Алексей Яцковский: «Местная шпана меня избегала….»
ЯЦКОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 21.03.1954 г.) – автор-исполнитель в стиле русского шансона, родился в Москве. В конце 1990-х Алексей Яцковский эмигрировал в США. В 2003 записал дебютный диск «Алексей Яцковский от А до Я», в том же году был записан альбом «Сказки про лагеря». В настоящее время Алексей Яцковский проживает в США, получил два высших образования (компьютерные науки и бизнес менеджмент), пишет песни, записывает и издает диски.
(книга «Русский шансон: люди, факты и диски»)
— Алексей Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о себе, о том как, где и что? Откуда пошли песни такие?
— Родился в день весеннего солнцестояния, 21 марта 1954 года. Отец, Григорий Павлович партийно-профсоюзный деятель; мать, Вера Николаевна ответственный работник бытового обслуживания. Родился в рубашке и ногами вперед, что дало повод предсказывать долгую, счастливую жизнь. Роды были очень трудными, продолжались около четырех часов, и от их последствия мама так и не оправилась до конца своей жизни. По гороскопу Овен, человек, предназначенный самой природой к лидирующим позициям. Но все это проявилось много позднее. А начало жизни было довольно таки незавидным с любой точки зрения. В детстве часто били ребята во дворе и школе. Почему? Во многом потому, что был не таким как все. Не гонял мяч или шайбу во дворе, а вместо этого просиживал целыми днями в читальном зале библиотеки полиграфического техникума, куда ежедневно приходил после школы и читал, читал, читал — буквально глотал книги целыми собраниями сочинений. Это была единственная крупная библиотека в округе, но книг на руки не давали, можно было читать лишь там. По сути, эта библиотека стала вторым домом, в котором проводилось значительная часть жизни на протяжении нескольких лет (примерно с восьмилетнего возраста вплоть до тринадцатилетия). За эти годы были прочитаны сотни книг, которые составили основной багаж прочитанной художественной литературы (позднее на смену пришли монографии и техническая литература, а художественная лишь урывками). Это было непростое время, поскольку из библиотеки возвращался, как правило, уже после того, как стемнеет, и чтобы не угодить к хулиганам во дворе обходил несколько кварталов в сторону, садился в автобус и доезжал в обход до самого дома. Физически был большим и смирным, никого не обижал и молча сносил побои, а у окрестной шпаны считалось особым шиком подскочить и влепить эдакому здоровенному верзиле оплеуху безнаказанно. Перелом наступил вскоре после того, как отпраздновал свое тринадцатилетние. После очередного мордобоя во дворе (в результате которого получил очередной синяк под глазом) подошел к отцу, объяснил ситуацию и спросил, как жить дальше. Тот подумал и ответил, что он мог бы обеспечить сыну охрану, но не будет этого делать, поскольку спасение утопающих в данном случае дело рук самих утопающих, необходимо просто изменить ситуацию, перестать был жертвой и дать достойный отпор обидчикам. В тот же вечер, взяв из домашней кладовки (где хранились различные инструменты) металлическую фомку, вышел во двор и направился прямо в беседку, где собиралась по вечерам местная шпана. Родители, пришедшие забирать сына в отделение милиции, только руками развели семь пробитых голов, три сломанных руки и десяток побитых подростков, и все это, если верить протоколу, дело рук их тишайшего сына, который и мухи не обидит. Дело спустили на тормозах, поскольку было абсолютно неясно, как один подросток, голыми руками (фомка была благополучно заброшена в кусты через забор детского сада) мог устроить эдакое побоище, но на учет в милиции поставили. С тех пор начали относиться с большим уважением. Местная шпана избегала или заискивала при встрече, а за спиной катилась слава эдакого не знающего тормозов урлы, который в одиночку может искалечить целую банду при желании. Так родился персонаж, который стал известен под именем Алеха далеко за пределами своего собственного двора. Первый сексуальный опыт пришел в тринадцать лет с молоденькой продавщицей кваса, девицей легкого поведения по имени Рая. Именно это приключение послужило созданию первой песни «Музыкант» (Пустите Рая, мне под вами тесно…) Первая любовь – Надежда, которой понадобилось всего лишь несколько дней для того, чтобы забыть о существовании Алехи, как только прошел слух о его смерти (банальная поножовщина в межрайонной драке и пара недель больницы). В результате целая серия песен «Алеха». — Первый песенный опыт, уже целая серия песен, а что было дальше? — К шестнадцати годам стал довольно популярной фигурой среди хулиганствующих подростков Красной Пресни. Кто-то называл королем района, кто-то говорил, скромнее дескать, масть держит. Как бы там не было, с такой популярностью оставаться долго на свободе было просто нельзя, и все это заканчивается малолеткой. После освобождения переезд на Юго-Запад, где становлюсь довольно широко известным под своей лагерной кличкой «Волк». Пишутся все новые и новые песни, но исполняются только в узком кругу друзей и знакомых. Там же первый брак, от которого рождаются один за другим два сына Алексей и Павел. Снова тюрьма, на этот раз много серьезнее. Подрастрельные статьи, год одиночного заключения до суда в Бутырской тюрьме, коридор смертников, приговор — прокурор просит пятнадцать лет, дают минимально допустимый срок в восемь лет строгого режима благодаря тому, что на руках двое малолетних детей старшему из которых всего полтора года. После освобождения развод с первой женой, повторный брак, в результате которого рождается дочь Алиса. Но вскоре и этот брак распадается. С уголовщиной покончено навсегда и следует бурная жизнь, в которой самые неожиданные профессии сменяют одна другую от электромонтажника на стройке до директора ресторана, от заместителя директора крупного завода до водителя такси, от фотокорреспондента ряда центральных издательств до продавца книжного магазина. С началом горбачевской перестройки активная деятельность в политике. В какой-то момент пришло понимание того, что оставаться дольше в России не представляется возможным и впереди нелегкий путь иммиграции в США, который со мной полностью разделяет моя третья и последняя жена.
— Почему и как вы пришли к тому, чтобы запеть и начать записывать, издавать свои песни?
— С наступлением нового тысячелетия рушится последний (третий по счету) брак. К этому времени в Москве вырастает дочь от второго брака и находит черновики песен отца. В ней просыпается необходимость контактов с отцом, которого она никогда не видела. Вся связь происходит только по телефону. Дочка просит записать песни отца, чтобы их можно было прослушать. Так рождается альбом «Алексей Яцковский от А до Я». Это первый сольный альбом, поскольку до этого было лишь несколько выступлений в Москве в составе других участников (МГУ, Олимпийская деревня, ДК Горбунова и т.д.). Альбом состоит из двух восьмидесятиминутных дисков с большим количеством комментариев. Получив этот альбом, дочка вступила со мной в полемику, пытаясь доказать, что стиль блатного шансона не имеет прав на существование, поскольку это де откровенная пошлость (это мировоззрение воспитано на основе передач Радио Шансон). В результате специально для нее написан диск блатного шансона «Сказки про лагеря» и дочь меняет свою точку зрения на прямо-противоположную. В достаточной мере понимая, что в пошлости виноват не сам стиль, а отдельные (большинство!) авторов этого стиля. Новых концертов, по всей видимости, не будет, несмотря на то, что тот, кого когда-то звали «Алеха» уже написал около полутысячи песен и продолжает писать новые. Но вот только я не собираюсь заниматься концертной деятельностью. Новые альбомы буду выпускать. А песни, их можно будет найти на Интернете, хотя бы на моей страничке в библиотеке Машкова. Чем занимаюсь сегодня? Отрабатываю два свои высших образования, полученные уже в Америке (компьютерные науки и бизнес менеджмент), а песни остаются тем, чем они и были до сих пор – криком души, высказанным, когда уже нельзя больше молчать. Почему? Потому, что я человек, который знает, о чем он пишет, если это о лагерях, то я знаю о них не понаслышке, если об эмиграции, то это тоже реальный факт биографии оставивший (и продолжающий оставлять) свои шрамы в душе. И еще я готовлюсь к возвращению на Родину. Тогда, когда это станет возможным. Ну а попутно, пишу новые песни, готовлю новые диски.
— Слушал ваши диски — красивые стихи, вам бы все это под оркестровку попеть, альбомы были бы сильные. Я всегда говорю, что человек, который был «там» — пишет и знает все по-другому и изнутри. Мы свой выбор решили теперь – На периметр вышли, К пулемету приникнул старлей, Обожгло на бегу. Хрусталем отозвалась капель, Барабанит под крышей, А в тайге даже в солнечный день Тишина, как в гробу. Поезда уходящие вдаль С дробным стуком по шпалам, Над болотом стелиться печаль, Как туман над тайгой, И в сырую осеннюю рань Уложили нас рядом В этот дикий заброшенный край, Что лежит надо мной. Такое просто так не пишется….
— Спасибо за комплимент, хотя, справедливости ради, необходимо заметить, что далеко не все кто был «там» могут хоть что-либо сносное выразить на бумаге в любой форме, хоть в стихотворной, хоть прозой. Что касается инструментала, то он в принципе есть. Альбом «Сказки про Лагеря» был написан с оглядкой на моего друга Александра Максимова (московский музыкант, бывший солист ансамбля «Лейся Песня» и т.д.). Александр специально под мои песни создал группу «Кореша» и начинает раскрутку этой группы осенью этого года (гастроли по стране, выпуск дисков и т.д.) Если Вы внимательно прослушаете песни этого альбома, то там почти в каждой песне имеется слова «кореша» в той или иной вариации. Так это именно поэтому. Сам же я записал этот альбом с одной гитарой практически в спешке, поскольку торопился выпустить его ко дню рождения дочери, которой этот альбом и посвящен. Вообще, отныне я намерен писать все свои композиции только в инструментальной обработке, по целому ряду причин. В настоящий момент заканчиваю работу над новым альбомом блатного шансона с серьезным инструменталом. Альбом будет называться «Брусничная Поляна» и выйдет, очевидно, ближе к зиме или к весне следующего года (я еще не до конца согласовал этот вопрос с издателем). В этом альбоме будут только мои новые песни, написанные на протяжении последних нескольких недель. Ну и помимо всего прочего, вот только что выпустил инструментальный альбом «Ништяк». Этот альбом является следствием уникального эксперимента по созданию целого цикла произведений, написанных в различных музыкальных жанрах, объединенных одной общей основой. А началось все с того, что много лет назад я просмотрел документальный фильм психологического плана, посвященный проблемам восприятия. Скрытой камерой была произведена запись опроса случайных людей на улице. У всех них спрашивали направление к одному и тому же объекту. И вот что интересно — все опрошенные указывали правильное направление, но при этом называли различные ориентиры. Так, например, мужчина алкоголического типа, в качестве таких ориентиров, привел вытрезвитель, винный магазин, отделение милиции; старушка — аптеку, рынок, поликлинику; молодая девушка — ЗАГС, детские садик, магазин модной одежды. С тех пор прошло много лет, но память об этом фильме осталась и возникла идея создания некоего музыкального эквивалента того кинематографического эксперимента. Дело в том, что все мы музыканты говорим в принципе об одном и том же, пытаемся выразить одни и те же мысли и чувства различными способами, ведь ничто не вечно под луной. И вот, в результате двухмесячной работы над альбомом «Ништяк», получился новый альбом, аналогов которому просто не существует. Альбом состоит из семнадцати композиций написанных в семнадцати различных музыкальных стилях — Рэп, Шансон, Авторская песня, Блюз, Фольклор, Хауз, Джаз, Кантри, Диско, Поп, Регги, Бардрок, Хип-хоп, Латинская, Хардрок, Металл и Соул. Все эти песни естественно абсолютно разные, но всех их объединяет одна общая основа. Какая? Ответ на вопрос — «Что такое ништяк с разных точек зрения?»
— В Штатах вы работаете, записываете и издаете диски, что еще?
— Я не знаю, будет ли это Вам интересно, но где-то осенью 1991 года судьба наградила меня знакомством с графиней Разумовской, проживавшей в Нью-Джерси, в одном доме с моим коллегой по работе. Эта милая дама, оставшаяся на старости лет совершенно одна, жила практически только воспоминаниями о России. У нее была уникальная коллекция граммофонных пластинок с записями русского шансона, в том числе и блатного. Вот об одной из этих пластинок я и хочу Вам рассказать. На этой пластинке была причудливая смесь эмигрантских песен с цыганскими напевами и даже с откровенно тюремными песнями. Пластинка была датирована 1932 годом и носила название «У Максима 37» (русскими буквами). Насколько я понимаю, она была изготовлена в Париже. Что такое " 37", понятия не имею, а «У Максима» — очевидно одноименный парижский ресторан. По всей видимости, это была концертная запись, поскольку в паузах там прослушивался типично ресторанный шум (звон бокалов, разговоры, смех и т.д.). Некоторые песни этой пластинки настолько меня заинтересовали, что я обратился к хозяйке с просьбой сделать копию записи с этой пластинки. К моему глубочайшему разочарованию, мне было в этом категорически отказано. Никакие уговоры не подействовали. Единственно, что мне было позволено сделать это переписать в блокнот слова песен, что я и сделал.
— Это что-то невероятное, ничего подобного никто не рассказывал, во всяком случае – никто из коллекционеров похожего не находил пока…
— Теперь непосредственно о песнях. Одна из этих песен — «Журавли» в исполнении автора, Петра Лещенко. Две других, имеющие в титрах упоминание о том, что автор песен неизвестен это «Поручик Голицын» и «Все теперь против нас». Последняя песня в Вашем личном упоминании, на Вашей страничке (имеется ввиду книга «И тогда эта песня звучала, автором «Белой песни» указан Юрий Борисов – Д.М.) почему-то называется «Белая Песня» и указана даже фамилия якобы автора, что лично для меня не выдерживает никакой критики. И, наконец, две оставшиеся песни (из тех, которые меня заинтересовали и авторы которых также неизвестны) на этой пластинке это «Мурка» и «Таганка». Последняя была для меня полнейшим сюрпризом, поскольку я был абсолютно убежден, что «Таганка» была написана где-то в период 1940-50 годов и уж никак не ранее. Однако дата выпуска пластинки (1932 год) заставила меня пересмотреть свои взгляды на эту тему. Спустя несколько лет, где-то накануне нового тысячелетия я услышал о кончине графини и поехал в Нью-Джерси с надеждой приобрести ее коллекцию граммофонных пластинок. Я переговорил с Ланд-Лордом (владельцем дома) и выяснилось жуткая вещь: вся мебель и утварь графини была отправлена за неимением наследников в «Армию спасения» (организацию, помогающую малоимущим гражданам), а старую коллекцию пластинок просто выбросили на помойку! Я опоздал буквально на несколько дней. Вот такая вот история. Единственно, что мне удалось «спасти» это реальные слова вышеперечисленных песен, с которыми можно ознакомиться на моей странице в библиотеке Мошкова по адресу: music.lib.ru/j/jackowskij_a_g/. Там же можно загрузить и сами эти песни в моем исполнении. — А не могли бы вы рассказать подробнее про эту пластинку «У Максима 37», может кто-то вспомнит, все равно постараемся найти эту пластинку…. — По поводу пластинки, мне кажется, что я мог бы Вам подсказать, с кем конкретно нужно связаться. Я абсолютно убежден, что эту пластинку (или, по крайней мере, аналогичную) видела Жанна Бичевская. Дело в том, что, возвратившись как-то после одной из своих поездок во Францию, Жанна разразилась обличительной речью в отношении господина Звездинского, которого она обвинила в плагиате. Речь шла о песне «Поручик Голицын». Как Вы знаете, есть много вариантов этой песни. Но характерно вариант, который поет Жанна Бичевская слово в слово совпадает с тем вариантом, который пою я сам, и который я переписал с пластинки 1932 года. То же самое относится и к песне «Все теперь против нас». Более, чем очевидно, что Жанна пользовалась аналогичными источниками информации. Вполне вероятно той же пластинкой, о которой я уже рассказал Вам. Пару дополнительных слов непосредственно о пластинке: может это поможет Вам в Ваших поисках. Сама пластинка, очевидно, является частью серии, на что указывает номер. Несмотря на то, что она датирована 1932 годом, выпущена она скорей всего где-нибудь в конце 1960-х годов, именно тогда как я понимаю промышленность начала осваивать виниловые диски-гиганты на 33 оборота. Вместе с тем, песни на этой пластинке явно граммофонные, поскольку слышен был такой треск, как будто пластинку проигрывали швейной иголкой, а не алмазной иглой (сама пластинка была в идеальном состоянии). Помимо этого, все записи на пластинке были естественно в моно звучании с характерными для граммофонных пластинок звуковыми искажениями. Конверта у этого диска не было (во всяком случае, я его не видел), а наклейка представляла собой диск черного цвета с графическим изображением белым цветом контура граммофона (с характерным раструбом), все надписи на русском языке, за исключением выходных данных внизу, они были по-французски и для меня это равносильно китайскому алфавиту (несмотря на то, что в школе когда-то учил французский). Вот, пожалуй, и все на эту тему. Хотя… есть еще одна любопытная деталь. На этом диске были «Журавли» Петра Лещенко. А у хозяйки дома была еще чисто патефонная пластинка Лещенко с этой же песней (две песни на пластинке, на обороте «Очи Черные», издательство сороковых годов). Так вот текст «Журавлей» на этих пластинках отличался, правда, в одном лишь слове. Впоследствии мне удалось уточнить у Аллы Баяновой (которая много лет выступала вместе с Петром Лещенко), что Лещенко изменял первое слово этой песни в зависимости от места ее исполнения. Если песня исполнялась где-нибудь в России (как, например, в оккупированной немцами Одессе, где у Лещенко было три ресторана) то первые слова были: «Там под небом чужим...» Находясь же на Западе (скажем в Белграде или Париже) Лещенко пел: «Здесь под небом чужим...». Такая вот дискография.
— А как быть с тем, что некоторые ваши песни поют другие люди, не указывая Ваше авторство?
— Я, честно говоря, не собирался афишировать свое авторство ряда моих песен известных в исполнении других исполнителей. Это была вынужденная мера, поскольку я был предупрежден накануне концерта «От А до Я», что вероятны провокационные вопросы этого плана на концерте, и я решил пойти ва-банк и начать концерт именно с исполнения этих песен. Впрочем, как я вижу, Вы не стали афишировать это в своей статье обо мне. Но я не вижу причин, по которым я должен прятать целый двойной альбом, только потому, что его содержание может быть не так воспринято разными юродивыми кретинами. Я ни у кого ничего не украл, это у меня крали песни, а некоторые и сам дарил. Да Вы и так все знаете! К слову, я взял и подарил свою новую песню «Золотой Медальон» абсолютно незнакомой питерской барду-поэтесе Наталии Ивановой. По крайней мере, хоть этот подарок был у всех на глазах, не придерешься. Ну, вот такой вот бессребреник по жизни. Какой есть, не обратно же лезть!
— Спасибо Вам, Алексей Григорьевич за уделенное время и за рассказ.
— Это Вам спасибо за предоставленную возможность знакомства с Вашими читателями. Убежден, что многие из них (особенно те, кто серьезно интересуются шансоном) откроют для себя новую страничку шансона в моем творчестве, новое понимание этого стиля, изуродованного сегодня заполонившими эстраду бездарностями.
Беседовал Михаил Дюков, сентябрь 2004 г.