Михаил Дюков «Искусственный интеллект никогда не заменит Северного, Круга или Шуфутинского…»

— Как изменился жанр за последнее время? Что сейчас модно в нем, на твой взгляд?
По-прежнему в жанре преобладает «восточное» направление, даже те, кто не пел в этом стиле – начинает его имитировать. Продолжается «умягчение» жанра в сторону эстрады, появляется все больше и больше народных ноток. И что тоже заметно, и это важно по многим объективным причинам – стало много патриотических песен, песен с темой «Спасибо деду за Победу!». Не то, чтобы «День Победы» Давида Тухманова и Владимира Харитонова потеряла свою актуальность, но новое время требует новых героев, новые слова и новые образы.
Стало больше «танцевалочек», как ни обидно, большая часть – со слабыми текстами, поэтому идет очень много перепевок старых вещей, где есть и текст со смыслом и вокал, который превалирует над музыкой. Русская душа загадочна – она не только хочет танцевать, но и слышать, о чем поет солист. Увы, на эстраду (любую – попсовую, шансонную, хорошую или плохую) мощно ворвался ИИ. Учитывая, какими семимильными шагами технологии мчатся (даже не уходят) вперед, то отличить живого певца и ИИ – почти невозможно. Там иногда такие рулады, такие ходя и такие придыхания – что диву даешься…Опять же – не нужен ни поэт, ни композитор, ни вокалист – один человек полностью заменяет «фабрику» звёзд… в том смысле – делает все «под ключ», включая аранжировки.
ИИ – хорошо это или плохо? Время покажет и рассудит…. Возможно, просто народу надо в это поиграться и переболеть этим, как ветрянкой, и жить дальше… Товарищи программисты и айтишники, но ИИ, какой бы высочайший уровень техники не был, никогда не заменит Аркадия Северного, Михаила Круга или Михаила Захаровича Шуфутинского… Я не против прогресса, но только в лучшем его проявлении, полезным человеку… Но опять же, шоу-бизнес – это развлекательная индустрия, как требовали древние: «Хлеба и зрелищ!!!»… Зрелища на потребу публики – всегда довольно-таки примитивный продукт.
— Кажется ли тебе, что классический блатняк снова становится модным, причем со старыми именами: Кучин, Мафик и прочие?
— Начнем с того, что стало издаваться и переиздаваться большое количество винила с так называемым «старым» блатняком – Михаил Шуфутинский, Вилли Токарев, Дина Верни, Аркадий Северный, Михаил Гулько и Виктор Шульман. И многое из этого переиздается нелегально, любителями, но на профессиональной технике. Определенный парадокс. Но парадокс и в том, что это покупают и серьезные коллекционеры, которые не бросают деньги на ветер, но часто действуют по принципу – ай, пусть будет в коллекции и это.
Будет ли молодежь петь классический блатняк прежнего уровня – не уверен, но они находят новые симбиозы – в саунде, аранжировках, но блатная тематика все равно остается. Надо понимать, что эмигрантский блатняк, советский блатняк и блатняк 90-х – это две большие разницы…
Например, блатняк третьей эмиграции – это больше стилизации и песни с юмором, хотя Вилли Токарев тут является исключением, его некоторые песни уже стали классикой народной песни.
Блатняк 90-х – это довольно жесткий период в жанре… романтизация блатной песни, хотя, опять же, с другой стороны – герои Михаила Круга никогда не были его современниками – это романтические воры и жулики, хоть и кровожадные, но из периода НЭПа, как и большая часть героев Розенбаума… Кучин, Кемеровский, Мафик и остальные – они поют о современниках.
И еще… некоторые молодые авторы обратились к акустике – записываются с живыми коллективами или под гитару, или даже под рояль…как говорится – дорого и богато. Но иногда слишком долго и звук иногда так прилизан, что ты не слышишь по-настоящему, что это живые музыканты и живые инструменты… слишком сладко, слишком гладко.
— И какие перспективы развития жанра ты видишь?
— Во-первых, жанр сегодня пошел двумя путями – цифровые платформы и виниловые пластинки… то есть одни хотят «искусство в массы» — даже без денег, вторые хотят его монетизировать… и монетизировать дорого, элитно и красиво.
Тут как раз странно, что CD по-прежнему не в моде… идет провал…и когда говорят, что звук винила лучше, простите, это не совсем так… да, звук «мягче и теплее», но это ностальгия по пластинкам наших отцов и их радиол, «цифра» ярче и прозрачнее, выше качеством… и тут даже не поспорить, это не предмет для дискуссий. Одни любят желатиновых мишек, а другие – мармелад, разницу, надеюсь, вы понимаете. И повторюсь вновь и вновь, если у артиста нет носителя – он не артист, он не может подарить или продать (монетизировать) свою музыку. Вот представьте, приходит артист на радиостанцию или продюсеру и говорит: мои песни вы можете взять (а чаще их там надо покупать) или послушать на такой-то платформе… а на флешке или диске у меня песен нет… Вот вы сейчас серьезно? А после концерта вы на чем будете раздавать автографы? На билетах? А это тот самый момент уважения к слушателю – в холле концертного зала должны быть книги или диски, или плакаты, или фотографии, или программка… когда вы, дорогой зритель видели такую в холле перед концертом?
Шансон будет всегда – как ни крути. Видоизменяться – да, исчезнуть – нет… «Воровайки» вон опять поют, Шуфутинский и Розенбаум – аншлаги…. И они оба поют много старого.
Если откровенно, пока сидим и ждем новой звезды… потому как старики – они стабильны, классика, но чего-то нового и яркого пока не видно.
Беседовала Наталия Хомякова