Когда в далеком уже 1977 году я узнал, что Высоцкий приезжает на гастроли в Казань и мои родители собираются на его концерт, я, естественно, стал проситься с ними. Но по каким-то причинам меня не взяли… В книгу вошли не только рассказы тех, кто на концерты попал, организовывал их, но и стенограммы выступлений поэта, также большое количество эксклюзивных фотографий, многие из которых читатели увидят впервые. Среди собеседников — актеры Вадим Кешнер и Юнона Карева, режиссер Сергей Говорухин, бывшие главный администратор Татарской филармонии Яков Клопоух, завотделом культмассовой работы обкома ВЛКСМ Алла Кузнецова, спортивный врач бассейна Молодежного центра Юрий Алашеевский… Своими воспоминаниями поделился даже водитель такси Асхат Фарукшин, который возил Высоцкого по Казани и на обкомовскую дачу, где Владимир Семенович пел для партийной элиты. На прощание Высоцкий дал ему свой московский телефон и по-свойски предложил: «Будешь в столице — заходи!» Фарукшин воспользовался этим приглашением… Из книги «Владимир Высоцкий в Казани» можно узнать о потрясающей работоспособности артиста: его концерты в Молодежном центре начинались в 10.00 и в 12.00, во Дворце спорта — в 15.00, 18.00 и 21.00. На третий день казанского тура, 14 октября, Высоцкий улетел в Москву — играть в театре спектакль «Гамлет». А утром 15 октября первым рейсом вернулся в Казань, чтобы продолжить гастроли. Несмотря на плотный график выступлений, он умудрялся в Казани и по гостям ходить. В один из октябрьских вечеров Высоцкий заглянул на огонек к актрисе Качаловского театра Наталье Беспаловой (Рачевской), которую к тому времени многие знали по ролям в фильмах «Бой с тенью», «Жили три холостяка», «Агония», «Невеста с Севера», «Чудак из пятого «Б»… Почти все, с кем в октябре 1977 года в Казани общался и виделся Высоцкий, отмечают, что он был необыкновенно доброжелательным, простым в общении. На овации, которые начинались сразу, как только он выходил на сцену, реагировал спокойно — говорил: «Давайте я вам лучше побольше спою, а вы поменьше хлопайте». До концерта пил чай с коньяком — согревал горло...Где и как можно приобрести новинку, как с Вами связаться тем, кто захочет получить книгу с автографом?
— Тираж книги 1000 экземпляров, приобрели ее музеи Высоцкого, известные исследователи творчества поэта и обычные читатели. Осталось небольшое количество, желающие приобрести книгу могут написать мне на эл. адрес: rfc57@mail.ru Владимир.

Марк Бернес

Леонид Утесов

Если я не ошибаюсь, Вы записывали в Казани один из концертов Константина Николаевича Беляева? Как это было?
— Да это так! С творчеством Константина Беляева я познакомился лет в тринадцать, нашел в столе у отца кассету, думал, что на ней записан Высоцкий, а услышал незнакомый голос. Под гитару пелись «Куплеты про евреев», с юмором и ненормативной лексикой. Спросил отца, кто это поет, но он был недоволен тем, что я слушал эту запись, забрал кассету и сказал, что песни эти запрещенные, фамилию исполнителя он не знает, скорее всего, это Александр Галич, который эмигрировал из нашей страны. Через несколько лет в гостях у одноклассника я вновь услышал этот голос и узнал фамилию исполнителя. Это был концерт «В гостях у Доси Шендаровича», хорошего качества и с большим количеством «озорных» песен. Через много лет мне удалось познакомиться и подружиться с Константином Николаевичем, увидел, сколько записано дисков с песнями в его исполнении. Узнал, что он выступает с концертами и решил организовать его выступление в Казани. В 2001 году я пригласил его на свое 35-летие. Параллельно я обзвонил знакомых из ночных клубов, и директор одного из них решил рискнуть и дал согласие на выступление Беляева. Следующим было выступление на дне рождения директора одной нашей крупной фирмы, но до него был большой перерыв по дням, и я решил использовать его с пользой: записать альбом с профессиональными музыкантами. Группа «Джайв» — джазовый коллектив, известный в Казани и за её пределами, выступали в совместных концертах с Игорем Бутманом и западными артистами. Руководитель Валерий Коротков – рояль, клавишные, аранжировки, Сергей Баулин-тенор-саксофон, Олег Солодовников – контрабас, Эдуард Нуруллин – ударные. Запись произведена в реальном времени с последующим наложением некоторых инструментальных партий на студии. Песни для записи альбома отбирались мной, мы обсуждали это с Беляевым по телефону. Все песни, за исключением последней о Казани, были уже записаны в разное время с разными музыкальными коллективами. Поэтому материал для джазовых аранжировок был отобран. Песня же о Казани была написана за несколько дней до приезда, была ещё «сыровата», но всем очень понравилась, а аранжировки для неё уже делали на самой записи, поэтому понадобился ни один дубль прежде, чем песня состоялась. Константин Беляев прожил у меня дома неделю, остались самые теплые впечатления от общения с ним. Он всегда улыбался, был интересным собеседником, быстро нашёл общий язык с моим сыном, показал ему несколько аккордов на гитаре. Не курил, не пил, но носил с собой маленькую бутылочку с коньяком и по глоточку выпивал перед обедом. Этот альбом прослушали корифеи шансона, друзья Беляева – Анатолий Днепров, Николай Резанов, Игорь Герман, Анатолий Полотно и высказали лестные отзывы. В начале этого года мне предложили официально выпустить этот альбом, нужно было мое согласие как продюсера и вдовы Константина Николаевича. К сожалению, Наталья Валентиновна отказалась от этого предложения.

О чем мечтаете как коллекционер и как обычный человек? Что пожелаете нашим читателям в Новом Году?
— Как коллекционер, конечно, мечтаю о пополнении своей коллекции интересными экспонатами, а также, чтобы в моем родном городе Казани появилась улица Высоцкого, памятная доска и туристический маршрут. А нашим читателям пожелаю в Новом году крепкого здоровья, оптимизма и чтобы сбывались мечты!
© Максим Кравчинский (www.kravchinsky.com)
специально для сайта «Классика русского шансона».
Фото из архива В.Урецкого

Понравилась статья? Разместите у себя в соцсетях ссылку на эту страницу. Пусть про нее узнают как можно больше людей.
Нет комментариев. Ваш будет первым!