ВИА Ариэль. В глубь фольклора
В Уфе завершились гастроли известного музыкального коллектива — рок-группы «Ариэль». Наш корреспондент встретился с ее руководителем В. ЯРУШИНЫМ. Первое, что бросилось в глаза в гостиничном номере, где остановился Ярушин. — старенький — баян. Согласитесь, не совсем обычный инструмент для музыканта из рок-группы. Но в том-то и дело, что «Ариэль» несколько выпадает из нашего общего представления о подобных молодежных коллективах — в ее творчестве преобладают народные песни. Именно верность фольклору и принесла широкую известность челябинским музыкантам не только у нас в стране, но и за рубежом. А какая же русская песня без баяна...
— Он всегда со мной, — улыбнулся Валерий. —И на гастролях, как видите. Постоянно ищу новые аранжировки, нет почти дня, чтобы не взял его в руки. Представлять коллектив, думается, нет необходимости. Песни «Ариэля» у нас, как говорится, всегда на слуху. Вспомните хотя бы «Старую пластинку» из репертуара Леонида Утесова, «Тишину», многочисленные вариации русских песен, популярную ныне «В краю магнолий». Да мало ли их! — все же четырнадцать лет существует коллектив.
— Валерий, все это время мы знали «Ариэль» как вокально-инструментальный ансамбль. Но сейчас вы именуетесь рок-группой? Что это: изменение стиля или же дань моде?
— Ни первое и ни второе. Мы всегда играли в стиле рок. а если точнее, в стиле фолк-рок. Дело в том, что термин «рок-музыка» у нас долгое время не был в ходу. Но со временем он получил официальный статус — и это, считаю, закономерно. Правда, сейчас отечественная рок-музыка только становится на ноги. И хотя наряду с. хорошими есть и слабые группы, прогресс уже то. что у нас вырабатывается своя теория, техника. Творческий багаж нашей группы достаточно солиден. Сюда можно отнести, скажем, оперу «Сказание о Емельяне Пугачеве», ораторию «Мастера», сюиты «Русские картинки» и «Утро планеты», написанные в стиле рок.
— У этого музыкального течения существуют, как известно, разновидности. Среди молодежной аудитории есть такая категория слушателей, которые предпочитают лишь хард-рок, самую жесткую манеру игры. А у вас в основном народная тематика.
— Мы не придерживаемся каких-то узких рамок — синтезируем жанр. Встречаются у нас и элементы хард-рока, джаз-рока. Но это делаем не в угоду слушателю, а для его эстетического воспитания. И обращение к фольклору в данном случае имеет неоценимую роль. Вот. скажем,, недавно узнал, что многие учащиеся ПТУ в Челябинске записались под влиянием наших песен в русские народные хиты, чтобы лучше узнать их истоки. Это же замечательно: мы их приблизили к родным мотивам. Нам нужен эрудированный, чувствующий и понимающий музыку слушатель, который не одурманен одними ритмами. Увеличивать их лагерь — наша задача. И фольклор с его понятным и родным сюжетом — могучее оружие.
— Как вы работаете над песней? Какие требования предъявляете к ней? Ведь у вас под руками богатейший пласт. К тому же кроме народных песен у вас в репертуаре есть и авторские вещи.
— Припомню такой случай. Думаю, он лучше всего даст представление. Когда мы записывали третий фольклорный диск, понадобились еще четыре песни. Я перебрал их около шестисот, и лишь тогда нашел нужные. Мы ведь не просто аранжируем фольклор, но и пытаемся вскрыть новые грани, драматизировать его сюжет. Ищем много, кропотливо то, что созвучно с нашей манерой, настроением. Или взять такой случай. Одна журналистка (в такой же ситуации, как наша) предложила партитуру песни,- Взял, чтобы не обидеть. Но когда прослушал ее, буквально заболел— это была старинная песня Горьковской области. Сделали «На улице дождик» в блюзовой манере — прекрасная вещь! Пишем и свои песни. При этом бываем очень требовательны. Считаем, что не всякая своя композиция годится для репертуара. Есть, знаете ли, такая философия у некоторых рок-групп: «Пусть дитя кривое, но мое». Мы же решительно против такого подхода к песне. Если говорить о нашем кредо, то мы стремимся и дальше развивать фольклорный рок. его крупные формы. Например, задумана постановка часового рок-спектакля, сценарий готов. Это историческое полотно о становлении мощи нашего государства, о связи времен. Понимаем, что это непростое дело: понадобятся не только техничность исполнения, вокальные данные, но и актерская игра.
— Что же, Валерий, разрешите пожелать вам от имени всех уфимцев, а особенно поклонников вашего искусства, больших творческих Удач.
Беседу вел А. Сайтов
Вечерняя Уфа, 9 сентября 1985