Группа Зодчие. Мелодия сюжета
— Как удалось вывести разнообразие за рамки «музыкального разнобоя»? Чем объяснить, что темп не скатывается до стилевой скороговорки? И наконец, в чем секрет популярность группы?
— Все дело в программе, — объяснил руководитель коллектива Юрий Давыдов — в смысловом подборе номеров. Именно программа определяет лицо группы, а не шлягер, на который делают ставки наши коллеги по эстрадному цеху. Бывает, что музыканты стараются, а зрители томятся в ожидании знакомой, любимой песни. Тоже самое и со стилями «зритель не виноват, что не разделяет музыкальных пристрастий той или иной группы.
— Эффект резкого переключения, без сомнений, обостряет восприятие, как и любая неожиданность. Но не кажется ли вам такой способ воздействия на аудиторию несколько формальным, что ли?
— Конечно! Если программа только к методу сводится. В таком случае не поможет самое виртуозное владение инструментами. Легкость подражания – мнимая. Она ограничивает музыкантов, держит их в своеобразной «узде», и аудитории это в конце концов надоедает. Другое дело, когда разнообразие вызвано столовой необходимостью, идеей номера. Добавлю, что сюжеты мы стараемся не придумывать, а искать. В жизни разумеется. Сольный номер барабанщика Геннадия Гордеева понравился всем настолько, что хотелось создать ему «сюжетный» постамент. После общего мозгового штурма барабанщику придумали роль шумного жильца коммунальной квартиры. Ну и песню естественно, сочинили «Вещизм», проблемы транспорта, облик молодежного «кумира» — эти темы композиций «Зодчих» вполне узнаваемы, актуальны и злободневны.
А почему бы и нет! По-моему, если группа пользуется у молодежи популярностью (а значит, и доверием) она обязана ставить перед аудиторией острые вопросы, которые так или иначе задает себе каждый. Ансамбль ставит неожиданно и конкретно — по законам жанра. Поэтому от отдельных выступлений такого рода мы переходим к целой эстрадно-музыкальной программе «Путешествие в кунсткамере». Проведем своеобразную «инвентаризацию» отживших свой век диковинок повседневной жизни.
— Да, в рамках одного стиля тут действительно тесновато. Но, с другой стороны должны же быть у музыканта музыкальные пристрастия?
— Лично я всему предпочитаю мелодию. И ради нее могу перестраиваться сколько угодно. Важно, чтобы профессиональный уровень позволял это сделать. Обидно ведь отказываться от понравившейся идеи из-за того, что она не в твоем стиле. Вдохновение не спрашивает, когда ему появляться. Оно настигает нас неожиданно, независимо от настроения и сиюминутной готовности. Встречи с искусством случаются не так уж часто, чтобы позволять себе роскошь их откладывать. Поэму Кедрина «Зодчие» я впервые открыл в вагоне метро. Музыка словно звучала сама, без помощи аранжировки «Но чтобы заставить её также звучать с эстрады пришлось использовать весь свой шестилетний музыкальный опыт. И понять, как — мы еще умели.
А «Зодчие» окрепли. Недавно у нас появились молодые солисты Юрий Лоза и Валерий Сюткин со своей манерой, своими идеями, своими песнями. Диапазон группы расширился. Замыслы стремительно меняются от номера к номеру.
— Вы свободно ориентируетесь в разнообразии стилей, не теряя своего собственного. Пак что же у этого разнообразия общего?
— Желание найти настоящую песню, которую не придется «украшать». Поэтому мы при всей своей разности, выпускаем песню в свет только при единодушном одобрении. Приятно, конечно, когда под твое выступление скандируют, смеются. Но настоящий контакт проявляется по-другому.
А.Васильев, «На смену» 24.07.86 год, г. Свердловск