Михаил Бурляш: нашенская музыка или «40+»
Дорогой друг и читатель, неравнодушный к миру музыки, предлагаю тебе провести небольшой эксперимент. Попроси своего младшего отпрыска (сына/дочь, племянника, внука или другого подвернувшегося под руку молодого – а лучше очень молодого человека) поставить тебе какой-нибудь забойный, крутой музон. Просто для того, чтобы сравнить свои ожидания с тем, что получишь на самом деле.
«Нашенское»
Твоя душа, конечно, попросит в качестве «крутого музона» что-то «нашенское». Не в смысле отечественное, а в смысле то, что нравится или всегда нравилось именно тебе. Возможно, это будет «Модерн Токинг» или «АББА», возможно, «Скорпионс» или «Депеш Мод», а может Розенбаум или «Машина времени». Любители шансона, конечно, подумают о Северном, Круге, Лесоповале… Ну, а если статью читают те, кому за 80, то вполне вероятно, что и Элвис Пресли с Диной Дурбин окажутся в этом «листе ожиданий». А то и кто-то поэкзотичней.
Как бы то ни было, ни одно из этих ожиданий не оправдается. Больше того – ты, золотой мой человек, получишь то, что никогда не слышал и даже не представлял себе, что ТАКОЕ вообще можно петь… Ну, а то, что лично ты считаешь «потрясной музыкой» вызовет у отпрысков лишь ухмылки, да ехидные фразочки про «откровенный трэш» и «старье».
Кто-то наверняка скажет: «да, ладно, хватит ныть, это вечный конфликт отцов и детей», кто-то привычно прогундит, что «молодежь бескультурна и знать ничего не хочет, и в голове у молодых исключительно мысли про х…, музыку и тряпки, да и к чему им тратить энергию на освоение огромных культурных пластов того, что уже давно пропахло нафталином». Как обычно, истина где-то посредине.
Серые кардиналы шоубиза
Год назад меня повергла в легкий шок песня про «тающий лед». Особенно сильным потрясением стала динамика набираемой «Грибами» популярности. Уверен, что тут сыграла роль мега прогрессивная пиар-компания, выстроенная по всем законам современных технологий, от большинства из которых мы, старички, непоправимо отстали.
За достаточно короткий промежуток времени композиция группы «Грибы» выстрелила в чартерные топы без видимого участия больших музыкальных воротил. А когда-то на моих глазах такие «стрельбища» организовывали серьезные сенсеи музыкального бизнеса – например, Айзеншпис и Фридлянд. Первый умер, второй почил на лаврах, посадив на жесткие контракты нескольких раскрученных им же артистов. Валерий Владимирович Гринберг (Зеленогорский) просто отошёл от дел, устав, по-видимому, от хороводов безголосых, лоснящихся автозагаром мальчиков и девочек всех возрастов.
Да, ещё на плаву «попсовики» Крутой, Матвиенко, Шульгин, Дробыш и Пригожин. Но уже нет в живых Артура Пилявина, Царство небесное. Пытался покончить с собой Сергей Пудовкин, но, Слава Богу, неудачно, на радость китайским и американским поклонникам Витаса. Весьма успешен продюсер Константин Меладзе, хотя амбициозная молодежь от него потихоньку ускользает. Ещё пытается хорохориться Иван Шаповалов, едва выкарабкавшийся из смертельной болезни. Всех их уверенно и неумолимо теснит молодежь. Взять хоть Тимура Юнусова (больше известного как Тимати) с его личным продюсерским центром.
Хотя и ему уже дышат в затылок. Например, Юрий Бардаш, успешно раскрутивший сначала «Quest Pistols», чья песня про «устал, хочу любви» всего несколько лет назад звучала практически отовсюду, а потом – и нашумевшие «Грибы». Впрочем, последних он уже распустил – практически так же быстро, как и раскрутил. Это поколение «кардиналов» не будет сидеть на лаврах, в отличие от «старичков». Им интересно пробовать жизнь на излом, экспериментировать, открывать и закрывать проекты, зажигать и гасить звезды.
В шоу-бизнес пришли новые игроки. Кто они? Плоды их трудов нет-нет, да прорываются к нам из телефонов и колонок наших отпрысков. Прорываются и бьют в болевую точку – наши дети не слушают НАШЕ.
Что ж, мы в свое время тоже выставляли в окно колонки и доставали родных и близких всяческими «гражданскими оборонами». А «предки» и немолодые соседи ворчали и ругались: «сделай потише!», «что за ерунду ты слушаешь!»
«40+»
Теперь мы и сами где-то в этой возрастной группе. Доросли. И, может, ещё не с недоумением, но уже с некой насмешливой иронией напеваем современные хиты типа: «остановите, Вите надо выйти». В клубах, где по вечерам звучит мертвый chillout, хаус и откровенно однонотный блюз, а по ночам – оглушительный хипхоп и евродэнс, нам уже слегка тоскливо и неуютно. Попса кажется «на одно лицо», рок – наивным детским лепетом, шансон – пародией.
Действительно, молодые исполнители шансона частенько улыбают (а иногда и печалят) своими неуклюжими попытками соединить в русском жанре попсу с блатняком. Поиски любимой некогда музыки приводят в провинциальные кабаки, где иногда ещё можно встретить заезжую звезду умирающего «классического» шансона, а, если повезет – то и местного поп-гоп-стопщика. Ну, а большинство жанровых фестивалей, конкурсов и концертов настолько коммерциализовано, что уму и сердцу ничего не дают.
Остается лишь слушать диски в машине во время бесконечных автопробегов по родине. И лично мне Петлюра, Миша Круг, Катя Огонек и Сергей Наговицын часто скрашивают дорогу, Царство им небесное.
Впрочем, не шансоном единым, как говорится. Случается «тряхнуть стариной», врубая на всю громкость подборку «старинного» рока. Древние хиты «Наутилуса», «Агаты Кристи», «Крематория», «Машины времени» и «Арии» звучат каждый раз непередаваемо свежо и современно. Иногда я разбавляю их Земфирой, БГ, Шевчуком или даже профессором Лебединским – чтобы не сильно ударяли в голову.
Ну, а уж если кто и погружает обратно в юность с головой, так это «Сектор Газа», «Гражданская оборона» и «Кино» — опять же, Царство небесное Хою, Цою и Летову. Они появились в моей жизни аккурат в момент, описанный Игорем Тальковым в его песне. Тогда, «когда я в руки взял гитару».
До этого я без разбору слушал что попало, особо не различая рок и попсу. В моей домашней коллекции были записи групп «Карнавал», «Электроклуб», «Секрет», «Автограф», «Комиссар», «Браво». Где-то фоном звучали бардовские песни, Земляне, АББА и Анна Герман – в основном, как дань уважения к интересам родителей. А эпатажность Жанны Агузаровой казалась чем-то космическим.
Думаю, многие из сегодняшних сорокалетних могут выстроить похожий алгоритм собственных музыкальных пристрастий: диско-рок-попса-шансон. В разной последовательности, причем Это для нас громыхают в Лужниках «дискотеки 80-х» и «90-х»: Мираж, Кармэн, Комиссар, Ласковый май, Технология, Томас Андерс, Дитер Болен… Это мы делаем кассовые сборы всё ещё гастролирующим по городам и весям «Арии» и «Алисе». Это для нас в дорогих хороших ресторанах вальяжные певцы поют «Владимирский централ» по 10 раз подряд. Это мы ежедневно прибавляем тысячи просмотров старым видео на Youtube: всем этим «Песням-85», сборникам клипов «Комбинации», «Queen» и Майкла Джексона.
Не скажу, что это всё – любимая музыка. Это просто музыка юности.
Из предков – в детки
Следующий шаг вакантен, господа. Сегодня его можно сделать в любую сторону: хоть в ретро, хоть в хип-хоп. Может, стоит прислушаться к тому, что слушают мелкие? Вполне возможно, что новые имена и ломаные ритмы с синкопами в странных местах и есть то, что сделает нас моложе! Вслушайтесь в смысловую нагрузку, в абстракции и образы тех, кто видит этот мир юными глазами. Очень может быть, что, завибрировав с ними на одной частоте мы с вами наконец-то ощутим себя по-настоящему ВМЕСТЕ с теми, кого родили…
И, наконец, поймём, почему нас это раздражает.
Мне кажется я понял. Это месть. Месть Вселенной за то, что мы когда-то раздражали НАШЕЙ музыкой своих предков.
Михаил Бурляш, музыкант, июнь 2018